Стихотворное начало в творчестве А.П. Чехова
статья по литературе (8 класс) по теме

Ильина Людмила Анатольевна

Цель работы: проанализировать формы стихоподобной речи в произведениях А.П. Чехова. Задачи: 1. Изучить формы включения стихового начала в произведения А.П.Чехова. 2. Обнаружить формы включения стихового начала в произведения А.П.Чехова. 3. Проанализировать степень включения стихового начала в произведения А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stikhotvornoe_nachalo_v_tv._chekhova.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Стихотворное начало в творчестве А.П. Чехова»

                         

Ростов-на-Дону

Цель работы:

проанализировать формы стихоподобной речи в произведениях А.П. Чехова.

Задачи:

  1. Изучить формы включения стихового начала в произведения А.П.Чехова.
  2. Обнаружить формы включения стихового начала в произведения А.П.Чехова.
  3. Проанализировать степень включения  стихового начала в произведения А.П.Чехова.

1

    Стихотворное начало в творчестве А. П. Чехова

Предмет нашего исследования - формы стихотворной речи в произведениях А.П.Чехова. На первый взгляд, тема звучит парадоксально, ведь А. Чехов не опубликовал ни одного стихотворного сборника и вошел в русскую культуру исключительно как прозаик и драматург! И тем не менее ( это мы и попытаемся доказать) элементы, факторы стихотворной речи - а в целом и поэтического стиля, мышления - имеют большое значение в прозаическом творчестве писателя.

Любопытно отметить, что Л.Н. Толстой дал такую характеристику А. Чехову, он сказал, что "Чехов - это Пушкин в прозе", это определение помогает понять ту роль, которую сыграли поэтические уроки А. С. Пушкина, его стремление к гармонической целостности и ясности, музыкальности, его совершенное чувство ритма, по-своему преломленное Чеховым - прозаиком и драматургом.

Если считать, что проза - это свободно движущаяся от предложения к предложению речь, а стихотворение - это речь, подчиненная рифме, ритму, то почему же у Чехова в произведениях есть музыка, его строки мелодичны, фразы звучат? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ.

I.  Собственно стихотворные произведения.

В данном случае имеется в виду цитирование каких-то стихотворных текстов в качестве самостоятельных « стихотворных» жанров в произведении писателя. Надо сказать, Чехов крайне редко использовал эпиграфы к своим произведениям. 1.Эпиграф к рассказу «Тоска»

               Кому повем печаль мою?.. — начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою,

 Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, владыко мой,

Известна печаль моя.

В данном случае строчки духовного стиха играть особую роль. Ключевым, безусловно, в этой фразе является слово «печаль». Вместе с синонимичным по смыслу заголовком рассказа «Тоска» эпиграф задаёт особую минорную тональность всему тексту произведения. Это тонко рассчитанный Антоном Павловичем психологический приём.

II. Формы «стихоподобной» прозы.

Здесь перед нами - наиболее интересные и сложные приемы включения «стихового» начала в прозаические тексты Чехова. Речь идет о необычно интенсивном использовании прозаиком так называемых вторичных стихообразующих факторах: ритма и метра , а также рифмы. Другими слова-

2

ми - о всех тех многочисленных случаях, когда в собственно прозаическом повествовании обнаруживаются ритмически организованные или даже метрические участки текста ( иногда подкрепленные и рифмованными созвучиями).

1 .Нерифмованная метризованная проза.

Имеются в виду прозаические фрагменты, существующие «внутри» сплошного  повествовательного текста ( не выделенные графически) и безрифмованные , но при этом характеризующиеся определенным силлабо-тоническим размером.

Рассказ «Учитель словесности»

 -Послышался стук лошадиных копыт о бревенчатый пол.

/-//-//-//-//-//-

Данный отрывок свидетельствует о силлабо-тоническом размере , пятистопном амфибрахии. И Чехов нет случайно его использует, а с целью воссоздания лошадиного топота.

-Ну, Мария Годфруа, иди садись. Опля!

-/-///-/-/-/- (хорей)

- Опля! — крикнула она, садясь на Великана.

-/-///-/-///-/(хорей)

2. Рифмованная неметрическая проза.

Примеры подобной «стиховой» речевой организации встречаются реже. Однако в некоторых рассказах Чехова возникают фрагменты, как бы написанные «безразмерным стихом», или - раёшником, т.е. при отсутствии определенной ритмической организации ( метр не выделяется) наблюдается относительная соизмеримость рифмующихся речевых отрезков внутри предложения. Например, в рассказе «Дама с собачкой»

«Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая.»

3. Полиметрические формы.

В отличие от собственно метрической прозы здесь нет единого метра, организующего какой-то фрагмент, однако каждая из фраз повествовательного периода укладывается в определенный размер силлаоотоники.  Следует отметить, что вообще проза Чехова - мерная и «симметричная», с небольшими по объему предложениями, состоящая , как правило, из равносложных частей - нередко вся распадается на метрически упорядоченные «речевые отрезки» (разумеется, графически не вычленяемые, иначе бы нам пришлось говорить о собственно стихотворных произведениях).

3

Возникает своего рода «зыбкий метр» внутри прозаического текста, когда ни один из размеров силлаботоники не доминирует и не регулирует звуковую организацию данного фрагмента, нов то же время весь он состоит из метризованных фраз.

«Лощадиная фамилия»
Приехал доктор
        2-ст.яб                      

и вырвал больной зуб.        3-ст.ямб

Боль утихла тотчас же,        3-ст. хорей

и генерал успокоился.        3-ст дактиль

Сделав свое дело        3-ст хорей

и получив, что следует, за труд,        5-ст ямб

доктор сел в свою бричку        2-ст анапест

и поехал домой.        2-ст анапест

В рассказе «Гусев» ритмическая организация помогает передать покачивающие движения:

«кажется начинает покачивать. Койка под Гусевым медленно поднимается и опускается, точно вздыхает - и этак раз, другой, третий...». Во второй главе этот мотив достигает своей кульминации : им определяется ритмическое членение речи персонажа :

« От качки, духоты и своей болезни он изнемог, тяжело дышит и шевелит высохшими губами:

« Мне все казалось странным,

как это вы,

тяжело больные, вместо того,

чтобы находиться в покое,

очутились на пароходе,

где и духота,

и жар,

и качка,

все, одним словом,

угрожает смертью,

теперь же для меня все ясно»

 В литературоведении выделяют еще один вид включения поэтического в прозу. Это происходит тогда, когда автор сознательно делит предложение так, чтобы смысловые части его были написаны с красной строки и , следовательно, с нового абзаца. Примеров такого включения прозаических строк в рассказах Чехова нами обнаружено не было.

4

Вывод.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В прозе А.П. Чехова выделяются основные формы включения стихового начала в художественный текст.

2. Наиболее часто встречается нерифмованная стихотворная проза, ее полиметрические формы.

3. Редко всречаются собственно стихотворные произведения.

Список использованной литературы.

1.Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей.- М., 1994.

2.Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе – Изд.ВГУ.- Воронеж, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Литературно-музыкальная композиция "России стихотворная душа" ( по творчеству С.А. Есенина)

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Сергея Есенина...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....