Знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и понятием басни.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Панферова Лариса Ивановна

Урок литературы в 6 классе

Учитель I категории Панферова Лариса Ивановна

МАОУ СОШ № 5

г.Сатка, 2013 год

Тема: Знакомство с  писателем  и понятием басни.

Цели урока:  - получить представление о личности И.А. Крылова;

                         - узнать, что такое и как устроена басня;

                         - развивать навыки выразительного чтения;

                         -расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями

                         Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_krylovym.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Учитель I категории Панферова Лариса Ивановна

МАОУ СОШ № 5

г.Сатка, 2013 год

Тема: Знакомство с  писателем  и понятием басни.

Цели урока:  - получить представление о личности И.А. Крылова;

                         - узнать, что такое и как устроена басня;

                         - развивать навыки выразительного чтения;

                         -расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями

                         Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе

Этапы урока:   объявление темы; формулирование целей урока; составление биографии писателя (с помощью слайда 2  и учебника); изучение основных компонентов басни (как пример—басня «Ворона и лисица»); физкультминутка; литературная игра  на знание басен Крылова; выразительное чтение;  дифференцированное  домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности.

Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык

 При проведении урока используется проецирование слайдов через  мультимедиа-проектор.  

Ход урока:

Слайд №1 открывает урок.

Слово учителя. Кто изображён на картине известного русского художника Карла Брюллова? (ответы).  Вот что сказал о Крылове поэт двадцатого века Михаил Исаковский (текст на слайде через щелчок)

  Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь).  Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения  запомнились надолго?

Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй  цели; четвёртую  формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)

Слайд №2.

Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе

(желательно затем  сравнить   их с  текстом учебника:  Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)

Слайд № 3.

Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:

 Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования,  который даётся в начале или в конце басни.

Гиперссылка на скрытый слайд № 5 (1. 2.) демонстрирует части басни на примере  «Вороны и Лисицы»

Гиперссылки на скрытый слайд № 4  ( аллегорической ,  сатира,  олицетворение, эзопов язык  ) позволяют познакомиться с компонентами басни:

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия  через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость  изображена через образ лисы.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель  изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов  через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают  времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык—умение замаскировать  главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)

Гиперссылка на скрытый слайд № 12 (     ) нужна для знакомства с личностью Эзопа и иллюстрацией понятия  «эзопов

язык», кроме того, рисунок наглядно объясняет, почему в басне чаще всего герои — животные.

Если учитель считает  объяснение  компонентов басни и знакомство с личностью Эзопа на данном уроке неуместными, гиперссылка      (                              ) позволяет перейти сразу к литературной игре (слайду № 7).

Физкультминутка может проходить в обычной форме

либо (с гиперссылкой на скрытый слайд №6  ) в форме танц-минутки с весёлыми зверюшками. Здесь используется аудиозапись французской  старинной  песни в переводе Юрия Энтина «Танец утят»

Слайд № 7, 8.

Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:

 1. Что это за басня? - по иллюстрации

Квартет

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Мартышка и Зеркало

Слон и Моська

Волк и Ягнёнок

Волк на псарне

Стрекоза и Муравей

2.  Узнаем героя по реплике.

В данном случае можно оценивать не только правильно названного героя, но и название басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

«А…  (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)

«Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)

«Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало»)

Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.

Слайд № 9.

Следующий этап урока — выразительное чтение басен.

Можно начать (по щелчку) чтение с иллюстрированной  на слайде басни «Слон и Моська», а можно обратиться к текстам учебника. Три варианта чтения:

1. Выразительное чтение учителя.

2. Выразительное чтение подготовленных заранее учеников.

3. Выразительное чтение актёра (если есть соответствующие аудиозаписи)

Слайд № 10.

Подведение итогов урока.

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Назовите известные вам басни Крылова.

Выставление и комментирование оценок.

Слайд № 11.

Домашнее задание состоит из двух частей:

 1. Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект

2. Дифференцированное задание выразительного чтения басни наизусть: либо чтение индивидуальное, либо    мини-спектакль по любимой басне  с костюмами, декорациями - в группе. Индивидуально учится басня по учебнику («Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна»,  «Осёл и Мужик»).  Если несколько учеников решили поставить мини-спектакль, они могут взять любую басню, так как помимо выразительного чтения наизусть им необходимо будет проявить навыки работы в группе, изобретательность и творчество в создании костюмов, декораций, скорректировать движение по сцене.

Использованные материалы:

Литература  

1. С.  Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989.

2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972.

3. Русская литература  19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004.

4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.

Информационные сайты:

www.arttrans.com.ua

www.childhoodbooks.ru

http://www.krylov.net.ru/

http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html

Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»

Перед показом презентации необходимо ознакомиться с разделом «Анимация. Настройка анимации», так как содержимое слайдов демонстрируется двумя способами:

автоматически («после предыдущего»)  и по щелчку мышью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Встречас Крыловым и его баснями

Разработка урока в форме театрализованной постановки по басням Крылова...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Данное внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству И.А.Крылова. Факты биографии перемежаются  инсценировками, викториной и выразительным чтением наизусть басен И.А.Крылова....

Литературный праздник «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Цель мероприятия:1)      познакомиться с отдельными периодами жизни и творчества баснописца;2)      выяснить знания о баснях у учащихся;3)...

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»

Конспект ООД учителя-дефектолога по теме: "Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Встреча с И.А. Крыловым и его баснями". 5 класс

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках литературы после изучения творчества Ивана Андреевича Крылова с целью: 1) обощить и расширить знания по творчеству И.А.Крыло...