Урок по творчеству В. А. Жуковского
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Абрамян Наталья Николаевна

На уроке рассматривается  романтическое творчество В. А. Жуковского, анализируются элегии "Сельское кладбище", "Вечер", "Море", отрывок из стихотворения "Невыразимое". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_zhukovskogo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока.   Человек  и  природа   в   творчестве  В. А. Жуковского.

Цель: познакомить учащихся  с  творчеством  поэта-романтика;    проследить, как  он  проявляет  интерес  к  внутреннему  миру  личности, как  дает  изображение  природы, в  каких  соотношениях  находятся  человек  и  природа  в  его  элегиях  .

проникнуть  в  «тайники  души» поэта, научиться  у  него  видеть  и  понимать  природу.;

научить учащихся общению с автором через восприятие  лирического текста;

развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;

формировать интерес к поэзии;

приобщать к отечественному культурному наследию.

Оборудование: тексты  стихотворений, портрет  В. А. Жуковского.

Ход  урока.

Весь  мир  в  мою

Теснился  грудь…

В. А. Жуковский.

Слово  учителя. Василий  Жуковский…  Кто  он?

Ответы  уч-ся: Переводчик. Организатор литературной  группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий  сановник. Ходатай  за  декабристов. Воин, участник  сражения  с  Наполеоном. Поэт…

Слово учителя.  Да, все  это  он. Эпоха  вместилась в  нем. Но  вернее  всего, он  основатель  фундамента, на  котором  воздвиглось  сложное  и  стройное  здание  российской  поэзии.

        Общеизвестно, какую  благодатную  роль  сыграл  Жуковский  в  развитии  «молодого  чудотворца» Пушкина, который  позже, став  известным  поэтом, так  об  этом будет  вспоминать  в  одном  из  своих  стихотворений, посвященном  Жуковскому:

И  славный  старец  наш, царей  певец  избранный,

Крылатым  гением  и  грацией  венчанный,

В  слезах  обнял  меня  дрожащею  рукой.

И  счастье  мне  предрек, незнаемое  мной.

        Через  многие  десятилетия  откликнулся  Жуковский  в  другом  русском  поэте.

«Первым  вдохновителем  моим  был  Жуковский», - писал А. Блок.

От  Пушкина  до  Блока  В. А. Жуковский  был  вдохновителем  поэтов – удел  необычайный.

        Явившись  в  поэзии  на  заре  XIX  века, Жуковский  сделал  для  ее  развития  то  же, что  Карамзин  для  русской  прозы.  Он  стал  основоположником  целого  направления  в  литературе – романтизма. 

Беседа  о  романтизме.

  1. Дайте  определение  романтизма.

Романтизм – художественное  направление  и  метод  в  искусстве  европейских  стран, сформировавшееся  с  к. 18 – н. 19 в.в. Для  романтизма  характерны  резкий  раскол, разрыв, несовместимость  идеала  и  действительности, отрицание  буржуазного  общества  как  враждебного  красоте  и  человечности, выдвижение  в  противовес  ему  идеалов, воплощающих  мечту  о  совершенстве  мира  и  человека.

  1. Назовите  основные  черты  романтизма.
  • провозглашение  сильной, сложной, глубокой  личности;
  • интерес  ко  всему  экзотическому, сильному, возвышенному;
  • переживание  разлада  с  действительностью. Романтик  не  удовлетворен  действительностью, разочарован  в  ней; мечтая  о     лучшем  будущем, создает  образы  и  картины  жизни, отвечающие  его  идеалам;
  • стремление  личности  к  абсолютной  свободе, к  духовному  совершенству, недостижимому  идеалу  в  сочетании  с  пониманием  несовершенства  мира.

  1. Какой  пейзаж  характерен  для  романтического  произведения?

Типичный  романтический  пейзаж – это  море, горы, небо. Природа, на  фоне  которой  разворачиваются  события,   воспроизводится  в  ярких, контрастных  красках.

Слово  учителя.

