Правда о войне в произведениях писателей 20века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Журавлева Наталья Викторовна

Конспект урока "Правда о войне в произведениях писателей 20века" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст урока23.4 КБ
PDF icon Презентация к уроку2.84 МБ

Предварительный просмотр:

           Правда о войне в произведениях  писателей 20 века.

                           Слайд №1.

(Удары метронома, Вечный огонь)

Учитель: Этот звук напоминает биение сердца.Эти удары – память о Великой Отечественной войне, изменившей судьбу человечества.

Сегодня стали историей многострадальные её годы, светлый час победы.

Константин Симонов писал: «Никто не имеет право сказать, что знает войну досконально. Каждый из нас знает какую-то её частицу. Войну в целом знает народ, и народ надо расспрашивать  о ней».

История Великой Отечественной – это вечно живая история. Время не стирает и не может стереть ни одной строки из Великой книги – памяти народной. Вечная память – это не только слова. Вечная память жива в мемуарах и документах, в обелисках и мемориальных  комплексах, в названиях  улиц и, конечно, в произведениях литературы и искусства.

Вопрос: Какие книги о Великой Отечественной войне вы знаете?

(Называют произведения)

Учитель: Этот список можно продолжить…(запишите)

                           Слайд №2

  • Адамович А.М. Хатынская повесть.
  • Астафьев В.П. Пастух и пастушка
  • Бакланов Г. Навеки-девятнадцатилетние 
  • Бек А.А. Волоколамское шоссе.
  • Богомолов В. Иван.
  • Бондарев Ю.В. Горячий снег. Последние залпы 
  • Быков В. Альпийская баллада 
  • Казакевич Э. Г. Звезда  
  • Симонов К.М. Живые и мертвые.

Сегодня  на уроке мы пройдём с героями произведений Б Васильева, В. Кондратьева, В. Астафьева К.Воробьёва дорогами Великой Отечественной войны .

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Правда о войне в произведениях писателей 20 века». Оставьте, ребята, 3 строчки для эпиграфа, его мы запишем позже.

Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки: «Кто я? Зачем я живу? Что останется после меня на земле?» Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений  о войне. Кто же они, герои  Великой Отечественной?

Послушаем   группу учащихся, которые  познакомят нас с  творчеством  В.Кондратьева.  (Основные тезисы их сообщения законспектируйте)

(Выступление 1 группы)

Учитель: Да, ребята, книга Кондратьева правдивая, душевная. Она о многом рассказывает и многому учит. Читая «Сашку»,  по-другому представляешь себе войну. Правда о ней не забывается. Невозможно пережить с героем то, что он испытал, но понять его, прислушаться к нему, не остаться равнодушным – через это пройдут все, кто читал это произведение.

А самое главное – она вызывает у читателя размышления :»Каков ты сам? Смог  бы ты так  же? Что бы сделал на месте героя?»

И  знаете, приходишь к выводу: надо жить достойно.  Это завещает нам Сашка, это завещают нам герои В. Кондратьева.

                                Слайд №

Константин Дмитриевич Воробьёв.  Повесть «Убиты под Москвой». Какими дорогами Великой Отечественной войны идут его герои?

Слово второй группе.  (Не забудьте сделать записи)

   (Выступление 2 группы)

                        Слайд №

«Повесть «Убиты под Москвой»  не прочтёшь просто так, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного:чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой… - так писал  В. Астафьев.

Учитель:  Ребята,   ведущей темой творчества В. Астафьева всю жизнь была тема войны «во всех её проявлениях». Впервые полнозвучно и ярко она прозвучала в повести «Пастух и пастушка»(1971 год) и стала центральной в 90-е  годы, когда были созданы роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон» и «Веселый солдат». Видимо, с каждым годом военные воспоминания становились все более тяжелым грузом для писателя. О войне и последний опубликованный при жизни рассказ писателя «Пролетный гусь», написанный в 2001 году. Это, ребята, его своеобразное духовное завещание нам. Значительность прощального произведения писателя подтверждает и полученная за него премия имени Юрия Казакова, и спектакль, созданный на его основе во МХАТе имени Антона Чехова. Это произведение небольшое. Давайте посмотрим, как звучит в нем тема войны и в чем своеобразие позиции Астафьева в этом последнем произведении.

(Беседа по вопросам)

Вопрос: Кто является главными героями рассказа? И при каких обстоятельствах они встретились?

Вопрос: Что известно о довоенном прошлом героев? Что общего в их судьбах?

Вопрос: Что разрушает налаживающуюся жизнь молодых людей?

Вопрос: Какова роль Владимира Федоровича Мукомолова и его жены Нелли в повествовании? Как относится к ним автор?

Вопрос: Почему рассказ заканчивается смертью героев?

Вопрос: Как связаны имена героев с их судьбами?

Учитель: В творчестве Виктора Астафьева реалистические образы приобретали обобщающий смысл, вырастая до образов-символов. Такой образ есть и здесь – это образ пролетного гуся, давший рассказу название.

Вопрос: Символом чего является «гусь - … редкая здесь птица, бывает только пролетом»?

 Ответ: Трактовка этого образа может быть двоякой. С одной стороны, этот образ можно связать с судьбой Данилы, Марины и Аркаши: их жизнь оказалась короткой, они не задержались на земле, словно «пролетели»  мимо жизни, так и не сумев найти в ней место для себя. С другой стороны, этот образ может быть понят как символ краткого «пролётного» счастья, которое так редко в человеческой жизни и которое очень трудно поймать, удержать. Эта трактовка подчёркивает свойственное Астафьеву трагическое ощущение хрупкости, мимолётности бытия.

