урок литературы по повести А Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: А. Грин «Алые паруса» Ребята, надо верить в чудеса
Тип урока: Открытие нового знания
Цель:
- познакомить учащихся с главными героями повести, основной идеей литературного произведения, его связи с окружающим миром.
- научить определять авторскую позицию, анализируя авторские отступления, сюжет и внесюжетные элементы;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
- воспитывать культуру восприятия художественного текста;
Средства обучения : презентация, плакаты для синквейна, рисунок корабля с парусами.
Планируемые результаты.
Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Ход урока
Актуализация знаний.
-Перед вами высказывания К.Г. Паустовского:
«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка».
«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…»
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
«Мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым полётом своего воображения, какие волшебные страны цвели в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль…»
«… и все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновение поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».
- Каким же мы узнали Грина в этих строчках? (мечтатель, романтик, добрый сказочник, человек, проделавший большой жизненный путь).
Постановка проблемы урока.
- Сегодня мы прикоснёмся к одному из самых романтичных произведений в литературе, к повести А. Грина «Алые паруса». На доске эпиграф к уроку:
«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».
Это слова героя произведения Артура Грея. Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.
Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос:
1).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)
2). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).
3). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)
4). Название корабля Грэя («Секрет»)
5). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец)
6). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис)
7). . Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)
8) Как звали отца Ассоль? (Лонгрен)
9) Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)
10) . «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)
11) Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)
12) Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)
Работа над темой. Анализ произведения
- Перед вами иллюстрация к книге Грина «Алые паруса». Что необычного в этой картине?
- Как вы думаете, почему алый цвет выбрал писатель, что он символизирует? (любовь, мечту, исполнение желаний)
-Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
- алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
- паруса цвета глубокой радости;
- он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;
- совершенно чистый, как алая утренняя заря;
- полный благородного веселья и царственности гордый цвет.
Словарная работа.
-Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?
Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.
Просмотр видео: буктрейлер
(Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году).
Групповая исследовательская работа
Подготовить ответы на вопросы:
1 группа. Ассоль
1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
2. Расскажите о детстве девочки.
3. Найдите описание Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её внешности. Какой и зачем?
4. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
5. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?
Составить синквейн Ассоль
2 группа: Артур Грэй.
1. Почему рос одиноким Грей?
2. Чем был заполнен мир его детства?
3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?
4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?
5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
Составить синквейн Грей
Осмысление.
- Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
- Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами
- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)
- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь? (Тема «Алых парусов» сформулирована в словах Грэя. «Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)
- Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?
- Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”).
- Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)
Заключение:
- По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.
- В чем смысл названия повести?
- Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
Рефлексия.
- У вас на столах лежат рисунки, на которых изображён корабль с алыми парусами. Напишите на них свои самые заветные желания, и они обязательно сбудутся.
Домашнее задание. Мини-сочинение.
-Ребята, а как вы понимаете слово «счастье»? Напишите самый лучший рецепт счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/31/picture-535-1590874815.jpg)
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-593832-1424102202.jpg)
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972639-1510503712.jpg)
Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"
Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1133522-1554816753.jpg)
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886847-1485872882.jpg)
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...