Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Афанасьева Алла Ивановна

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по   теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_na_voyne_v_tsikle.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по   теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.

Автор материала А.И. Aфанасьева - учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №51 Петроградского района Санкт-Петербурга

                                               1 раздел

Пояснительная записка

Урок, посвященный анализу “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого проводит-

cя перед изучением романа “Война и мир”. Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф.Курдюмовой. Данная тема интересна и поучительна для десятиклассников.

Цели:         познакомить с историей создания данного произведения; выяснить, как Толстой решает тему “Человек перед лицом смерти”; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.

Оборудование: интерактивная доска

                                                                   

                                                              2 раздел

                                                              Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Музыкальная заставка (”Прощание славянки”).

“Севастопольские рассказы” графа, подпоручика Толстого появились в журнале “Современник” в 1854-1855 гг. В них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.

-Почему Л.Н.Толстой оказался в осаждённом Севастополе?

-Что вы знаете о поведении человека на войне.

Доска                                                                             Герой… - … правда.                                                      

оптимист                                                        …увидите войну в настоящем её                  

пессимист                                                       выражении - в крови, в страданиях,  в  

реалист                                                                  смерти…                                                 пацифист                                                      …война есть сумасшествие                                                                                               Лев Толстой

  1. Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.

  1. Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный

кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть” (Севастополь в августе”).

  1. Лексическая работа.

   

Подберите ряд ассоциаций к слову война.

Война- кровь, слёзы, голод, страдания.

Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.

Война - вооружённая борьба между государствами.

III.     Война в определении Толстого.

Самое страшное на войне – смерть человека.

В “Севастополь в декабре” Толстой показывает смерть солдата

В “Севастополь в мае/августе” – смерть Праскухина, братьев Козельцовых

  1. Анализ эпизодов.

Доска: …смерть Праскухина …смерть Михаила Козельцова

            …смерть Владимира Козельцова

(в конце какое определение)

скоропостижная                                            

незаметная, снуподобная (Обломов)                                        

ранняя

ужасная

мученическая

чёрная (чума)

героическая

нелепая

бессмысленная

случайная

             

                                       

                                                   Работа в группах

I.Группа Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.

Не простая игра случайностей губит Праскухина.В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.

Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и “Праскухин стал оживать немного”. “Оживать” - это значит тщеславиться.

В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, “трус” по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: “Ложись!”

Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами.

Праскухин заметив падающую бомбу лишь “невольно согнулся до самой земли”, а спустя секунду  “испугался, не напрасно ли он струсил”. Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с “самолюбивым удовольствием” увидел не бомбу, а то, что Михайлов “около самых ног его лежал на земле”. Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и “ужас, исключающий все другие мысли и чувства”, охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.

Беспощадный аналитик Толстой показывает далее, что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина.

Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: “Кого убьёт - меня или Михайлова?”

Эпизод смерти Праскухина показывает, как уже севастопольский период Толстой в таких мелочах и подробностях чувств своих героев учится ловить скрытый ход истории

Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которого является тщеславие.

Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом смерти князя Андрея в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены. Высокое чувство гордости командного полка, на которое обращают внимание подчинённые.

Тщеславие, а не патриотизм решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной.

В поведении офицеров – аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.

Каким словом можно определить смерть Праскухина?

II.Смерть Михаила Козельцова. Героическая.

Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь, прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.

Поведение во время штурма Севастополя.

Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющиеся ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему  противопостав-

лен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.

III.Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.

Война равнодушна человеческим судьбам. Героя убивают обыденно, как бы походя

(что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).

IV.Почему  в каждом из циклов присутствует смерть героя?

В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность

Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера –                    аристократа, пехотного офицера.  

Выводы:   1)Главный человек на войне русский солдат – защитник Севастополя

Чем питается этот будничный повседневный героизм защитников города?(любовью к родине)

                   2)Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших

сферах, не у адьютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.

О Войне Толстой:

“Cевастополь в декабре” …увидите войну в настоящем её выражении – в крови,                                                    в страданиях, в смерти…

“Севастополь в мае”      ...или война есть сумасшествие, или ежели люди делают   это сумасшествие, то они совсем не разумные создания…

        Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был есть и будет прекрасен,- правда.

Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди

Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхиваю-

щий в нём огонёк человеческого достоинства - высоко благородная мысль.

Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.

Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление

о ней, безжалостно разбивает и юношеские розовые представления. Толстой

показывает нам крушение юношеских представлений Козельцова. Мужество

рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на ба-

стионе.

Рисуя войну правдиво, писатель в центре своих сцен поставил живого человека,

раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки, его сокровен-

ные мысли.

Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужа-

сом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней

рядовых учеников, а сами ученики охарактеризованы в зависимости от их места во

всенародной борьбе.

Перед смертью ощущения человека особенно остры.

                        4 раздел

                     Библиография

  1. Интернет-источник: Л.Н.Толстой – Википедия
  2. “Севастопольские рассказы” Л.Н.Толстова

                                           

                                                     

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                

 

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....

Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и  тексте рассказ...

Методическая разработка "Война в изображении Л.Н. Толстого. От "Севастопольских рассказов" к роману "Война и мир".

Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала....

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»

Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по...

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого

Урок-путешествие может быть использован при изучении Л.Н.Толстого в 10 классе. Цель этого урока: знакомство с рассказом Толстого и воспитание патриотизма. Презентация: https://docs.google.co...