        Как  известно, в  творчестве  Жуковского  романтизм  приобретает  иной  характер.

  • Каковы  же  особенности  романтизма  Жуковского?

(учащиеся высказывают свои наблюдения, учитель дополняет)

Центральное  место  в  жанровой  системе  его  лирики  занимают  новые  жанры: элегия, элегическое  послание  и  песня. В  наибольшей  степени  эти  три  жанровые  формы  соответствовали  тенденциям  формирующегося  романтизма, его  обращенности  к  индивидуальному  человеку, его  лирическому  пафосу, характерному  для  него  ощущению  драматизма и  катастрофичности  бытия. Именно  это  состояние  мира  и  человека более  всего выражала  романтическая  элегия, классиком  которой  сделался  в  русской  поэзии  Жуковский. Мотивы  рано  увядшей  молодости и  безвременно  охладевшей  души, в  окружении  которых  является  лирический  персонаж  его  элегий, юноша-поэт, вызваны  своеобразным  переживанием  перехода  от  гармонии  к  дисгармонии, чувством  конца  «золотого  века»  и  сознанием  беззащитности  личности  перед  раскрывшейся  жизнью.

Сижу  задумавшись; в  душе  моей  мечты;

К  протекшим  временам  лечу воспоминаньем…

О  дней  моих  весна, как  быстро  скрылась  ты

С  твоим  блаженством  и  страданьем!

Эти  строки  из  элегии  «Вечер», одного  из  средоточий  ранней  поэзии  Жуковского.   

 Слово  учителя.

        Итак, одним  из  жанров  творчества  поэта  была  названа  элегия. Мы  уже  знакомы  с  этим  жанром.

        Задание. Вспомните, что такое элегия. (Это  жанровая  форма  лирики. Выявилась  и  определилась  в  Древней  Греции  в  VI  веке  до  н. э. В  новой  европейской  литературе  становится  выражением  философских  размышлений, грустных  раздумий, скорби).

        

Приметной  вехой  на  этом  пути  явилась  элегия  «Сельское  кладбище». С  ее  появлением  современники  окончательно  убедились, что  Жуковский  «совершил  переворот», став  поэтом  нового  типа, отличного  не  только  от  одописцев  поры  классицизма, но  и  от  представительной  «чувствительной»  лирики  сентиментализма. Новому   времени  был  нужен  новый  жанр. Белинский  заметил: «Элегия  наповал  убила  оду; уныние, грусть, разочарование, сомнение, гамлетовское  раздумье – вот  что  вошло  в  храм  русской  поэзии».

Слово  учителя.

  «Сельское  кладбище»  является  переводом  элегии  английского поэта-сентименталиста  Т. Грея. Она     многое  в  поэзии  Жуковского  предварила  и  знаменовала. Что  же  особенного, необычного  вы  заметили, читая  элегию  дома? Что  в  ней  преобладает?

        Учащиеся делают вывод, что в  элегии  автор  проявляет  интерес  к  внутреннему  миру  личности,   стремится  запечатлеть  природу  человека, ту  сторону  человеческой  души, которая  обращена  к  вечности.

Беседа  по  содержанию  элегии.

  • Какая  картина  разворачивается  перед  нами?

(Жуковский  воспевает  участь  мирных  поселян, покоящихся  на  обычном  деревенском  кладбище).

  • Обратите  внимание  на  могилы.

(Они  не  украшены  пышными  памятниками, как  могилы  знаменитых  людей).

  • Что  же  подкупает  в  них?

(Люди, покоящиеся  в  них, видимо, не  совершали  подвигов, но зато  и  не  творили  зла. Их  душа  чиста, совесть  не  запятнана, и  потому  все  симпатии  на  стороне  скромных  земледельцев).

- Какие  черты  романтизма  вы  увидели  в элегии?