Учитель:

Учитель: Война в произведениях писателей  представлена как противоестественное, губительное для человека состояние, как трагедия народа. Трагедия не только в том, что погибло более 20-ти миллионов человек, но и в том, что она искалечила десятки миллионов, обоздолила, надломила и сократила им жизнь, наполнив её болезнями, страданиями, муками физическими и духовными.

Борис Васильев. Его замечательные экранизированные повести «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война…» Герои  произведения «Завтра была война»  были молоды, мечтали о будущем, строили планы.

Писатель не выдумывал положительных героев, он просто  написал о том,   что видел, знал и ценил в своём поколении. Именно отсюда истоки нашей победы в Великой Отечественной войне.

Борис Васильев был сверстником своих героев. Он тоже из того времени. Прошёл всю войну, хотя комиссия признала его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Он вспоминает: «Это было удивительное  поколение… Мы жили с искренним убеждением в том, что должны что-то героическое сделать, мы готовили себя к этому».

Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать  девятиклассникам. Но они выдержали проверку на человека  и на войне проявили себя достойно. Б.Васильев не рассказывает читателям, как воевали его герои, но в выступлении директора школы Николая Григорьевича  на встрече выпускников мы узнаём об этом.

   (Чтение отрывка учителем, исполняется под музыку «Метели» Свиридова)

 – Девятый «Б», – сказал он, и голос его сорвался, изменил ему, и дальше Николай Григорьевич кричал фамилии, все усиливая и усиливая крик. – Герой Советского Союза летчик-истребитель Георгий Ландыс. Марки собирал. Артем... Артем Шефер. Из школы его выгоняли за принципиальность, а он доказал ее, принципиальность свою, доказал! Когда провод перебило, он сам себя взорвал вместе с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего!... Владимир Храмов, Вовик, отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно было и не слышно. На Кубани лег возле «сорокопятки» своей. Ни шагу назад не сделал. Ни шагу!... Искра По... По...

Он так и не смог выговорить фамилии своей связной, губы запрыгали и побелели. Женщины бросились к нему, стали усаживать, поить водой. Он сесть отказался, а воду выпил, и мы слышали, как стучали о стекло его зубы. Потом он вытер слезы и тихо сказал:

– Жалко что? Жалко, команды у нас нет, чтобы на коленях слушали.

Мы без всякой команды стали на колени. Весь зал – бывшие ученики и бывшие фронтовики, сегодняшние школьники и учителя, инвалиды, вдовы, сироты, одинокие – все как один. И Николай Григорьевич начал почти шепотом:

Искра, Искра Полякова, Искорка наша. А как маму ее звали, не знаем только гестаповцы ее на два часа раньше доченьки повесили. Так и висели рядышком Искра Полякова и товарищ Полякова, мать и дочь.

Он помолчал, горестно качая головой, и вдруг, шагнув, поднял кулак крикнул на весь зал:

А подполье жило! Жило и било гадов! И мстило за Искорку и маму жестоко мстило!

Учитель: Вот таким было поколение юношей и девушек, которые в 41 году шагнули со школьного порога прямо в ад войны.

Великая Отечественная война давно закончилась. Стоит ли ворошить прошлое, сыпать соль на раны?

Вопрос:  Как вы думаете, ребята, нужно ли сегодня писать о войне?

Ответы:  Я думаю, нужно. Надо писать правду, люди должны её знать. Многие с ней не согласятся, кто-то отвергнет её, кто-то прочтет долгожданную правду о своей жизни на войне. Необходимо показать всю жестокость и несправедливость войны. Надо писать так, чтобы люди задумались.

Книги о войне надо писать, чтобы помнили о том, что такое война.

Учитель:  Конечно, такие  книги  писать необходимо. Война не кончилась. Она продолжается – в многочисленных «горячих точках» повсему миру. Для нас зеркальным повторением Афгана стала Чечня – афганский  «синдром» сменился кавказским. Последствия «арабской весны» плавно перешли в 2012-й год: в Египте военные не спешат передавать власть гражданским, в Ливии дело снова идёт к гражданской войне, в Сирии война ещё далека от завершения. 

Я хочу познакомить вас с отрывками из ваших сочинений на тему: «Каким я представляю  себе  будущее  моей страны?». Ваши представления о будущем самые разные, остановлюсь на  самых оптимистичных:

  1. В ближайшем будущем общество будет жить  по принципам  всеобщего равенства.
  2. Ученые научатся  бороться со смертельными  болезнями и вирусами. Наркомания будет искорена,и умы людей станут чистыми, направленными  на всеобщее благо.

Итак, война –это, конечно, «наука ненависти», она ведёт к самоистреблению, мысль же о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни, спасительна, она даёт нам надежду.

Учитель:  Прочитайте, какие цитаты вы подобрали к теме сегодняшнего урока?

   (чтение цитат)

Учитель:  Будут ли они являться эпиграфом к уроку?

Конечно, но все прочитанные вами высказывания можно увидеть в  коротком  изречении В.Астафьева: «Во все века война – это смерть».

(Запишите эти слова после темы урока.)

Учитель:  Все мы в долгу перед прошлым и будущим. И каждый из нас отвечает за своё время. Но помните, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Над всем в мире торжествует  ЖИЗНЬ.

(Песня из кинофильма «Вечный зов»)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Урок мужества «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» (Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей и поэтов)

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4» х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край...

Самостоятельная работа по литературе в 5 классе по теме "Тема войны в произведениях русских и советских писателей"

Тестовые задания и задания с кратким вариантом ответа по произведениям на тему войны.Учеб. И.Н. Сухих....

Тема войны в произведениях калмыцких писателей

laquo;Төрскән харсгч Алдр дәәнә төр хальмг утх-зокъялд»...

Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)

Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...