Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Сазонова Лидия Петровна

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sevastopolskie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Правда о войне в «Севастопольских рассказах»

Л.Н.Толстого.

( урок литературы в 10 классе)

                                                                              Учитель: Сазонова Л.П.

                                                         Саранск 2011

Задачи урока: 

  1. показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской      эпопеи;
  2. выявить, в чем же заключается правда о войне в цикле «Севастопольские рассказы».
  3. воспитание патриотизма, гордости за русских солдат, за русский народ.

Оснащение урока: мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

   Учитель: На предыдущем уроке мы начали знакомство с «Севастопольскими рассказами» Л.Н.Толстого.

- «Севастополь в декабре месяце» - ключевой очерк севастопольской трилогии Толстого. В нем схвачен тот идеал, та нравственная высота, с которой оцениваются события последующих двух рассказов. Что это за идеал?

( Это душевное величие скромного русского солдата, спокойно, без похвальбы защищающего свою Родину)

- Как объясняет Толстой причины, по которым люди живут в страшных «условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи»?

  («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине.»)

Сегодня мы продолжим нашу работу. Эпиграфом возьмем слова Л.Н.Толстого: «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе,…а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти.» (слайд 2)

3.Работа по теме урока.

-Что же представлял собой Севастополь, когда Толстой приехал туда?

Работа "художников".

Учащиеся рассказывают о художниках и их картинах, посвященных  обороне Севастополя.

Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник Айвазовский увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине "Осада Севастополя". (слайд 3,4)

Справка "историков"

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Полтора месяца Толстой провел на четвертом бастионе, после того как в марте 1855 года часть, где он служил, была переведена в Севастополь.

Учитель: - Что такое четвертый бастион? (Слайд 5)

( Мнение, что "четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него", подкрепляется тем, что, "когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: "Тебя бы послать на четвертый бастион", когда встречают носилки и спрашивают: "Откуда?" - большей частью отвечают: "С четвертого бастиона".
Зачитывают ученики и описание его: "Но везде со всех сторон и во всех местах видите черепки, неразорванные бомбы, ядра, следы лагеря и все это, затопленное в жидкой вязкой грязи".)


- А чем заканчивается это описание?
(Оказывается, читателя здесь поджидает сюрприз: "Так вот он, четвертый бастион, вот оно, это страшное, действительно ужасное место!.. Но разочаруйтесь: это еще не четвертый бастион. Это Язоновский редут - место сравнительно очень безопасное и вовсе не страшное".)
- Редут этот и был частью четвертого бастиона. Здесь и провел полтора месяца Толстой. И если мы вспомним, с каким чувством страха и обреченности шел на бастион штабс-капитан Михайлов, слова "о сравнительной безопасности" уже не введут нас в заблуждение, и мы поймем, что значит находиться целых полтора месяца в таком месте.)

Работа "биографов".

По  воспоминаниям бывшего товарища Толстого по севастопольской обороне: "Он был в полном смысле душой батареи... Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно".

В июле 1855 года Толстой награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", а в конце года - серебряной медалью "За защиту Севастополя". По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль "В память войны 1853-1856 гг."

- Таким образом, "Севастопольские рассказы" - свидетельство очевидца и участника тех событий. А как это проявилось в композиции произведения, в самой манере повествования?
( Это  "экскурсия по обороняющемуся городу": автор как бы ведет читателя за собой от пристани на набережную, отсюда - в госпиталь, а потом - на бастион. Картины сменяют друг друга: сцена на бульваре, разговоры "аристократов" на квартире Калугина и опять - бастионы и траншеи... Автор часто прямо обращается к читателю, приглашая его следовать за собой: "вы подходите", "вы выбираете", "вы входите". Повествование ведется таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий, способным ощутить то же, что защитники города.)

- А что мы узнаем об участии в боях самого Толстого?
(Оказывается, ничего. Он отвел себе скромную роль "экскурсовода", знакомящего нас с бытом и жизнью защитников Севастополя. Он вовсе не считал себя героем.)


- Кто же герой "Севастопольских рассказов", герой, которого, как признается автор, "он любит всеми силами своей души"?
(Ученики без труда продолжают цитату, потому что этим и заканчивается второй рассказ. "Герой этот - правда".)

