конспект урока "Нет границ у племен земли"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Сайганова Лидия Александровна

Данный материал разработан с использованием технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_granits_u_plemen_zamli.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Методическая разработка урока внеклассного чтения

«Нет границ у племен земли…»

(баллады «Ивиковы журавли» В.А. Жуковского, «Вересковый мёд» Р. Стивенсона, «Баллада о Западе и Востоке» Р. Киплинга)

Цели:

  1. продолжить знакомство с жанровыми особенностями баллады;
  2. работать над формированием навыка ведения идейно-тематического анализа текста;
  3. работать над формированием навыка выразительного чтения;
  4. продолжить работу над формированием коммуникативной компетентности учащихся и критического мышления;
  5. работать над формированием ценностного отношения к миру.

Ход урока.

  1. Оргмомент (1 мин)
  2. Запись темы урока и названий произведений (2 мин)
  3. Диалог (40 мин)

Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы продолжим изучение баллады.

Давайте вспомним определение жанра.

Ученики: баллада – лиро-эпический стихотворный жанр, в котором черты эпического произведения (сюжетность, наличие персонажей) сочетаются с ярко выраженным лирическим началом (психологизм, эмоциональность, передача настроения автора).

Учитель: Какие баллады вам известны.

Ученики: баллады о Робин Гуде, баллады Ф. Шиллера.

Учитель: На уроке мы обратимся к трем балладам, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно не сопоставимыми, но это только на первый взгляд.

Чтобы продолжить работу, напишем синквейн.

ЧЕЛОВЕК (понятие)

определение   определение

действие действие действие

фраза-образ (4 слова)

понятие-образ

Далее обсуждение вариантов синквейна, подводим к мысли, что главное в человеке – ценность его личности, жизни, души.

(примеры синквейнов:

Человек

Умный                добрый

Злить                творить                любить

Существо, способное на всё

Солнце

                                                                        Егор З.

Человек

Свободный                разумный

Трудиться                учиться                понимать

Человек понимает, что делает

Поступок

                                                Искандер С.

Человек

Умный                красивый

Думать                решать                рассуждать

Человек живет своими правилами

жизнь

                                                Маша М.

Человек

Счастливый                        радостный

Понимает                думает                 творит

Живет только один раз

Счастье

                                                Мария С.)

Учитель: И первое путешествие в мир Древней Греции. Что говорит нам о человеке история Ивика?

Выразительное чтение фрагментов баллады «Ивиковы журавли»

Учитель: Что же говорит нам о человеке эта баллада? Обоснуйте ответ.

Какие ценности оно утверждает? Чему учит?

Попробуем составить таблицу:

Всечеловеческое в человеке

произведение

ценности, которое оно утверждает

«Ивиковы журавли»

«Вересковый мед»

«Баллада о Западе и Востоке»

Ученики: Это произведение о ценности человеческой жизни, о том, что правду не утаишь, что всё тайное становится явным.

Учитель: Почему оказываются сопряженными образ певца Ивика и журавлей? Какие силы их объединяют?

Ученики: свобода, полет (мысли певца и полет журавлей), красота.

Учитель: заполните графы таблицы.

(чтение вариантов)

Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд»

Учитель: Как вы думаете, почему используются строки с различным ритмом? Какие идеи это помогает воспринимать?

Ожидаем ли финал баллады?

Из каких побуждений маленькие люди упорно хранят свою тайну?

Что оказывается сильнее смерти и почему?

Если в первой балладе мы говорили о ценности личности, то какие ценности утверждает Стивенсон?

Учитель: заполните графы таблицы.

(чтение вариантов)

Выразительное чтение фрагментов «Баллады о Западе и Востоке»

Учитель: Ещё одно яркое и запоминающееся произведение. Как и почему герои баллады побеждают закон войны – закон противостояния?

Как бы вы определили основную идею баллады? Почему в начале и в финале звучат одни и те же строки?

Обратимся к нашей таблице.

Учитель: заполните графы таблицы.

(чтение вариантов)

Примерный вариант

Всечеловеческое в человеке

произведение

ценности, которое оно утверждает

«Ивиковы журавли»

Ценность человеческой жизни, красота, свобода,

«Вересковый мед»

Верность своему народу

«Баллада о Западе и Востоке»

Взаимопризнание и взаимопонимание.

Учитель: Как же название нашего урока соотносится с содержанием? Почему?

Учитель: обратимся ещё к одному синквейну.

человек

противоречивый  разный настоящий

мыслит  творит меняется

Человек есть Человек

безграничность

Как вы его понимаете?

Учитель:

И в качестве напутствия прослушайте и услышьте призыв Р. Киплинга.

Заповедь

Перевод М.  Лозинского

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

He забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать c основ.

Умей поставить в радостной надежде,

Ha карту все, что накопил c трудом,

Bce проиграть и нищим стать как прежде

И никогда не пожалеть o том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

  1. Домашнее задание (2 мин)

Задание по выбору учащихся:

  1. Написать балладу
  2. Написать рассуждение на тему «Человек есть Человек» (цитаты из сочинений «Человек может стать Человеком, если у него доброе и чистое сердце, заботливая и любящая душа» Мария С., «Все беды или радости Человека – результат его собственных поступков. Он сам ответственен за это. Мы пожинаем то, что посеяли раньше» Лиза Т., «Человек – это сложно и просто одновременно. Его природа двойственна: это внешний облик и духовный мир. Подчас красивая внешность не соответствует красоте души и наоборот» Вера С.)

Сайганова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения  «Лицей №1» г. Оренбурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "День Земли"

Урок-экологическая конференция в 5 классе...

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока "Путешествие к центру Земли"

Конспект урока по природоведению (естествознанию) в 5 классе "Путешествие к центру Земли"...

Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс

Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Конспект урока "Родимая моя - Российская земля!"

В работе приводится развернутый план-конспект урока....