АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
учебно-методическое пособие по литературе по теме

Брежнева Наталья Александровна

подробный анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stikh.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon vidy_strof_metr._razmer._stopa.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

1.Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/

3.  Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

4. Тема  (пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская.)

5. Идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

6. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

7.  Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?.  Каким вы представляете себе лирического героя?

8 . В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

9.Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

а) Жанр

  • эпиграмма (сатирический портрет)
  • эпитафия (посмертное)
  • элегия (стихотворение медитативного характера)
  • ода (хвалебное)
  • послание - стихотворное  произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания
  • сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия  и два трехстишия.

б) Принадлежность к определенному литературному направлению:

сентиментализм                      романтизм

реализм                                    символизм

акмеизм                                   футуризм

в) Композиция

Деление на смысловые части.

Строфическое  и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

г) Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова

  1. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
  1. Композиция: размер, рифма, ритм.
  • Размер:
    _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
    '_ _ _      дактиль;
    _ _' _     амфибрахий;
    _ _ _'     анапест.
  • Рифма:
    аабб - парная;
    абаб - перекрестная;
    абба - кольцевая.
  1. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  • эпитет - художественное определение;
  • сравнение;
  • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • ирония - скрытая насмешка;
  • гипербола - художественное преувеличение;
  • литота - художественное преуменьшение;
  • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
  • паралеллизм – это один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).

В непогоду ветер

Воет - завывает;

Буйную головку

Злая грусть терзает.

  1. Стилистические фигуры:
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза/противопоставление;
  • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
  • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
  1. Поэтическая фонетика:
  • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  • ассонанс - повторение гласных;
  • анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  1. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.



Предварительный просмотр:

ВИДЫ СТРОФ: 

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

  

За радость тихую дышать и жить
 Кого, скажите, мне благодарить?

                          
  (Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

  

ТРЁХСТИШИЕ (терцет)  - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,
 О дни весны моей, вы скоро утекли.
 Теките медленней в моём воспоминанье.  
       
                                            (А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

                 Хотя я судьбой на заре моих дней,
                 О южные горы, отторгнут от вас,
                 Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
                 Как сладкую песню отчизны моей,
                 Люблю я Кавказ.

                                                (М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ  - строфа из шести стихов.

       Мороз и солнце; день чудесный!
        Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
        Пора, красавица, проснись:
        Открой сомкнуты негой взоры
        Навстречу северной Авроры,
        Звездою севера явись.

                                 (А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

     Опять звучит в моей душе унылой
 
     Знакомый голосок, и девственная тень
      Опять передо мной с неотразимой силой
      Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
      Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
      Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

                                                              (Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима)  - сложная строфа из семи стихов.

        - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
        Москва, спаленная пожаром,
        Французу отдана?
        Ведь были ж схватки боевые,
        Да, говорят, еще какие!
        Hедаром помнит вся Россия
        Про день Бородина!

                                   (М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

    Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса –
     Люблю я пышное природы увяданье,
     В багрец и в золото одетые леса,
     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
     И мглой волнистою покрыты небеса,
     И редкий солнца луч, и первые морозы,
     И отдалённые седой зимы угрозы.

                                              (А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)  - сложная строфа из 10 стихов.

       О вы, которых ожидает
       Отечество от недр своих
       И видеть таковых желает,
       Каких зовёт от стран чужих,
       О ваши дни благословенны!
       Дерзайте ныне ободренны
       Раченьем вашим показать,
       Что может собственных Платонов
       И быстрых разумов Невтонов
       Российская земля рождать

                                    (М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА  десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

         Подай, Фелица! наставленье:
          Как пышно и правдиво жить,
          Как укрощать страстей волненье
          И счастливым на свете быть?
          Меня твой голос возбуждает,
          Меня твой сын препровождает;
          Но им последовать я слаб.
          Мятясь житейской суетою,
          Сегодня властвую собою,
          А завтра прихотям я раб.

                                      (Г. Державин)

 ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное  А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

  Итак, она звалась Татьяной.
   Ни красотой сестры своей,
   Ни свежестью её румяной
   Не привлекла б она очей.
   Дика, печальна, молчалива,
   Как лань лесная боязлива,
   Она в семье своей родной
   Казалась девушкой чужой.
   Она ласкаться не умела
   К отцу, ни к матери своей;
   Дитя сама, в толпе детей
   Играть и прыгать не хотела
    И часто целый день одна
    Сидела молча у окна.

