"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Гербер Валентина Владимировна

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций использованы кадры из замечательного фильма "Алые паруса", режиссера А.Птушко. 9 -18 слайды содержат ссылки ( в 9 слайде необходимо навести курсор мыши на фотографию, тогда перейдете на нужный слайд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubit_mechtat_i_verit.rar1.18 МБ

Подписи к слайдам:

«Любить, мечтать и верить…»
Урок по повести А.Грина «Алые паруса»
Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Д. Гранин
Необыкновенность творчества А.Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения…Вот такая она, Гринландия, придуманная А.Грином.
« Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран»
Такой страной обетованной стала для Александра Грина тихая солнечная Феодосия, которую он называл "городом нежных акварельных тонов".
Литературно-мемориальный музей А.Грина
"Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю,- писал Паустовский.- В этом поступке Грина отразился верный инстинкт писателя - приморская жизнь была той реальной питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы".
…поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни… и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. К.Паустовский
«Алые паруса»
«Я остановился у окна и заметил, что выставка украсилась несколькими новыми игрушками, среди которых выделялся отлично смастеренный бот …Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле. Цвет вина, роз, зари, рубина и маленьких мандаринов…, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. Приближение, возвещение радости – вот первое, что я представил себе…» Так зарождался замысел необычной повести Грина – «пленительной сказки русской литературы».
Сравнительная характеристика героев.
Ассоль
Грэй
Родство душ
Ассоль родилась в небогатой семье. Отец ее был матросом «Ориона», мать Мери умерла по вине Меннерса, который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу. Стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он «добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии».
Почему Ассоль и Лонгрен жили одиноко?
2. За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?
3. Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?
А какая она – Ассоль? Есть ли описание ее внешности в тексте?
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.Темные, с оттенкомгрустного вопроса глаза казались старше лица: его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи…»
В какой обстановке воспитывался Грэй?Почему родители Грэя жили одиноко?
Почему Грэй рос одиноким?Когда в Грэе впервые проявилосьпонимание чужой боли, сострадание к человеку?
«Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души;он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткостьРаботающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск…»
Верно ли то, что одиночестворождало в героях умение видеть иценить красоту природы? Кроме умения тонко чувствоватькрасоту природы, что еще роднило Грэя и Ассоль?
Как произошла встреча Ассоль с Грэем?
Как вы думаете, «Алые паруса» - это сказка или нет?
Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
А.Грин называл свое произведение феерией.
Фейрия – от французского fee – фея: представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями, костюмами, постановочными трюками, рассчитанными на внешний эффект. Перен. Волшебное, сказочное зрелище
Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему?Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?
«…Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…»
Алые паруса в солнечных бликах,Сверкающие на фоне синего моряИ голубого неба, - трудно найти другой образ, который бы производилтакое неизгладимое зрительноевпечатление. Алые паруса сталисимволом всего романтического ичудесного на земле.Вот почему, по словам Р.Казаковой, мы Мчимся, ломая тучи, за парусами алыми…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...

Урок литературы по произведению Э.Распе "Барон Мюнхаузен"

Урок  с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме  - в виде соревнования между т...

Урок литературы по произведению Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь""

Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся....

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Открытый урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк"

Основной задачей урока является развитие умения "увидеть"героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам...

Урок литературы по произведению И. С. Тургенева "Бирюк" (2ч) для 7 класса

В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником "Записки охотника". Второй урок посвящён анализу рассказа "Бир...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....