Урок литературы в 11 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урок а с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literatury.zip14.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Серебряный век русской поэзии

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Новикова Ольга Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 38

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Серебряный век русской поэзии (1 урок)

Базовый учебник

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс (Русское слово)

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с поэзией Серебряного века.

9. Задачи:

- обучающие: определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв.

-развивающие: развивать речь учащихся,  совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения.

-воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, интерес к урокам литературы через коллективную деятельность и применение передовых технологий в учебном процессе.

  1. Тип урока урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование учебник, компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку

Подготовка к работе

1 мин

2.

Актуализация опорных знаний

Чтение стихотворения

Б. А. Слуцкого «Затесавшееся столетье».

(Приложение №1)

Предлагает вопросы:

- Какое «столетье» имеет в виду поэт?

- Почему он называет столетьем неполных два десятилетия?

Слушают стихотворение, пытаются дать ответы на поставленные вопросы

3 мин

3.

Мотивация учебной деятельности

ЭОР № 1

Вступительное слово учителя.

Учитель предлагает детям сформулировать цели урока.

Слушают вступительное слово учителя, определяют цель урока

2 мин

4.

Изучение нового материала

ЭОР № 2

Демонстрация ЭУМ.

Прослушивание и просмотр. Запись тезисов.

10 мин

Изучение нового материала

ЭОР № 3

ЭОР № 4

ЭОР № 5

Работа в группах по учебнику. Задание: выбрать материал об одном из литературных направлений по вопросам:

1 гр. – символизм,

2 гр. – акмеизм,

3 гр. – футуризм.

(Приложение

№ 2)

Проверка сопровождается прослушиванием аудиофрагментов стихотворений.

Выступление групп, запись тезисов. Группы задают друг другу вопросы.

Прослушивание аудиофрагментов.

15 мин

1 мин

2мин

1 мин

5.

Проверка уровня восприятия услышанного

Литературный (кроссвордный диктант) – учитель диктует толкование слов: модернизм, Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм, декаденство.

Записывают под порядковым номером только само слово

5 мин

6.

Подведение итогов урока

Подведение итогов.

- Что же объединяло таких разных поэтов Серебряного века?

Делают выводы и записывают в тетрадь общие черты поэтов Серебряного века.

3 мин

7.

Объяснение домашнего задания

Комментирование домашнего задания: подготовить литературные газеты по творчеству В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта, выучить наизусть одно стихотворение поэтов-символистов.

Запись домашнего задания в дневниках.

1 мин

8.

Выставление оценок

Оценивание результатов работы учащихся на уроке с объяснением выставленной отметки.

1 мин

Приложение 1.

Затесавшееся столетье

Не машинами – моторами

звали те автомобили,

запросто теперь с которыми –

а тогда чудесны были.

Авиатором пилота,

самолет – аэропланом,

даже светописью – фото

звали в том столетье странном,

что случайно затесалось

меж двадцатым с девятнадцатым,

девятьсотым начиналось

и окончилось семнадцатым.

                                      Б.А.Слуцкий

Приложение № 2

Вопросы:

  1. Кто дал теоретические основы символизма?
  2. Какова цель символизма, по мнению Д.Мережковского?
  3. Назовите основные темы символизма?
  4. Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет?
  1. Когда возник акмеизм?
  2. Кто из поэтов принадлежал к этому направлению?
  3. Почему акмеисты противопоставляли себя символизму?
  4. Какие принципы акмеизма можете назвать?
  1. Когда появился футуризм, кем он представлен?
  2. Какова эстетическая программа футуристов?
  3. В чем особенности поэтики футуризма?
  4. Какова цель футуризма?

Приложение к плану-конспекту урока

Серебряный век русской поэзии

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Серебряный век (N 204904)

Локальный автономный ЭОР

Текст с иллюстрациями

Серебряный век

2.

Серебряный век русской культуры (начало ХХ века)

ЭУМ информационного типа

Мультимедийный урок

Серебряный век русской культуры

3.

"Юному поэту", Брюсов Валерий Яковлевич

(N 209457)

Локальный автономный ЭОР

Аудиофрагмент

В.Я.Брюсов "Юному поэту"

4.

"Капитаны", Гумилев Николай Степанович

 (N 209524)

Локальный автономный ЭОР

Аудиофрагмент

Н.С.Гумилев "Капитаны"

5.

"Свиристели", Хлебников Велимир

(N 209541)

Локальный автономный ЭОР

Аудиофрагмент

В.Хлебников "Свиристели"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии

Презентацию можно использовать на уроках литературы  при изучении Хокку...