Прежде  всего  изображается  необычная  ситуация, несколько  даже  странная. И  это  вызывает  необычные  отклики  в  душе  человека. Например, Жуковский  помещает  своего  лирического  героя  ночью  на  кладбище, перед  некогда  пышной  усыпальницей. Может  ли  он  в  этой  отстраненной  ситуации  чувствовать  и  мыслить  точно  так  же, как  в  заурядном  бытовом  окружении? Разумеется, нет: он  почти  неизбежно  должен  задуматься  о  бренности  бытия. Поднявшись  над  суетной  повседневностью, лирический  герой  задумывается  о  вечности. О  связи  времен, объединяющей  разные  эпохи.

В  финале  стихотворения  возникает образ  чувствительного  «певца  природы», чуждого  суеты  и  славы, рано  простившегося  с  жизнью:

Прискорбный, сумрачный, с  главою  наклоненной,

Он  часто  уходил  в  дубраву  слезы  лить,

Как  странник, родины, друзей, всего  лишенный,

Которому  ничем  души  не  усладить

Слово  учителя. 

Продолжаем  говорить  о  романтизме  Жуковского. У  него  очень  искренни  и  душевные  переживания, и  картины  природы. Чтобы  понять  это, давайте  обратимся  к  элегии  «Вечер».

. Беседа  по  прочитанной  дома  элегии  «Вечер».

  • Найдите, какие  подробности  и  оттенки  подмечает  поэт  в  природе.

(он  видит  померкшие  края  облаков, угасающий  луч  зари, слышит  плеск  речных  струй, тихое  веяние  прибрежного  ветра, легкий  трепет  ив).

Никто  еще  не  писал  о  природе  так  проникновенно, с  такой  любовью. Но  Жуковский  не  просто  рисует  картину  природы.

  • Перечитайте  вечерний  пейзаж. Почему  в  1-й  строфе  так  настойчиво  повторяются  слова, обозначающие  увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?

(чтобы  вызвать  определенное  настроение. Поэт  создает  атмосферу  светлой  грусти, легкой  печали).

  • Покой  природы  поэту  отраден. Докажите  это  словами  из  текста.

(при  зыбком  блеске  луны  ему  вспоминается  «друзей  священный  круг», «песни  пламенны  и  музам  и  свободе»).

Минорное  настроение  оказывается  радостным: светлое  чувство  в  душе  поэта  вызывает  само  созерцание  природы, переживание  ее  красоты.

  • Что, по-вашему, главное  в  стихотворении?

(конечно, не  сам  вечер, а  настроение  и  чувства  поэта. То  есть, «пейзаж  души»).

  • Обратите  внимание  на  строки, заключающие  стихотворение.

(даже  восклицание  о  возможности  близкой  смерти  не  грозит  тоской. Как  лучи  солнца  тают  в  вечернем  сумраке, сливаясь  с  меркнущей  природой, так  человек  угасает  и  все  же  остается  жить  в  воспоминаниях).

  • И  все-таки, ощущение  обреченности  господствует  в  этом  стихотворении.  В  чем  же  заключается  его  трагизм?

Стихотворение  выражает  по  существу  трагическое  переживание  человеческой  смертности.

Трагизм  подчеркнут  образом  умирающей  юности, включением  в  пейзажный  фон  такой  детали, как  могила  юноши.

Элегии  Жуковского  вообще  лишены  тонов  мрачности  и  отчаяния.  В  них, скорее, преобладает  тихая  покорность  судьбе. Тем  не  менее  здесь  есть  трагический  колорит: ведь обреченность  испытывает  единичная  человеческая  личность. Одинокое  «я».

Вывод  учителя: эта  хрупкость  личности  перед  миропорядком, эта  ее  незащищенность  и  составляют  лирическое  содержание  «Вечера».

  • Сделайте  вывод, в  чем  же  значение  элегии  для  развития  романтизма?

(В  элегии  «Вечер»  глубоко  и  полно  отразился  внутренний  мир  личности  поэта, его  психологический  облик, своеобразие  переживания  чувств  радости  и  утраты. Элегия  знаменовала  становление  романтического  биографизма  как  особого  способа  воссоздания  лирического  «я»  автора  или    воображаемого  персонажа. Весь  окружающий  мир  воспринимается  поэтом-романтиком  в  сфере  личного  опыта, в  индивидуальной  форме  передачи  особых  душевных  состояний).