Учитель: И "фурштатский солдатик", и "офицер в безукоризненных белых перчатках", и "матрос, который курит, сидя на баррикаде", и "рабочие солдаты с носилками", как и многие другие, просто "исполняют свое дело, какое бы оно ни было". А поэтому не каждый смог "подсмотреть" правду об этой войне и увидеть "ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища". Писатель смог эту правду увидеть. «Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда – правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе», - писал Толстому Н.А.Некрасов.

-А теперь я хочу спросить вас: "Что такое война "в настоящем ее выражении"?
("Кровь, страдания, смерть" - именно так определяет сущность ее Толстой, показывая "войну не в правильном, красивом и блестящем строе", и ребята без труда находят эти слова в тексте.)

- Докажите, что это действительно так.

(Каждый пересказывает, зачитывает эпизод, который ему особенно запомнился. Кто-то вспомнил, как "высокая тяжелая маджара на верблюдах протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена". Многим запомнились сцены в госпитале, где "мы видим, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; как с ужасным раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; как фельдшер бросит в угол отрезанную ногу; как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания. И как продолжение этого - сцены в 8-й главе "Севастополя в мае".
А какая потрясающая сцена в главе 16-й этого же рассказа, где десятилетний мальчик собирает цветы среди трупов!)

- Дважды приводит нас Л.Н.Толстой в госпиталь. Почему?

(Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоинством ведут себя раненые,  здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти)

Работа «историков». (Слайд 6)

В годы этой войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института.

Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них — Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

Медицинские сестры Великой Отечественной войны продолжили традицию своих предшественниц.

- Обратите внимание на окончание 14-й главы: "...Зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило".
С какой целью вводится пейзажная зарисовка?

(Ученики понимают, насколько противоестественна война! Говорят ребята и о том, что "война есть сумасшествие", приводя аргументацию Л.Н.Толстого (гл. 1-я. "Севастополь в мае"), вспоминая сцены перемирия (гл.16-я), где противники мирно беседуют, улыбаясь друг другу. Но "белые тряпки спрятаны - и снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия". Обращаю внимание учеников и на эти строчки: "И эти люди - христиане".)

- Ребята, давайте вспомним, о ком в основном рассказывает Толстой в первом рассказе «Севастополь в декабре месяце»?

(О простых солдатах и матросах)

Работа «художников». (Слайд 7)

Непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны Тимм  Василий Федорович (Вильгельм Фридрихович) за серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика батальной живописи. Расцвет военной тематики в российском изобразительном искусстве был впереди, однако работы художника с мест боевых действий, портреты участников сражений несли определенную художественную правду о происходящих событиях. . На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

Учитель: А в этом рассказе о ком чаще идет речь?

(Об офицерах).

-  Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Проскухин и других "аристократов"?

( Ученики находят соответствующие места в тексте)

- В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах.

- А теперь послушаем князя Гальцина: "Вот этого я не понимаю и признаться не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры".

 (Сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры. Ребята находят этот эпизод)

- А ведь подобные мысли до прибытия в Севастополь высказывал сам Толстой.

- Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним?

( Эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою "храбрость" капитану, который "уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей". Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! )

 -Вспомните, как менялось поведение капитана: "Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу".
- Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города. Близость к народу - это и есть близость к правде. Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя.

-Автор "Севастопольских рассказов" пишет: "Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, который героем был..."

- А кого еще, кроме правды, называет Толстой героем?
( "Народ русский".)
- Докажите, что это действительно так.

4. Итоги урока: 

- Главный герой севастопольской эпопеи –« народ русский».

 - Война противоестественна, это «кровь, страдания, смерть».

- Война выявляет как истинных патриотов, так и военных «трутней».

- Народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе "Война и мир".

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

- определить роль пейзажных зарисовок в рассказах;

- показать «диалектику души» на примере героев рассказа «Севастополь а августе»;

- индивидуальные задания: «История создания романа «Война и мир», «Жанр романа «Война и мир».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение о войне "Жестокая правда войны"

Участие в конкурсе сочинений, посвященных 66-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. "Судьба моей семьи в истории страны"....

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....

Правда о войне в произведениях писателей 20века

Конспект урока "Правда о войне в произведениях писателей 20века" с презентацией...

Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "

Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельнос...

Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести   В. Некрасова...

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого

Урок-путешествие может быть использован при изучении Л.Н.Толстого в 10 классе. Цель этого урока: знакомство с рассказом Толстого и воспитание патриотизма. Презентация: https://docs.google.co...