Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 1
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Меркулова Галина Петровна

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Между тем они самым серьезным образом могут изменить наше представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле. Цель работы – определение уровня знаний учащихся по прочитанному произведению. Критерии оценивания работы: при 20 заданиях за 17-20 правильных ответов - «отлично», 13-16- «хорошо», 9-12 – «удовлетворительно», менее 9 – «неудовлетворительно». Время выполнения работы: один урок. Для выполнения тестовой работы рекомендую распечатать каждому учащемуся вариант работы. Тексты контрольной работы построены по аналогии с книгой для учителя В.Ф. Чертова «Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX». М.: «Просвещение», 2002.-143 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.test_variant_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест  «Проверь себя» по роману В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев»

Пояснительная записка

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными.  Между тем  они самым серьезным образом могут изменить наше представление  о произведении, его образной системе, об авторском замысле.

Цель работы – определение уровня знаний учащихся по  прочитанному произведению.

Критерии оценивания работы: при 20 заданиях за 17-20 правильных ответов - «отлично», 13-16- «хорошо», 9-12 – «удовлетворительно», менее 9 – «неудовлетворительно».

Время выполнения работы:  один урок.

Для выполнения тестовой работы рекомендую распечатать каждому учащемуся  вариант работы. Тексты контрольной работы  построены по аналогии с  книгой  для учителя В.Ф. Чертова «Тесты, вопросы и задания по курсу русской литературы XIX». М.: «Просвещение», 2002.-143 с.

Вариант 1

1. Вставьте пропущенное слово

а) Казак Емельян Пугачев родился в  ___________   станице Войска Донского.

Родители его жили в бедности, занимались хлебопашеством.

Емельян — парнишка озорной, любил драки, преотлично воровал на бахчах арбузы, лихо ездил без седла, умел попеть и поплясать. Отец его, Иван Пугач, да и старики-станичники говорили ему:

— Ну, Омелька, казак из тебя добрый будет… Расти, брат! Турку бить пойдешь…

— Я в Запорожье утеку, в Сечу, — отвечал парнишка, поблескивая темными, большими, чуть раскосыми глазами.

б) _____________ имеет свою, довольно сложную историю. Она была продолжением войны за так называемое «Австрийское наследство». Король прусский Фридрих II, одаренный стратег, был политиком ловким, лишенным совести и благопристойности. Он, не стесняясь, говорил:

— Если вам нравится чужая провинция и вы имеете достаточно силы, — занимайте ее немедленно. Как только вы это сделаете, вы всегда найдете достаточное количество юристов, которые докажут, что вы имели все права на занятую территорию.

Руководствуясь этим правилом, он возмечтал захватить часть земель своей союзницы Австрии, где была королевой Мария-Терезия.

в) 27 августа, поздно вечером, в Царское Село, где жила императрица Елизавета, прискакал с театра войны курьер: генерал-майор Петр Панин с трубящими в серебряные трубы почтальонами. Он привез известие о нашей полной победе 19 августа над прусским фельдмаршалом Левальдом на берегах Прегеля, при деревне Гросс-Эггерсдорф. Обнимая Панина, Елизавета прослезилась. А на другой день, в четыре часа утра, с _______________________ прогрохотал сто один пушечный выстрел. Столица торжественно стала праздновать первую над пруссаками викторию.

г) Он вскочил в свой челн, встал _________ и, отталкиваясь длинной жердью, забуровил вверх по Прегелю. И погрезилась ему, словно живая, Сонюшка. Вот она улыбнулась ему и что-то молвила. Он кивнул ей и запел:

Разнесчастная бабенушка

             Под оконушком сидит… 

д) ______________________продолжалась с двух дня до шести часов вечера. Было выпущено по городу более трехсот гаубичных бомб и зажигательных просмоленных каркасов. Ядро пробило крышу королевского замка. Отряды пожарников быстро тушили возникавшие пожары. По улицам взад-вперед бегали вооруженные граждане и любопытные мальчишки. Воинственные инвалиды култыхали на костылях к воротам. Гремя колесами по мостовой, двигались от центра к городским заставам многочисленные арбы и телеги с товарами перепуганных купцов. По главным улицам проворно перебегали с лесенками фонарщики, зажигая свет.

