«Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
презентация к уроку по литературе по теме

Базыкина Ангелина Ивановна

конспект открытого урока по русской литературе 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1_-_kopiya.ppt343.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект открытого урока по русской литературе XIX века «Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Урок составила учитель высшей категории муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» Базыкина Ангелина Ивановна г.Щёкино

Слайд 2

Цель урока: 1)обучающая: рассмотреть решение проблемы личности в нравственно-философском аспекте ; показать постижение жизни главных героев в целостности образов, в богатстве и противоречиях жизненных явлений; 2)развивающая : всем ходом урока пробуждать у учащихся интерес к классической литературе, к изучению родного языка; 3) воспитывающая: показать пути воскрешения человека через христианскую веру и безграничную любовь. Эпиграфы к уроку: Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком . (Из письма брату Михаилу). Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием . Ф.М.Достоевский.

Слайд 3

Ход урока 1. Знакомство с темой и целями урока. 2. Вступительное слово учителя. На протяжении всей жизни, в одном и том же нравственно - философском аспекте Ф.М.Достоевский решал проблему личности. В сознании писателя очень рано встал вопрос о человеческой личности как тайне, о взаимосвязях её с внешним социальным миром. 16 августа 1839 г. он писал брату Михаилу (см. эпиграф). Писатель пытается найти ответ на мучащий его вопрос: «Где искать первопричину зла - в самом ли человеке или во внешних обстоятельствах?» Проанализировав все известные европейские пути решения этого вопроса, Достоевский пришёл к выводу, что зло заключается не во внешних обстоятельствах, а в нём самом. Как же укротить того зверя, который терзает человека изнутри его собственного существа? Как избежать падения и преступления? На материале романа Достоевский показывает неотвратимость гибели для человека, которым овладело зло разъединения с людьми, страсть отмщения вместо света. Достоевский ставит вопрос и о том, как же относиться к преступнику, человеку, нарушившему закон не человеческий, а божеский. Писатель принимает народное решение вопроса о преступности и виновности человека. Народ не снимает вины с человека, не может простить преступления ссылкой на обстоятельства. И сами преступники из народа не снимают с себя вины: «Я был в каторге и видал преступников, «решенных преступников». Ни один из них не переставал себя считать преступником. С виду это был страшный и жестокий народ», «...может, ни один из них не миновал долгого душевного страдания внутри себя, самого очищающего и укрепляющего. Я видал их одинаково задумчивых, я видал их в церкви молящихся перед исповедью; прислушивался к отдельным внезапным словам их, к их восклицаниям; помню их лица, - поверьте, никто из них не считал себя правым в душе своей!»

Слайд 4

3. Беседа с классом: -Итак, исходя из рассмотрения проблемы личности в нравственно - философском аспекте, как исследователи творчества Ф.М.Достоевского определяют жанр романа «Преступление и наказание»? (Философско-социалъный роман, роман-трагедия, роман исследование). -Какова композиция романа? (Роман состоит из 6 глав и эпилога, в нём две кульминации). -Петербург выступает как действующее лицо романа. Что поражает человека в Петербурге Достоевского? -Каковы отношения между людьми? (Люди разъединены, разобщены. В отношениях злорадство, ненависть, жестокость. Человек духовно одинок дажв толпе). -Большую информацию получаешь о человеке, когда видишь то место, где он живёт. Вспомните, какими представлены в романе комнаты Раскольникова и Сони. Каково значение этих описаний? (Комнаты уродливые, с неправильными формами, отсюда и уродлива, неправильна жизнь главных героев). -На примере жизни семьи Мармеладовых Достоевский показывает возникновение в романе «мотива тупика». Каков же итог жизни «маленького человека»? -Каждый из героев романа «переступает» через себя или через других. Во имя чего «переступила» Сонечка? (Во имя спасения детей Катерины Ивановны). -Что значит «переступить» через себя?(Это значит страдать. Значит, Соня наделена даром бесконечного страдания). -Раскольников «переступает» через других, убив старуху-процентщицу, безропотную Лизавету? Чем опасен избранный им способ(Если хотя бы раз разрешить себе «кровь по совести», то эта кровь польётся потоками). -Чем опасна теория Раскольникова?(77а этот вопрос можно ответить словами автора: «А доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...»). -Как Раскольников смотрит на «преступление» Сонечки?(0« не видит разницы между её и своим преступлением). -Как Соня смотрит на преступления, совершённые Родионом?(«0т Бога вы отступили вот он вас и наказал, дьяволу предал». -Значит, главная беда Раскольникова в том, что он не верит. Именно поэтому в романе трижды упоминается о воскресении Лазаря. Вспомните, при каких обстоятельствах?

Слайд 5

Заранее подготовленные учащиеся читают этот отрывок из романа. -Почему к концу чтения Соня из кроткой и безропотной превращается в сильную и властную?(Юна хочет, чтобы Раскольников поверил и сама верит в то, что она сможет «очиститься» от своего преступления) -В момент чтения Раскольникову показалась странной связь между Соней и Лизаветой. Почему? Они юродивые, не такие, как все, они живут по другим законам, по законам добра, братского отношения друг к другу, чуткости, любви, сострадания). Обращение к словарной статье : Юродивый - 1.Чудотковатый, помешанный (разг.). 2.В представлении суеверных, религиозных людей: безумец, обладающий даром прорицания. -В чём разница между «правдой» Раскольникова и «правдой» Сони?(Соня советует Родиону: «Нужно просто жить среди людей и быть добрым. Станьте солнцем, вас все и увидят..» Раскольников живёт разумом, а Соня -сердцем). -Почему Соня убеждает Раскольникова в том, что он должен искупить свою вину страданием?(Гер0Й должен пройти через страдания, чтобы воскреснуть для новой жизни). Обращение ко второму эпиграфу. -В конце романа возникает новая теория о людях, поражённых трихинами. Почему эта теория не получает развития? ( Под подушкой у Раскольникова лежит Евангелие, рядом с ним всегда будет Соня, «...разве её мысли не должны стать моими...»). -В романе Раскольников отдаёт два поклона Соне. В чём смысл первого поклона? (« Я всему человечеству поклонился»). В чём смысл второго поклона? (Безграничная любовь к Соне). -Что, по мнению Достоевского, необходимо изменить, чтобы падший воскрес? Оказывается, человеку указаны пути нравственного воскресения, Христом даны заветы спасения: « А чтоб не погибнуть в отчаянии от непонимания путей и судеб своих, от убеждения таинственной и роковой неизбежности зла, человеку именно указан исход». И здесь Ф.М.Достоевский укрепляется в убеждении: только в братском общении и любовном согласии люди смогут победить в себе злые влечения.

Слайд 6

4. Подведение итогов урока. Вопросы, поставленные Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание», настолько сложны и многозначны, что приводят читателя к мысли: рассматривать жизнь героев романа можно только в целостности и взаимосвязи образов и явлений, в богатстве и в то же время в противоречиях каждого жизненного явления, в постижении жизни человека во всех его проявлениях - всё это и есть многогранность авторского мировосприятия. 5. Выставление и комментирование оценок за урок. 6.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?

Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных  дисциплинах.Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...