Урок литературы в 11 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Серебряный век русской поэзии
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Новикова Ольга Николаевна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 38 | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 11 | |
Тема и номер урока в теме | Серебряный век русской поэзии (1 урок) | |
Базовый учебник | Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс (Русское слово) |
- Цель урока: познакомить учащихся с поэзией Серебряного века.
9. Задачи:
- обучающие: определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв.
-развивающие: развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения.
-воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, интерес к урокам литературы через коллективную деятельность и применение передовых технологий в учебном процессе.
- Тип урока урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся фронтальная, групповая
- Необходимое техническое оборудование учебник, компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку | Подготовка к работе | 1 мин | |
2. | Актуализация опорных знаний | Чтение стихотворения Б. А. Слуцкого «Затесавшееся столетье». (Приложение №1) Предлагает вопросы: - Какое «столетье» имеет в виду поэт? - Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? | Слушают стихотворение, пытаются дать ответы на поставленные вопросы | 3 мин | |
3. | Мотивация учебной деятельности | ЭОР № 1 | Вступительное слово учителя. Учитель предлагает детям сформулировать цели урока. | Слушают вступительное слово учителя, определяют цель урока | 2 мин |
4. | Изучение нового материала | ЭОР № 2 | Демонстрация ЭУМ. | Прослушивание и просмотр. Запись тезисов. | 10 мин |
Изучение нового материала | ЭОР № 3 ЭОР № 4 ЭОР № 5 | Работа в группах по учебнику. Задание: выбрать материал об одном из литературных направлений по вопросам: 1 гр. – символизм, 2 гр. – акмеизм, 3 гр. – футуризм. (Приложение № 2) Проверка сопровождается прослушиванием аудиофрагментов стихотворений. | Выступление групп, запись тезисов. Группы задают друг другу вопросы. Прослушивание аудиофрагментов. | 15 мин 1 мин 2мин 1 мин | |
5. | Проверка уровня восприятия услышанного | Литературный (кроссвордный диктант) – учитель диктует толкование слов: модернизм, Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм, декаденство. | Записывают под порядковым номером только само слово | 5 мин | |
6. | Подведение итогов урока | Подведение итогов. - Что же объединяло таких разных поэтов Серебряного века? | Делают выводы и записывают в тетрадь общие черты поэтов Серебряного века. | 3 мин | |
7. | Объяснение домашнего задания | Комментирование домашнего задания: подготовить литературные газеты по творчеству В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта, выучить наизусть одно стихотворение поэтов-символистов. | Запись домашнего задания в дневниках. | 1 мин | |
8. | Выставление оценок | Оценивание результатов работы учащихся на уроке с объяснением выставленной отметки. | 1 мин |
Приложение 1.
Затесавшееся столетье
Не машинами – моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми –
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолет – аэропланом,
даже светописью – фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.
Б.А.Слуцкий
Приложение № 2
Вопросы:
- Кто дал теоретические основы символизма?
- Какова цель символизма, по мнению Д.Мережковского?
- Назовите основные темы символизма?
- Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет?
- Когда возник акмеизм?
- Кто из поэтов принадлежал к этому направлению?
- Почему акмеисты противопоставляли себя символизму?
- Какие принципы акмеизма можете назвать?
- Когда появился футуризм, кем он представлен?
- Какова эстетическая программа футуристов?
- В чем особенности поэтики футуризма?
- Какова цель футуризма?
Приложение к плану-конспекту урока
Серебряный век русской поэзии
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".
Цели урока: -воспитание любви к родной природе...
Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» , по УМК В.Я. Коровиной...
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Презентация "Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века"
Презентация...
Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии
Презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении Хокку...