2. Кто так описывается, характеризуется?

а) Он грузный носился на грузном коне в тылу наших войск. Его так растрясло, он так был взволнован и нервно раздавлен событиями, что больше не в силах держаться в седле. С адъютантом и взводом гусаров он отъехал в самое безопасное место, повалился в холодок и, раскинув руки и ноги, пыхтел, как морж на льдине.

б) У костра было людно, весело. Мушкетеры — народ средних лет и молодые — слушали из человека из Олонецкого края. Он грубыми кривыми пальцами звонко играл на небольших походных гуслях и сиплым голосом вел былину про Илью Муромца. Старые, замызганные, со следами огненных угольков от костра, эти гусли принадлежали еще его  деду, он дорожил ими. В его торбе были икона, гусли и в тряпочке щепоть родной земли.

в) Сбросил халат, вновь стал мерно вышагивать по комнате. В белейшей, в плиссе и кружевах, сорочке, заправленной в короткие, цвета сирени, панталоны и перехваченной по талии чеканным серебряным поясом, он широкоплеч, высок и строен. На сильных, с большими икрами ногах шелковые светлые чулки и бархатные туфли с высокими каблуками. Взволнованные гости невольно залюбовались и его великолепной, как изваяние отличного скульптора, фигурой, и величественной поступью, и красиво очерченным, вызывающе смелым, выразительным лицом.

г) Ему было шестьдесят семь лет. Высокий, плотный, с красным горбатым носом, воспаленными, навыкате, глазами, он говорил густым басом, на подчиненных наводил иногда трепет, но с солдатами обращался милостиво.

Когда-то он учился в морском корпусе, был денщиком Петра I, принимал участие в Полтавской баталии. Его хорошо знали при дворе. На куртагах он не раз кутил с самой Елизаветой, а на придворных балах, танцуя в паре с государыней, фельдмаршал с таким азартом топал грузными сапожищами в паркетный пол, что по всему дворцу шел треск и грохот, как от пушечной пальбы. Человек хотя и недалекий, но прямой и честный, он, к сожалению, чрез меру зашибал винцом.

д) Очень полная, высокого роста, с лицом одутловатым, но величественным и спокойным, бывшая государыня тяжко лежала на легких, умятых пуховиках, по грудь прикрытая шелковым, ярко-табачного цвета, одеялом. Изящные руки с побледневшими ногтями сложены на груди по-православному, крест-накрест.

3. Озаглавьте сцену, фрагмент, эпизод

а) Сражением руководили теперь генералы Румянцев и Фермор. Пушки неприятеля, хотя и не особенно метко, все же тревожили наших. Но с правого фланга уже спешили на быстроногих конях чугуевцы — в атаку на батареи врага.

С левого фланга скакали донцы, за ними — полтысячи полуголых калмыков: они спустили по пояс красные суконные бешметы и, ощетинив пики, с визгом мчались колоть и топтать утекавших пруссаков.

Пугачев, давно отбившись от своих, работал то с гусарами, то с пехотой, колол и рубил, счастливо спасаясь от смерти.

Горячий генерал-майор Петр Панин, увлеченный удачным исходом сражения, ускакал далеко вперед, вслед за гусарами. Тут было жарко. Неприятель на это место двинул из-за леса остатки резервов.

б) Русская многочисленная конница, со свистом и гиканьем вырвавшись из каре, подняла густейшую пыль, а сильный ветер, как на грех, дул в нашу сторону. Вторая русская линия сразу окуталась тучами пыли и дыма. Пыль залепила глаза, и — ничего не видать.

Русские, залп за залпом, палили наугад, пули летели то в нашу конницу, то в нашу переднюю линию. Пользуясь удобнейшим случаем, прусский генерал Зейдлиц ударил всей своей кавалерией по русской коннице и опрокинул ее на нашу пехоту. Он сразу перепутал наши ряды, не стало ни фронта, ни линий, солдаты, разбившись врозь, дрались уже отдельными кучками. А пыль все гуще и гуще. Все стали незрячими. Еще минута, и русские перемешались с пруссаками. Стоном все застонало, началась резня

в) Вдруг, сломав угрюмую тишину, с тавризского, увешанного старинным оружием ковра, что прибит над кушеткой, сорвался проржавленный средневековый топор. Он стукнулся торчком в тугую спину согнувшегося Пассека, затем перепрыгнул в колени дремавшего Григория Орлова. От неожиданности все вздрогнули, переглянулись. Григорий Орлов боднул головой и гадливо отшвырнул топор, его сонные глаза расширились, лицо побелело.

