"Вечер накануне..."
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Подшивалова Светлана Михайловна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_nakanune.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вечер накануне…»

(литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина)

/От портрета Пушкина, спроецированного на экран, ведущие идут к зрителям с томиками стихов в руках./

1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий. Здравствуй, мой современник!

1 ведущий. Среди дат, мелькающих на календаре, есть одна, особая дата – июнь 1799 года

                     – день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича

                     Пушкина.

2 ведущий. Два столетия разделяют нас с ним. Но чем дальше он уходит от нас, тем

                     ближе и дороже становится.

1 ведущий. Пушкин всегда современен. Пушкин и сегодня близок и дорог нам.

2 ведущий. Девятнадцатый век…

                    Он как будто за тонкой стеной.

                    Динь-динь-динь колокольчик –

                    В Тригорское, Болдино, Линцы, Петербург и Москву.

                    Размышленья о жизни иной,

                    Декабристы, дуэли,

                    Доносы, балы, разночинцы…

1 ведущий. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого

                     столетия. Приятные время препровождения, поиски женихов и невест,

                     последние светские новости и сплетни. И мы приглашаем вас, дорогие друзья,

                     на бал пушкинской поры.

2 ведущий. Бальный сезон начинается осенью и разгорается зимой. Лунный свет заливает

                     улицы, сыплет пушистый снег. А из особняка доносятся звуки музыки.

/Ведущие слегка разворачиваются к сцене, раскрывают томики стихов Пушкина и читают./

1 ведущий. Глухая полночь. Строем длинным

                    Осеребренные луной

                    Стоят кареты на Тверской

                    Под домом пышным и старинным.

/Звучит «Полонез». В глубине сцены появляется несколько пар танцующих, ведущие продолжают чтение на фоне танца./

2 ведущий. Пылает тысячью огней обширный зал,

                    С высоких хоров ревут смычки, толпа гостей,

                    Гул танца с гулом разговора…

/На фоне «Полонеза» появляются хозяйка и хозяин бала./

Хозяйка бала. Кажется, все в порядке, дорогой: гости прибыли, все в прекрасном

                          расположении духа.

Хозяин бала. Как много нынче молодежи! Надеюсь, скучать им не придется.

Хозяйка бала. Почему-то до сих пор нет молодой четы Пушкиных. Неужели этот

                          светский ветреник не порадует наше общество своей красавицей-женой?

Хозяин бала. Да, женка Пушкина – очень милое творение. Верно говорит Жуковский, «и

                        душа, и жизнь, и поэзия Пушкина в выигрыше от этого союза». Но где же

                        он?

/Уходит в глубину сцены, берет бокалы и проходит ко второму микрофону./

1 дама. Ты слышала, Пушкин женился?! Венчание состоялось в церкви Большого

              Вознесенья. Говорят, он очень счастлив.

2 дама. Неужели? Долго же ему пришлось идти к этому. История сватовства тянулась

              около двух лет.

1 дама. Да, госпожа Гончарова боялась отдать свою дочь за человека, который имел бы

              несчастье быть на дурном счету у государя.

2 дама. Говорят, он даже обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу,

              прося выдать ему вроде свидетельства о благонадежности.

1 дама. Чего не сделаешь ради любимой?! Но госпожа Гончалова тоже хороша! Скупа до

              чрезвычайности, злобна и сварлива. Я слышала, что она третировала Пушкина,

              устраивала оскорбительные сцены, заставила жениха выдать под видом займа

              одиннадцать тысяч для покупки приданого.

/Хозяин бала с молодым человеком с бокалами в руках ведут беседу у второго микрофона./

Мужчина. Ты видел Александра?

Хозяин. Нет, после женитьбы он не очень жалует наши мальчишники.

Мужчина. А раньше он не прочь был покутить вместе с нами. Помнишь, как бывало?

                  Что смолкнул веселия глас?

                  Раздайтесь, вакхальны припевы!

