Урок литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Кяшкина Татьяна Васильевна

Значение басен И.А. Крылова для нашего времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Значение басен И.А. Крылова для нашего времени.

Цель:  - Помочь учащимся понять, что басни Крылова отличаются огромной обобщающей силой, в них воплощена народная мудрость, которая приложима к бесчисленным конкретным ситуациям. Именно благодаря этому басни Крылова не теряют своей ценности и продолжают жить по сей день.

- Развивать речь и мышление учащихся, навыки выразительного чтения.

- Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова.

Оборудование: Портрет баснописца, иллюстрации к басням, мультимедиа.

Эпиграфы: 

И.А. Крылов – великий русский баснописец. Честь, слава и гордость нашей литературы. Он имеет право сказать: «Я знаю Русь, и Русь меня знает».

        В.Г. Белинский.

Мы чтим Крылова подвиг величавый,

И ум его насмешливо-лукавый,

И русский ясный слог его живой…

        А. Сурков

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы познакомились с творчеством И.А. Крылова. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Крылова знают сегодня народы всей нашей страны, что нет ни одного русского человека, который не знал бы имени великого баснописца и не использовал бы в своей речи его крылатые выражения, меткие пословицы, острые поговорки.

Так что же такое басня?

  1. Сообщения учащихся.

1-й ученик. Баня это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, где действуют не только люди, но и животные, различные предметы. Изображая животных, птиц, даже растения, баснописец, автор басни, высмеивает недостатки, пороки людей. Значит, басня – произведение аллегорическое.

Учитель: Однако басни не просто высмеивают недостатки людей, они достаточно четко выражают определенную идею, содержат какое-то нравоучение – мораль.

2-й ученик. Мораль – 1) правила нравственности, а также сама нравственность.

        2) нравоучение, наставление.

        3) поучительный вывод из чего-нибудь.

III.        Краткая биография баснописца (Рассказывает ученик).

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в бедной офицерской семье. Отец его умер, когда мальчику исполнилось 9 лет. Мать работала с утра до ночи, чтобы прокормить семью, но денег все равно не хватало. Пришлось и сыну поступить на службу. Он переписывал бумаги, чинил перья, разносил пакеты и потихоньку читал книги, за что начальник не раз бил его.

Несмотря на ограниченность средств, мать Крылова, Мария Алексеевна, заботилась об образовании сына: старалась развитьего способности, пробуждала в нем интерес к книга, любовь к чтению.

Страсть к учению у мальчика была так велика, что богатый помещик, знавший отца Крылова предложил ему заниматься вместе с его сыновьями. Но вскоре барчуки отстали от него в учении, да и где им было за ним угнаться: их заставляли учиться, а он учился сам.

«В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов», - вспоминает о Крылове один из современников. Крылов был поэтом и музыкантом, у него были способности к математике и иностранным языкам. Но знаменитым поэтом сделали Крылова его басни.

Когда Крылова спрашивали, почему он пишет басни, он отвечал: «Басни понятны каждому».

«Звери мои за меня говорят», - не раз повторял баснописец. Очем только не говорили его звери – волки, медведи, лисицы! Басни Крылова высмеивали лень, праздность, хвастовство, жадность и трусость. Они учили скромности, трудолюбию, любви к Родине.

Басни Крылова стали широко известны еще при жизни писателя. Он часто читал басни на литературных собраниях, концертах, вечерах.

В 1838 году на юбилее баснописца поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы и пришла, потому что она знает и любит Крылова.

Крыловские слова живут в повседневной жизни, в печати, речах и разговорах.

И сегодня в наших школах дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни.

  1. Работа над развитием устной речи.

Сценка «Волк и ягненок»

  1. История создания басни «Волк на псарне»

3-й ученик. Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором было решено временно оставить Москву, чтобы сохранить армию, укрепить её и потом разгромить врага.

Москва опустела. Вскоре в городе начались пожары. Наполеон понял, что ему угрожает гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров о мире Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине.

Крылов написал по этому поводу басню «Волк на псарне». Вся Россия узнала в Волке Наполеона, а в образе старого Ловчего полководца Кутузова. Своей басней Крылов утверждал справедливость борьбы русского народа с захватчиками.

Крылов послал басню Кутузову в действующую армию.

Кутузову очень понравилась басня. Однажды после сражения, Кутузов собрал генералов и офицеров, вынул из кармана рукописную басню и прочел её вслух. При словах «Ты сер, а я приятель, сед», произнесенных им с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие были восхищены этим зрелищем.

Чтение басни «Волк на псарне» наизусть.

  1. Викторина.

Многие строки Крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками. Вспомним самые известные.

«Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши!»

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Сильней кошки зверя нет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»

«А Васька слушает да ест»

«А ларчик просто открывался»

  1. Сценка «Квартет»

Конкурс на лучшее чтение басен И.А. Крылова

  1. Работа над развитием письменной речи.

Сочинение – миниатюра по изречениям басен.

«Когда в товарищах согласья нет».

«А вы друзья как не садитесь!»

  1. Заключение.

Много лет прошло с тех пор, как Крылов написал свои басни, но они продолжают славную жизнь в наши дни, их знает, любит и высоко ценит весь российский народ.

Мы чтим Крылова подвиг величавый,

И ум его насмешливо-лукавый,

И русский ясный слог его живой…

        А. Сурков

X. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Выразительное чтение одной из басен И.А.Крылова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...