— Топор… Топор… — с глухим хрипом сказал он. — Что сие значит, господа?

— Ничего не значит, — отозвался из-за печки голос. — Выскочил гвоздик. Вот и все. — Сказав так, князь Дашков выпростался на свет божий, поднял топор, подслеповато присмотрелся к нему и сказал с ухмылкой:

— Эх, топорик, топорик… Вот смотрю на тебя, а на язык просятся жестокие слова временщика Бирона. Проклятый палач сказал: «Русскими должно повелевать кнутом или топором». Но ради чего до сих пор уцелела на плечах его собственная башка — не ведаю и немало тому дивлюсь.

г) Солнце ярко горело в небе. Изнурительный зной охватил всю землю.

Двести неприятельских пушек гудели не переставая; пороховой дым клубился, застилая пространство. С грохотом и пламенем разрывались бомбы и ящики с зарядами, взлетали на воздух колеса, лафеты пушек, разорванные на части тела людей и лошадей.

Мушкетерские полки дрались с неослабевающим мужеством. Бибиков все время был на линии огня. Вдруг вблизи рванула бомба. Конь Бибикова сразу рухнул и подмял под себя седока. Бибиков, ушибленный конем и оглохший от взрыва, едва поднялся. Его увели.

А неприятель, щедро подкрепляемый свежими силами, стал одолевать и полки мушкетеров. Многие русские батареи были уже в руках врага. Пруссаки стремительно подавались вперед.

Положение русской армии становилось трудным.

д) Здесь кишело парусниками, суденышками, быстрыми челнами. У причалов стояли рыболовные шхуны, боты и оснащенные расписными парусами большие корабли. Шла нагрузка и выгрузка морских «посудин». Сотни грузчиков катали по крепким сходням дубовые бочки с рыбой, олифой, солониной. Бородатые боцманы-голландцы с румянцем во всю щеку дудели в свистульки, крикливо ругались, а иным часом прохаживались кнутом по спинам зазевавшихся грузчиков. Было шумно, терпко пахло смолой, рыбой, сыростью, бурым дымом над кострами.

А вот два русских корабля. Они доставили из матушки России горы овса и муки в мешках, военную амуницию в хорошо слаженных ящиках, бочки с порохом, ядра, пушки, мортиры.

4. Кому принадлежат слова?

     а)    Часто Фридриха мы били,

К нему в гости мы зашли,

Всю столицу перерыли,

Короля в ней не нашли.

      б) «Повели, владычица сердец наших, мы тебя возведем на престол…Ваше высочество… Ловите момент… Государыня кончается… Мы все в страхе за судьбу любезного отечества… Мы все умрем за вас. Не медлите, решайтесь!»

       в) Русская покойная императрица обладала такими драгоценными уборами, как ни одна из государынь Европы. Парадная корона императрицы Елизаветы состоит из бриллиантов, жемчуга и самоцветных камней: рубинов, сапфиров, изумрудов. Все эти камни считаются крупнейшими в мире.

        г) Разрешите, государыня, представить на благоусмотрение вашего величества мой обширный прожект реформы верховного правительства России, — Панин подал Екатерине исписанный четким прямым почерком фолиант и как тонкий дипломат проговорил:

        д) А приключилось вот чего… С час тому прибежал к нам из села верховой, … и созвал всю деревню нашу. Теките, говорит, православные в село, у нас там буча подымается. Заслуженного капрала Ивана Иваныча Капустина барин выдрал. Капрал, говорит, пришел к своим в побывку, бравый такой солдат, в рот ему ноги, весь в медалях, в немецких сражениях нахватал наград. И девушку, говорит, он высватал себе добрую, хотел к барину идти, чтоб, значит, дозволил венцы надеть. А седни большой праздник случись.

Ответы.   Вариант 1

1. Вставьте пропущенное слово

а) в Зимовейской

б) Семилетняя война 

в) с Петропавловской крепости 

           г) дубом

д) Бомбардировка 

2. Кто так описывается, характеризуется?