Слово  учителя.

        По  жанровому  типу  элегии  Жуковского  пейзажно-медитативные: помимо  лирического размышления, в  них  обязательны развернутые  описания  природы. Это  и  фон  медитаций  поэта, но  и не  только  фон, природа  здесь  существует  не  столько  в  своем  материальном  качестве, сколько  продолжая  настроение  лирического  героя. Жуковский  показал, что  такое  психологический  пейзаж, как  изображение  может  стать  выражением  душевного состояния. В  элегии  «Вечер», например, уже  сама  вечерняя, закатная  обстановка  несет  в  себе  символику  печали. Пейзажные  зарисовки  играют  роль  знаменования  той  психологической  жизни, которая  передана  в  стихотворении.

По  утверждению  Белинского, «изображаемая  Жуковским  природа – романтическая  природа, дышащая  таинственной  жизнью  души и  сердца, исполненная  высшего  смысла  и  значения». Романтическое  восприятие  природы  было  свойственно  поэту  и  в  более  поздний  период  его  творчества. В  этом  нетрудно  убедиться,  обратившись  к  элегии  «Море» (1822).  

Чтение  элегии  «Море».

  • Какие  картины  рисует  поэт?

(Поэт  рисует  море  в  спокойном  состоянии, в  бурю  и  после  нее. В  спокойной  морской  глади  отражается  чистая  лазурь  неба, «облака  золотые», блеск  звезд. В  бурю  море  бьется, вздымает  волны.  Не  сразу  оно  успокаивается  и  после  нее).

  • Но  как  ни  прекрасно  море, не  только  оно  занимает  воображение  поэта. Нетрудно  заметить, что  Жуковский  хочет  сказать  еще  о  чем-то  сокровенном, дорогом  ему.   Чем  представляется  ему  море?

(Море  представляется  ему  живым, тонко  чувствующим  и  мыслящим  существом, которое  таит  в  себе «глубокую  тайну»).

- С  этой  целью  автор  использует  метафоры, олицетворения. Найдите  их  в  тексте.

(море  «дышит», оно  наполнено  «смятенной  любовью», тревожной  думой»).

  • Поэт  обращается  к  морю  с  вопросом, словно  к  человеку: «Что  движет  твое  необъятное  лоно? Чем  дышит  твоя  напряженная  грудь?» Не  кажется  ли  вам, что  в  разгадке  «тайны» моря  раскрываются  взгляды  на жизнь  Жуковского-романтика?

( Море  находится  в  неволе, как  и  все  земное. На  земле  все  изменчиво, непостоянно, жизнь  полна  утрат, разочарований  и  печали. Только  там, на  небе, все  вечно  и  прекрасно. Вот  почему  море  тянется  «из  земной  неволи»  к  «далекому, светлому»  небу, любуется  им  и  «дрожит  за  него»).

Читается  стихотворение  «Невыразимое» (Отрывок).

         Перед  нами – гениальный  парадокс, прекрасное, волнующее  стихотворение  о  бессилии  стихов  «пред  дивною  природой». Жуковский  не  первый, кто  поставил  вопрос  таким  образом; он  только  продолжатель  традиций  немецкой  «романтической  иронии», которая  заключалась  в  осознании  художником  принципиальной  невозможности  полностью  воплотить  свои  смутные  ощущения  и  прозрения («святые  таинства»)  в  слове:

Невыразимое  подвластно  ль  выраженью?

Святые  таинства, лишь  сердце  знает  вас.

Язык  позволяет  выразить  только  то,  «что  видимо  очам». Найдите цитату  об  этом:

…сей  пламень  облаков

по  небу  тихому  летящих,

сие  дрожанье  вод  блестящих,

Сии  картины  берегов

В  пожаре  пышного  заката…

  • А  когда  искусство  «обессиленно  безмолвствует»  и  «лишь  молчание  понятно  говорит»?