                  Да здравствуют нежные девы

                  И юные жены, любившие нас!

                  Полнее стакан наливайте!

                  На звонкое дно

                  В густое вино

                  Заветные кольца бросайте!

Хозяин. Подымем стаканы, содвинем их разом!

               Да здравствуют музы! Да здравствует разум!

               Ты, солнце святое, гори!

               Как эта лампада бледнеет

               Пред ясным восходом зари,

               Так ложная мудрость мерцает и тлеет

               Пред солнцем бессмертным ума.

               Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

/Поворачивается к гостям, видит входящую Воронцову, отдает бокал товарищу и спешит ей навстречу./

Хозяин. О, госпожа Воронцова, рады видеть вас в добром здравии.

 

/Провожает ее к гостям./

/Разговаривают две дамы. Потом к ним подходит третья./

1 дама. Посмотрите, как все еще хороша Аннет. Интересно, как она встретила весть о

              женитьбе Пушкина? Ведь, говорят, у них был роман, и не шуточный.

2 дама. Не знаю, как насчет романа, но их случайная встреча в Тригорском у Осиповой в

              двадцать пятом году не прошла бесследно. Керн утверждает, что именно тогда

              было написано и подарено ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

3 дама. Возможно, стихотворение и было написано, но возможно ли верить поэту, тем

              более такому ловеласу, как Пушкин! Ни одну хорошенькую барышню не оставит

              без внимания. Согласитесь, что и на сегодняшнем балу немало таких, в чьих

              альбомах есть послание этого пиита. «Гений чистой красоты…». Все это лишь

              воображение и ничего больше.

2 дама. Но стихи получились замечательные.

/На фоне скрипки читает «Я помню чудное мгновенье…»./

3 дама. Боже, какая ты наивная мечтательница!

Хозяин. Мазурка раздалась. Бывало,

              Когда гремел мазурки гром,

              В огромном зале все дрожало,

              Паркет трещал под каблуком,

              Тряслися, дребезжали рамы,

              Теперь не то: и мы, как дамы,

              Скользим по лаковым доскам.

              Но где же Пушкин?

/На фоне мазурки в зале появляется чета Пушкиных. Разносится шепот: «Пушкин! Пушкин!» Хозяева спешат им навстречу./

Хозяин. Возможно ли прятать такую красавицу от других?!

Пушкин. Да, я женат и счастлив. Одно желание, чтобы ничего в жизни моей не

                 изменилось. Лучшего не дождусь.

/Сзади подходит пара из гостей, явно недоброжелатели Пушкина./

Дама. Похоже, не только вы изменили нам после женитьбы, но и ваша муза изменила

            вам?!

Мужчина. Как объяснить ваше обращение к прозе? Все эти Выстрелы, Метели с их

                    будничностью и примитивностью сюжета? Исписались, сударь?

Пушкин. Я возмужал среди печальных бурь,

                И дней моих поток, так долго мутный,

                Теперь утих дремотою минутной

                И отразил небесную лазурь.

Мужчина. Ах, вот оно как! А может быть…

/Назревающий скандал прерывает хозяйка бала./

Хозяйка. Господа, господа, внимание! Прошу внимания! Наша племянница со своими

                 кузенами приготовила сюрприз. Вам представляется заключительная сцена из

                 романа «Евгений Онегин» нашего уважаемого Александра Сергеевича.

/Гости рассаживаются. Хозяин помогает актерам расставить декорации. Звучит сцена объяснения Татьяны с Онегиным. После представления все хлопают, дамы подходят к актерам с репликами: «Ах, шарман, шарман!», «Вы великолепны, сударыня!», «Ах, Мишель, каков Мишель!» Мужчины берут бокалы и окружают Пушкина./

1 мужчина. Поздравляю! В вашем «Онегине» сама жизнь во всех ее изменениях.

2 мужчина. Мы видим свое, смотрим на свои причуды.

3 мужчина. Слышал, Раевский роман бранит. Ожидал романтизма, нашел сатиру и

                      цинизм.

