В ГОСТЯХ У НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Самусь Валентина Михайловна

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов (классов) учащиеся знакомились с жизнью и творчеством лауреатов Нобелевской премии (исключение Б. Пастернак и И. Бродский) В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков). Поэтому посчитала уместным провести внеклассное мероприятие, посвящённое российским лауреатам Нобелевской премии в области литературы именно в октябре 2013 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения учредителя данной премии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

Сценарий заседания в литературной гостиной

Форма проведения внеклассного мероприятия: заседание в литературной гостиной.

Цели:

развить познавательную деятельности учащихся; расширить представление учащихся о русской литературе XX века; приоткрыть художественный мир каждого из российских нобелевских лауреатов в области литературы; воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию;

Задачи:

Образовательные:

  1. ознакомить учащихся с некоторыми сведениями нобелевских лауреатов в области литературы
  2. познакомить учащихся с личностью А. Нобеля и историей нобелевской премии.

Развивающие:

  1. продолжить работу по формированию умения работать самостоятельно и в группах;
  2. продолжить работу по формированию умения слушать;
  3. продолжить работу по формированию коммуникативной культуры учащихся;
  4. формирование навыков работы с литературой и другими видами источников;
  5. пробуждение интереса к творческому поиску.

Воспитательные:

  1. продолжить работу по формированию ответственности каждого ученика за весь класс;
  2. продолжить работу по формированию уверенности в себе;
  3. продолжить работу по формированию творческой активности учащихся;
  4. продолжить работу по формированию дисциплинированности;
  5. продолжить работу по формированию уважения к мнению одноклассников;
  6. продолжить работу по воспитанию чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества.

Методы обучения:

  1. по источнику знаний:

    - словесные (рассказ);

        - наглядные (презентации).

2. по характеру учебно-познавательной деятельности:

         - объяснительно-иллюстративный метод;

         - самостоятельная и групповая работа.

3. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

         - поощрение в учении.

Средства обучения:

         - компьютер;

         - мультимедийный проектор;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации Pawer Point.

Срок проведения: 25 октября 2013 г..

Участники заседания: учащиеся 10 класса.

Ход заседания

Слайд 1 

Учитель литературы: Я рада видеть вас на заседании в литературной гостиной. Тема нашего заседания «В ГОСТЯХ У НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ».

У открытий, как у людей, свои судьбы. Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени. А бывает золотая середина? Оказывается, да.

Слайд 2

И подтверждение этому - жизнь и творчество основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, учредителя премии, увековечившей его имя в человеческой памяти (список заслуг может быть продолжен), - Альфреда Бернхарда Нобеля.

10 декабря, 2009 года  исполнилось 105 лет со дня его смерти и столетие учреждения премии его имени. В этот же день, по установившейся традиции, счастливые лауреаты получают премии и награды по шести нобелевским номинациям.

Слайд 3

А 21 октября 2013 года исполнилось 180 лет со дня рождения Альфреда Нобеля (1833-1896),

Современники считали Нобеля не соответствующим образу преуспевающего капиталиста той эпохи. В отличии от других воротил делового мира его можно было назвать "спартанцем". Он тяготел к уединению, не пил, не курил, был далек от азартных игр. Свободно изъяснялся на 5 языках. Коммерция, к счастью, не служила ему помехой для приобщения к мировым культурным ценностям.

В личной библиотеке Нобеля можно было найти труды великих ученых, философов, писателей. Он обожал современников - Гюго, Бальзака, Мопассана, любил творчество Тургенева, отвергал натурализм Золя. В какое-то время даже решил было забросить коммерцию, посвятить себя (под воздействием поэзии Перси Шелли) всецело литературе. Написал немало пьес, романов, стихов, но неожиданно охладел к писательству.  

Слайд 4

Итак, Альфред Нобель - шведский химик, инженер, изобретатель динамита. Завещал свое огромное состояние на учреждение Нобелевской премии. В его честь назван синтезированный химический элемент нобелий. В честь Нобеля назван Нобелевский физико-химический институт в Стокгольме.

Слайд 5.

Ошибочная публикация в 1888 некролога Нобеля (газетчики перепутали изобретателя с его старшим братом Людвигом, умершим 12 апреля в Каннах) в одной из французских газет с порицанием изобретения им динамита считается тем событием, которое подтолкнуло Нобеля к решению оставить после своей смерти некое более ценное наследие. 27 ноября 1895 в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал свое завещание, Слайд 6 согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премии, присуждаемой вне зависимости от национальности. Завещание Альфреда Нобеля, составленное им 27 ноября 1895 года, гласило:

«Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов…Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов.

Таким образом, в завещании Нобеля предусматривалось выделение средств на награды представителям только пяти направлений:

За время существования премии было введено лишь одно новшество — в 1968 году Шведский банк по случаю своего 300-летия предложил выделить деньги на премию по экономике, и Нобелевский комитет принял на себя обязательство по их распределению. Официально именуемая как премия по экономике памяти Альфреда Нобеля впервые была присвоена в 1969 году.

Слайд 7

Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

Слайд 8 

Награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда.

Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира) и только один раз. Хотя бывают и исключения. Например, известный физик и химик Мария Кюри, которая дважды становилась лауреатом этой награды.

Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.

Слайд 9

Фонд Нобеля был создан в 1900 году как частная независимая неправительственная организация, с начальным капиталом 31 млн шведских крон. Первые премии составляли 150 000 крон. В настоящее время размер премии составляет 10 млн шведских крон (около 1 миллиона 300 тысяч долларов)

Слайд 10

Нобелевская премия мира — высшая награда за достижения в области укрепления мира, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло.

