урок литературы 8 класс Пугачев и Гринев. Друзья или враги?
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок направлен на формирования у учащихся умения понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.  Способность анализировать текст с позиции поставленной проблемы. Способность осмысливать авторскую позицию и сопоставлять её со своей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.8_klass_grinev_i_pugachev.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

в 8 классе.

               

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

8  класс

Тема

Пугачев и Гринев. Друзья или враги?

( по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.
  • Способность анализировать текст с позиции поставленной проблемы.
  • Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус
  • Способность осмысливать авторскую позицию и сопоставлять ее со своей.
  • Смысловое чтение.
  • Умение работать  индивидуально и в группе, находить общее решение.
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
  • Умение обобщать, делать выводы
  • Умение вести диалог, выстраивать  монологическую речь
  • Понять, что ценность личности должна определяться критериями нравственных норм.

  • Формирование

      нравственных качеств.

Решаемые учебные проблемы

1. Осмыслить взаимоотношения Гринева и Пугачева с позиций собственной и авторской оценки. Выявить сходство и различие.

2. Понять, что является приоритетным для автора в изображении Пугачева: нравственные качества или талант вождя народных масс.

3. Определить, с  помощью каких художественных средств создает А.Пушкин образ Пугачева.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Кинофильм «Капитанская дочка»

Методическое назначение

 средств ИКТ

Усилить мотивацию;

Повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых;

Усилить наглядность в обучении;

Повысить уровень визуализации изучаемого материала

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Вступительное слово учителя

   Образ Петра Гринева довольно сложный. Психология героя передается через действия, поступки. Важные черты характера  раскрываются в истории отношений с Пугачевым: верность долгу, прямодушие, честность, отвага, дипломатичность, умение понять другого человека.

   Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул,   скрылся, но набросан уже первый портрет.  Вот Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева. Здесь же отмечается его великодушие: он помиловал Петра Гринева, вспомнив заячий тулуп. До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит силы, чтобы достойно уйти из жизни.

   Два героя, чьи судьбы переплетаются, становятся друзьями или  остаются врагами?

 

Форма организации деятельности учащихся.

Роль учителя

Подготовка к  сообщению задач урока, организации различных видов деятельности.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению  учебного содержания.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Просмотр фрагмента из художественного фильма «Капитанская дочка» - казнь Пугачева.

 Вопросы классу:

1. Сравните, как рассказывается о казни Пугачева в повести и как изображается в фильме.

2. Почему режиссер так тщательно «выписывает» эту сцену? На ваш взгляд, Пугачев прощается с Гриневым как с другом или как врагом?

Методы обучения

Эвристическая беседа;

Метод смыслового чтения;

Анализ текста;

Сопоставительная характеристика героев;

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, а также представление индивидуального решения (высказывание своего мнения по вопросам учителя,  анализируют текст…)

Основные виды деятельности учителя, Роль учителя

Организационная, контролирующая (правила работы в группе);

Задает вопросы,  отслеживает скорость и качество работы в группах  

ЭТАП 3.   Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Организация  анализа художественного произведения.

Построение Древа к слову «друг», «враг».

Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

 Работа в группах.

Выработка личных, групповых позиций.

Группа 1.

Исследовать эпизоды:

- встреча в степи;

- взятие Пугачевым Белогорской крепости;

 - совет;

 - освобождение Маши от плена Швабрина;

Проследить, как меняется отношение Петра к Пугачеву по мере их знакомства.

Какими качествами личности руководствуются герои в своих поступках? Есть ли что-то общее между ними?

Группа 2.

Проанализируйте художественные средства создания образа Пугачева.

- портретная характеристика

Группа 3.

Проанализируйте художественные средства создания образа Пугачева.

- речевая характеристика

Группа 4.

Составление Древа к понятиям «друг» и «враг»

Методы обучения

Анализ повести.

Аналитическая беседа.

Работа в группах.

Формы организации деятельности учащихся

Работа с художественным текстом.

Участие в аналитической беседе.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результат работы в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.

 Правила работы в группе.

Разработка критериев оценки работы в группе.

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

 Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1. Первая встреча Гринева и Пугачева произошла в степи. Сон Петра  - предзнаменование того, какую роль сыграет Пугачев в его жизни.

2. Во время  второй встречи Пугачев пощадил Петра, так как он умеет помнить добро. Но мы видим и ту жестокость, с какой он расправляется со своими врагами.

3. Спасая Машу, Гринев ищет помощи у Пугачева, так как официальные власти отказали в поддержке. Петр еще  раз убеждается в справедливости народного государя.

4. По мере знакомства растет уважение Гринева к Пугачеву. Он понимает, что с одной стороны, это «злодей», «изверг», самозванец, но с другой стороны, он прямой, смелый искренний человек Пугачев способен оценить высокие нравственные качества противника, увидеть за формой человека.

5. Гринев и Пугачев не стали друзьями, слишком разные у них взгляды, интересы.  Но их нельзя назвать и врагами, так как они не испытывают друг к другу ненависти из-за этого.

 

Методы обучения

Исследовательский

Основные виды деятельности учителя

Систематизация материала.

Обобщение.

ЭТАП 5.  Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Возвращение к теме урока.

Критерии оценки работы в группе:

  • качество отобранного материала
  • степень участия в работе группы
  • качество представления информации (логичность, убедительность,  эмоциональность, выразительность и пр.)
  • Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

Домашнее задание:

 Написать сочинение:

1.Становление личности Петра Гринева.

2. Образ Пугачева в повести.

3. Пугачев и Гринев. Друзья или враги?

Используемые технологии

Технология   «смыслового чтения»;

Исследовательская;

Проблемного обучения;

Работа в группах;

Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УД

  • Умение  работать в группе, устанавливать рабочие отношения и  способствовать совместной деятельности.
  • Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
  • Умение устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, аргументировать свою позицию;
  • Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия  совместного решения;
  • Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УД

   . Понять, кто такие друзья и враги

Познавательные УД.

  • Умение видеть, формулировать проблему (задачу);
  • Умение ставить вопросы и находить ответы;
  • Умение структурировать текст;
  • Умение  делать выводы, обобщения и умозаключения

Регулятивные УД

  • Планирование цели своей деятельности,  пути её достижения;
  • Решение задач и принятие ответственности за  это решение;
  •  Уровень самооценки (представление о своих возможностях);
  • Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение

Способы оценки на уроках

Балльное оценивание  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 2

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возмож...

Урок литературы в 11 классе. Тест «Проверь себя» по роману В. Шишкова «Емельян Пугачев». Вариант 1

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возмож...

Разработка урока литературы по теме: А. Грин «Победитель»

Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".

В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...

Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».

(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...