а) Апраксин

б) Старый солдат Никанор

в) Григорий Орлов

г) фельдмаршал Бутурлин

д) Императрица Елизавета

«5» - 17- 20  баллов

«4» - 13- 16  баллов

«3» - 9  -  12 баллов

3. Озаглавьте сцену, фрагмент, эпизод

а) Сражение при Гросс-Эггерсдорфе

             б) Бой при деревне Цорндорф.

в) На вечеринке у братьев Орловых.

.

г) Кунерсдорфское сражение.

д) Пугачев на пристани в устье Прегеля.

4. Кому принадлежат слова?

         а) Е Пугачеву

          б) Григорий Орлов   новой императрице Екатерине Алексеевне

          в) Позье

           г) Никита Панин Императрице Екатерине

           

           д) дед Митродор

 

Ответы.   Вариант 1

1. Вставьте пропущенное слово

а) в Зимовейской

Книга 1.   Часть 1.  Глава 1.  Казак Пугачев. Сражение при Гросс-Эггерсдорфе (1)

б) Семилетняя война 

Книга 1.   Часть 1.  Глава 1.  Казак Пугачев. Сражение при Гросс-Эггерсдорфе (2)

в) с Петропавловской крепости 

Книга 1.   Часть 1.  Глава 1.  Казак Пугачев. Сражение при Гросс-Эггерсдорфе (8)            г) дубом

Книга 1.   Часть 1 Глава 4. Жизнь в Кенигсберге. (1)

д) Бомбардировка 

Книга 1.   Часть 1 Глава 5. Берлин взят.

2. Кто так описывается, характеризуется?

а) Апраксин

Книга 1.   Часть 1. Глава 2. Бой при деревне Цорндорф. Вечеринка у братьев Орловых.

б) Старый солдат Никанор

Книга 1.   Часть 1.  Глава 3. Большое Кунерсдорфское сражение. (1)

в) Григорий Орлов

Книга 1.   Часть 1. Глава 2. Бой при деревне Цорндорф. Вечеринка у братьев Орловых.

г) фельдмаршал Бутурлин

Книга 1.   Часть 1.  Глава 6.  Чугунные рыцари. (1)

д) Императрица Елизавета

Книга 1.   Часть 1. Глава 7. Петр Федорович III — Император Всероссийский. (1)

3. Озаглавьте сцену, фрагмент, эпизод

а) Сражение при Гросс-Эггерсдорфе

Книга 1.   Часть 1.  Глава 1.  Казак Пугачев. Сражение при Гросс-Эггерсдорфе (8)

б) Бой при деревне Цорндорф.

Книга 1.   Часть 1. Глава 2. Бой при деревне Цорндорф. Вечеринка у братьев Орловых.

в) На вечеринке у братьев Орловых.

Книга 1.   Часть 1. Глава 2. Бой при деревне Цорндорф. Вечеринка у братьев Орловых.

г) Кунерсдорфское сражение.

Книга 1.   Часть 1.  Глава 3. Большое Кунерсдорфское сражение.

д) Пугачев на пристани в устье Прегеля.

Книга 1.   Часть 1.  Глава 4. Жизнь в Кенигсберге. (1)

4. Кому принадлежат слова?

а) Е Пугачеву

 Книга 1.   Часть 1 Глава 5. Берлин взят. (5)

б) Григорий Орлов   новой императрице Екатерине Алексеевне

Книга 1.   Часть 1. Глава 7. Петр Федорович III — Император Всероссийский. (1)

в) Позье

Книга 1. Часть 1. Глава 8. Вместе с тетушкой Петр хоронит и себя. Враг России — друг Петра. (3)

г) Никита Панин Императрице Екатерине

Книга 1.   Часть 2. Глава 1. Екатерина II, императрица Всероссийская. (2)

д) дед Митродор

 Книга 1. Часть 2. Глава 10.  Село большие травы. Гром.

Resource id #30

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 2

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возмож...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

урок литературы 8 класс Пугачев и Гринев. Друзья или враги?

Урок направлен на формирования у учащихся умения понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.  Способность анализировать текст с позиции поставленной проблемы...