Каждый Нобелевский лауреат вправе самостоятельно решить, как распорядиться своей премией. Некоторые лауреаты передавали средства на благотворительные цели.

Слайд 11

Наши соотечественники в области литературы становились обладателями «Нобелевки» 5 раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак , 1965 год – Шолохов, 1970 – Солженицын и 1987 – Бродский.

Учитель литературы:

А теперь давайте посмотрим презентации по этим писателям

Начнём с Ивана Алексеевича Бунина (выступление по презентации) 

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), писатель, поэт, крупнейший мастер русской реалистической прозы, почетный академик Петербургской Академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Удостоен премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В своей речи при вручении премии Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту (эмигрировал во Францию в 1920 г.).

Борис Леонидович Пастернак (выступление по презентации)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), выдающийся поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года. Удостоен премии «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала, что отказ Пастернака от премии был продиктован невероятным давлением на него со стороны властей и в 1989 г. вручила диплом и медаль его сыну.

Следующий лауреат - Михаил Александрович Шолохов (выступление по презентации)

Михаила Александрович Шолохов (1905-1984), советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года. Премия вручена «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Начав как реалистический писатель, который не боялся показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в дальнейшем оказался в плену «социалистического реализма».

Учитель литературы:

Интересно, что Шолохов стал первым и единственным советским литератором, получившим Нобелевскую премию с согласия советской партийной власти. На церемонии вручения премии Шолохов нарушил сложившийся этикет, не поклонившись вручавшему награду королю Швеции. Точно не известно, сделал ли это Шолохов нарочно, чтобы продемонстрировать всему миру, что казаки кланяться никому, кроме своего народа, не собираются, либо попросту не был предупрежден о данной детали этикета.

Александр Исаевич Солженицын (выступление по презентации)

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008), писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года. Удостоен премии «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал. В своих художественных литературных произведениях затрагивал, как правило, острые общественно-политические вопросы, активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Последним лауреатом стал Иосиф Бродский (выступление по презентации)

Иосиф Александрович Бродский родился (1940-1996), поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. Премия присуждена «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1972 году был вынужден эмигрировать из СССР, жил в США. (всемирная энциклопедия называет его американским поэтом). Бродский самый молодой из литераторов, удостоившихся Нобелевской премии по литературе.

12 слайд .

Учитель литературы:

Ещё раз посмотрим на нобелевских лауреатов в области литературы

На этом наше заседание окончено. Разговор о лауреатах Нобелевской премии у нас будет на уроках литературы в 11 классе.

Спасибо за внимание!

Подготовила и провела учитель литературы

Самусь Валентина Михайловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание в литературной гостиной В ГОСТЯХ У НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

Слайд 2

Альфред Бернхард Нобель

Слайд 4

Альфред Нобель Шведский химик, инженер, изобретатель динамита. Завещал свое огромное состояние на учреждение Нобелевской премии.

Слайд 5

Ошибочная публикация в 1888 некролога Нобеля в одной из французских газет с порицанием изобретения им динамита считается тем событием, которое подтолкнуло Нобеля к решению оставить после своей смерти некое более ценное наследие. 27 ноября 1895 в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал свое завещание, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премии, присуждаемой вне зависимости от национальности.

Слайд 7

Самая престижная премия Самой престижной и дорогой является Нобелевская премия. Ежегодно ее присуждают за выдающиеся заслуги в науке, медицине, литературе и за укрепление мира. Согласно устава Нобелевского фонда, премии присуждаются за выдающиеся работы последних лет или за открытия, важность которых была оценена только недавно. Лауреатом премии может быть один ученый или группа, имеющая в составе не более трех человек. Кандидаты на Нобелевскую премию отбираются согласно уставу Нобелевского фонда. Правила Нобелевского фонда не позволяют присуждать премии посмертно.

Слайд 8

Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии.

Слайд 9

Фонд Нобеля был создан в 1900 году как частна я независимая неправительственная органи зация, с начальным капиталом 31 млн . шведских крон. Первые премии составляли 150 000 крон. В настоящее время размер премии состав ляет 10 млн. шведских крон (около 1 миллиона 300 тысяч долларов)

Слайд 10

Нобелевская премия мира — высшая награда за достижения в области укрепления мира, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло.

Слайд 11

Русские писатели – лауреаты Нобелевской премий 1933 г. Иван Алексеевич Бунин 1958 г. Борис Леонидович Пастернак 1965г. Михаил Александрович Шолохов 1970 г. Александр Исаевич Солженицын 1987 г. Иосиф Александрович Бродский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нобелевские лауреаты

нобелевские лауреаты в области мира и литературы...

Устный журнал "Нобелевские лауреаты"

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны. Пример тому – семья Нобелей в дореволюционной России. Три поколения Нобелей ...

Нобелевские лауреаты по литературе

Слайды к урокам литературы...

Опыт исследовательской мастерской. Нобелевские лауреаты от литературы.

Этот урок можно провести в начале учебного года как вводный в курс «Русская литература XX века», в процессе изучения которого старшеклассники обязательно встретятся с  писателями: И.Бродским, М.Ш...

Игра "Поле чудес" по теме "Нобелевские лауреаты по физике"

Игра "Поле чудес" по теме :"Нобелевские лауреаты по физике" разработана для обучающихся 8-10 классов....

Нобелевские лауреаты России по физике

Завещание Альфреда Нобеля и  Российские лауреаты в области физики...

"Нобелевские лауреаты"

В презентации представлены некоторые нобелевские лауреаты по литературе...