Урок по повести Л. Н. Толстого "После бала".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

 

 

                                                      Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

                                                        нельзя считать себя знающим свою страну, нель-

                                                      зя считать себя культурным человеком.  

                                                                                                       М. Горький

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel_urok1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

        Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

        На доске написан эпиграф урока:

                                                Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

                                                        нельзя считать себя знающим свою страну, нель-

                                                зя считать себя культурным человеком.  

                                                                                        М. Горький

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

- По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

                        (Зачитать эпиграф)

- В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

        Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

- Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них  преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.  

        Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

        Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании,  значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».  

        Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

        А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

        Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».  

  1. Анализ рассказа После бала»

- Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

- Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

                ( стр. 167, учебник)

- Кто рассказал нам данную историю?

                (Иван Васильевич)

- Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

- Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

- Давайте возвратимся на бал.

- Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

                (Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

- Все эти описания передают чувства героя. Какие?

                (Любовь)

- Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

                (Стр. 174)

- В кого же влюблён главный герой?

                (В Вареньку)

- Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

- На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

                (На отца Вареньки)

- Найдите описание его внешности.

                (Стр. 172)

- Какое впечатление он на вас произвёл?

                (Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

-Но что настораживает в его описании?

                (Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

- Опишите его манеру танцевать.

                (Стр. 172)

- Что особенно умиляло рассказчика в нём?

                («Четвероугольные носки сапог»)

- В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

- Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

                («Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

- Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

                (К дому Вареньки) 

     - Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

                (Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

- Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

- Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

- Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

            На балу

             В поле, на плацу

Рассказчик                  

Счастл        Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

- Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

- Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

- Какое было николаевское время?

- Как звали Николая Павловича?  (Николай Палкин)

                (Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

- Какова тема данного рассказа?

                (Любовь, избиение солдата – татарина)

- Какова идея?

                (Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

- Выражает ли автор своё отношение происходящего словами. Есть ли авторская оценка происходящего?

                (Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

- Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

2) Самая сильная сцена в рассказе «После бала»

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Конспект урока ИЗО в 5 классе "На балу"

Урок по Изобразительному искусству в 5 классе " Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века. На балу".  Образовательная те...