Пушкин. Знаю, уже эпиграммы появились и на меня, и на роман.

1 мужчина. А язык! Те, кто ругает роман, спешат с выводами, спешат!

2 мужчина. И все-таки мне в вас нравится другое. Конечно, вы мастер в искусстве страсти

                     нежной, но как смелы и дерзки в эпиграммах:

                    Полумилорд, полукупец,

                    Полумудрец, полуневежда,

                    Полуподлец, но есть надежда,

                    Что будет полным наконец.

3 мужчина. Боже мой, но ведь это пахнет каторгой!

/Мужчины смеются и расходятся, ставя бокалы на поднос. Звучит музыка. Воронцова подходит к микрофону, смотрит на Пушкина. Пары танцуют, Пушкин ведет беседу с хозяином бала. В это же время Дантес подходит к сидящей в глубине зала Наталье Николаевне и начинает ухаживать за ней, передает ей записку./

Воронцова /сама с собой/. Однако, как это тяжело и грустно. Он уже не тот юноша, но все

                    также обаятелен, подвижен и влюблен. Влюблен в свою Натали, как,

                    возможно, когда-то был влюблен в меня. А кольцо с сердолиновым

                    восьмиугольным камнем он все еще хранит. Кто знает, не внесены ли в

                    отношения Татьяны с Онегиным наши с ним чувства. Так много общего. Он в

                    Кишиневе, несмотря на молодость и жизненную энергию одинок, несчастен и

                    влюблен, влюблен в меня, в жену своего непосредственного начальника. Я

                    сама увлечена его стихами, его страстью, но переступить брачные узы не могу.

                    Редкие письма, великолепные стихи, вот и все, что осталось от этой любви.

                    Накануне женитьбы, словно навсегда прощаясь со мной, он писал:

                      Последний раз твой образ милый…

/Воронцова, закрывшись веером, уходит в глубину зала./

1 ведущий /за кулисами/. Елизавета Ксавельевна была одной из привлекательнейших

                   женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такою мягкою,

                   очаровательной, женственной грацией, такою привлекательностью, что многие

                   без памяти влюблялись в нее.

2 ведущий /за кулисами/. Воронцова до конца своей долгой жизни сохранила о Пушкине

                    теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем

                    ей изменило, она приказала читать их себе вслух.

/К этому времени кательон закончен. Хозяин обратил внимание Пушкина на Наталью Николаевну и вьющегося вокруг нее Дантеса. Пушкин в возмущении выплескивает вино, резко произносит: «Каков нахал!» - и направляется к Наталье Николаевне./

Хозяйка. Серж, дорогой! Ты ведь тоже приготовил для новобрачных подарок.

                 Александр Сергеевич, Наталья Николаевна, этот романс звучит для вас.

/Все расходятся со словами: «Просим! Просим! Как мило!» Хозяин подходит к инструменту./

Хозяин. Господа, не обессудьте за исполнение. Я несколько не в голосе. Но романс мне

               очень понравился. Стихи Ваши, Александр Сергеевич, Ваши!

/Звучит романс «Я ехал к вам» из к/ф «Станционный смотритель». Пушкин с Натальей Николаевной подходят к хозяину: «Тронут, Серж, сердечно тронут, благодарю!» Отходят с Натальей Николаевной в сторону./

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего

                 сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще больше твоего лица.

/Пушкин читает «Мадонну», смотрит тихо на Наталью Николаевну./

1 дама /раздраженно/. «Чистейшей прелести чистейший образец». Как бы этот образец не

             наставил рога. Не случайно Пушкина назначили камер-юнкером. Это в его-то

             тридцать с лишним лет получить чин, даваемый юношам! Все это сделано только

             для того, чтобы постоянно видеть при дворе его красавицу жену. Вы знаете, сам

             император Николай не равнодушен к этой красотке.

2 дама. Да что вы говорите?! А кто этот молодой человек, что так откровенно и

              восторженно рассматривает Натали весь вечер?