(когда  автор  хочет  воплотить  в  слове  то, «что  слито  с  сей  блестящей  красотой»).

        То  есть, то  необъяснимое  душевное  смятение, что  влечет  в  «беспредельное»: «Горе  (т.е. вверх)  душа  летит…».

Значит, «живая» душа  и  «мертвый»  язык – 2  непримиримых  полюса  стихотворения.

  • Что  придает  взволнованность  звучанию  в  этом  лирическом  шедевре? Обратите внимание, каков размер стихотворения, какова лексика, какие предложения по цели высказывания, слова какой части речи встречаются.

( вольный  ямб, строфическая  неупорядоченность, риторические  вопросы, усиленные  анафорами  указательного  местоимения  «сей» («сия», «сие», «сии»), лексика  высокого  стиля).

  • Почему  же  «невыразимое»? Прав  ли  Жуковский? Не  кажется  ли  вам, что  причина  не  в  «мертвенности»  языка, а  в  том, кто  этим  языком  пользуется?

(Да. Наверное, большой  поэт  всегда  найдет  средства  вдохнуть  в  языковой  материал  живое  тепло. И  тогда  сказанные  поэтом  слова  обжигают  читателя  правдой  чувства  и  глубиной  выстраданного  автором  человеческого  опыта).

        Я  думаю, вы  согласны  с  тем, что  стихотворение  «Невыразимое»  относится  именно  к  этому  разряду.

Поэт  Жуковский  стремился  воспевать  любовь и  счастье.  Но  нерадостные  жизненные  наблюдения  и  драматические  личные  обстоятельства  привели  к  тому, что  он  стал  певцом  грусти, душевной  скорби: «Увы, он  знал  любви  одну  лишь  муку…» 

  • Какое  у  вас  сложилось  мнение  о  лирике  Жуковского?

( лирика  Жуковского  не  была  унылой, хотя  он  сам  часто  употреблял  этот  эпитет. Она  была  нежной, трепетной, вдохновенной.

Лирика  Жуковского  привлекает  нас  удивительной  чистотой  чувств, верой  в  конечное  торжество  любви  над  жестокостью  и  злом).

        Романтические  стихи  Жуковского – своего  рода  лирический  дневник  поэта, биография  его  души. Он  и  сам  утверждал: «Жизнь  и  поэзия – одно». 

Полное  совпадение  лирического  героя  с  личностью  автора, погруженность  поэта  в  свой  внутренний  мир – таковы  характерные  признаки  элегической  лирики  Жуковского.

- Сделайте вывод о том, как соотносятся в стихотворениях В. Жуковского образы природы и человека.

( учащиеся делают свои выводы о том, что природа и человек выступают как единое целое)

        Анализ  и  чтение  стихов  Жуковского  еще  раз  убеждает  нас  в  искренности  слов  Пушкина:

Его  стихов  пленительная  сладость

Пройдет  веков  завистливую  даль,

И, внемля  им,  вздохнет  о  славе  младость,

Утешится  безмолвная  печаль,

И резвая  задумается  радость.

Дом. задание:  прочитать др. стихотворения: «Весеннее  чувство», «Мотылек  и  цветы», «Дружба»). Обратить  внимание  на  выразительность  стиха  Жуковского, на  его  проникновенный  лиризм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Сказка "Спящая царевна"

Материал к уроку по творчеству В.А.Жуковского...

Урок литературы по творчеству В. А. Жуковского

Баллада В. А. Жуковского "Светлана"....

Презентация к уроку по творчеству В.А.Жуковского

Обучение сочинению-эссе в 9 классе...

Презентация к уроку "Жизнь и творчество В.А. Жуковского

Русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма В.А. Жуковский...

Урок литературы в 9 классе по теме "Жизнь и творчество В.А.Жуковского"

  Урок проводится в форме деловой игры как «Заседание художественного совета». Уроку предшествует большая подготовительная работа, рассчитанная на две недели, поэтому такая форма урока про...