1 дама. И вы заметили? Впрочем, это трудно не заметить. Приемный сын Геккерна Дантес

              так же нагл, как и красив. Он-то уж ни за что не откажется поухаживать за первой

              петербургской красавицей. Попомните мое слово – быть скандалу!

2 дама. Не все коту масленица! Пушкин! Пушкин! Да что он из себя представляет! Ни

              роду, ни племени, ни внешнего вида. Сущая обезьяна! А стихи?.. Да бог его знает,

              хороши ли они на самом деле! В наше время вон их сколько поэтов развелось.

/В середине зала – хозяева./

Хозяйка. Жена Пушкина – прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое

                 выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет

                 счастлива. Какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта и

                 такого поэта как Пушкин!

1 ведущий /за кулисами/. Пророчества Дарья Фикельмон вскоре сбудутся: безденежье,

                   цензура, ненависть светского общества, чрезмерное внимание императора к

                   красоте Натальи Николаевны, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь

                   сделают неизбежной ту роковую дуэль на Черной речке.

2 ведущий /за кулисами/. Но это все в будущем, а в настоящем –

/Звучит вальс./

                    Однообразный и бездумный,

                    Как вихорь жизни молодой,

                    Кружится вальса вихорь шумный,

                    Чета мелькает за четой.

1 ведущий. Так пусть же подольше не кончается мелодия, пусть кружатся в вальсе пары.

                     И пусть улыбается Пушкин.

/Гаснет свет. Пары в танце исчезают. На экране появляется слайд: памятник на могиле А.С. Пушкина. Выходят ведущие, подходят к памятнику-могиле./

1 ведущий. Друзья мои, вам жаль поэта:

                    Во цвете радостных надежд погиб…

2 ведущий. Его страдальческая тень,

                    Быть может, унесла с собою

                    Святую тайну, и для нас

                    Погиб животворящий глас.

/Ведущие закрывают томики стихов Пушкина./

1 ведущий. Пушкин… Его смерть стала его бессмертием.

2 ведущий. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, мы и сегодня признаем великими и

                     неоценимыми.

1 ведущий. В минуты радости, грусти, одиночества, дружеского застолья или минуты

                     душевной смуты мы вновь и вновь будем обращаться к Пушкину…

2 ведущий. Будем обращаться к Пушкину, чтобы наслаждаясь, умнеть и прозревать.

/Уходит, оставив свечи у памятника Пушкину. Звучит стихотворение «Не поминайте Пушкина вообще…»./

Ряды томов «пушкинианы»…

Как много накопилось их!

Одни солидны, как романы,

Другие трепетны, как стих.

Все выясняем, проясняем,

Разыскиваем, узнаем,

И кажется, чем больше знаем,

Тем меньше знаем мы о нем.

Тут даже сетовать напрасно –

Закономерность! Но зато

Про нас – так беспощадно ясно,

Как под рентгеном: Кто есть кто.

Кто мыслью дорожит, кто сплетней,

Кто неподделен и глубок,

А кто – отличник школы средней,

Все затвердивший назубок,

Кто чистолюбием снедаем,

Кто мудр и смел – не напоказ…

Все проясняем, проясняем…

Нет! Пушкин проясняет нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

великая отечественная война НАКАНУНЕ

Презентация на тему Великая Отечественная война. План "Барбаросса", основные силы противников....

СССР накануне Великой отечественной войны

Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне...

Накануне отмены крепостного права

Презентация к уроку по истории России, 19 век....

Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "

Цель урока:усвоить  причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личн...

Проверочная работа по теме: «Накануне отмены крепостного права» 8 класс

Проверочная работа по истории России 8 класс "Накануне отмены крепостного права"...

"Накануне боя"

Автор материала (ФИ) Пашкина АнастасияКласс10 классУчитель (ФИО) Подстречная Евгения АнатольевнаОбразовательное учреждение МКОУ «Голухинская средняя общеобразовательная школа»Название материала ...