                        (А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

              Улыбнись, моя краса,
                 На мою балладу;
              В ней большие чудеса,
                 Очень мало складу.
            Взором счастливым твоим,
                  Не хочу и славы;
            Слава – нас учили – дым;
              Свет – судья лукавый.
            Вот баллады толк моей:
         «Лучший друг нам в жизни сей
                 Вера в провиденье.
            Благ зиждителя закон:
       Здесь несчастье – лживый сон;
           Счастье – пробужденье».

                                     (В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».
Итальянский сонет строится по схеме  «4+4+3+3»

           Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
            Любовь ее лица спокойные черты,
            Вся красота других, бледнея, исчезает
            В сиянье радостном небесной красоты.

           Смирясь, моя душа тогда благословляет
           И первый день скорбей, и первые мечты,
           И каждый час любви, что тихо подымает
           Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

           Свет мысли неземной лишь от нее исходит,
           Она того, кто вдаль последует за ней ,
           Ко благу высшему на небеса возводит,

           По правому пути, где нет людских страстей
           И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
           Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!

                                                                     (Ф. Петрарка)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC

 («Божественная комедия» Данте).

     

ТРИОЛЕТ -  восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

РОНДО  - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
 

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

 

КОРОЛЕВСКАЯ  СТРОФА   - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

 СПЕНСЕРОВА  СТРОФА
   - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).


 НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
 
 СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы.

        

МЕТР. РАЗМЕР. СТОПА.

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Четырёхстопный ямб

Играй,/ Адель,
  Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
             (А.С. Пушкин)

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
                               (К. Н. Батюшков)

Двустопный хорей

 Четырёхстопный хорей

Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
           (народн.)

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
                               (А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Трёхстопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
                      (Ф.И. Тютчев)

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
                             (А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

 Четырёхстопный дактиль

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне
/от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
                                    (Н.А. Некрасов)

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе
/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
                                         (И.С. Тургенев)

В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:

Одностопный ямб

        Двустопный ямб

               Четырёхстопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

    Весна идёт. Она поёт,
    Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

        Трёхстопный ямб

                  Пятистопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
                                                                                             (В.Я. Брюсо
в)

ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где  « - » - ударный слог, а « » - безударный.
     Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
     Трёхсложные стопы:
дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
     Четырёхсложные стопы:
пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах см.также
Античный стих

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа  русского стиха.
Cхема
 « - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

                Мой дядя самых честных правил,
                Когда не в шутку занемог,
                Он уважать себя заставил
                И лучше выдумать не мог.
                                                (А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « -».

        Мчаться тучи, вьются тучи
        Невидимкою луна
        Освещает снег летучий;
        Мутно небо, ночь мутна.
                            (А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. 
Схема
 «- ».

 В рабстве спасённое
 Сердце народное -
 Золото, золото
 Сердце народное!
                    (Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « - ».

           На севере диком стоит одиноко
                На голой вершине сосна
           И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
                Одета, как ризой , она.
                                           (М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « - ».

      Есть в напевах твоих сокровенных
      Роковая о гибели весть.
      Есть проклятье заветов священных,
      Поругание счастия есть.
                                        (А. Блок)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м  ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- ), 2-й( - ), 3-й(-) и 4-й слог стопы ( -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
 

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
                                          (К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.                                             (Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « - »

   Не шуми ты, рожь,
   Спелым колосом!
   Ты не пой, косарь,
   Про широку степь!
                      (А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ -  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

           Три девицы под окном
           Пряли поздно
вечерком…
                                   (А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место  в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

      Русалка плыла по реке голубой,
          Озаряема полной луной;
     И старалась она доплеснуть до луны
          Серебристую пену волны.
                                (М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» -  М. Ю. Лермонтов).

            Когда я ночью жду её прихода,
            Жизнь, кажется, висит на волоске.
           
Что почести, что юность, что свобода
            Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
                                                       (А. Ахматова)

СПОНДЕЙ  - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

           Швед, русский - колет, рубит, режет.
          
Бой барабанный, клики, скрежет,
          
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
           И смерть, и ад со всех сторон.
                                                    (А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ  - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночн
ой;
Тихие долины
Полны свежей мгл
ой...
                   
     (М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ  СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный  или русский 6-стопный ямб  с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

     Надменный временщик, и подлый и коварный,
     Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
     Неистовый тиран родной страны своей,
     Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
                                                             (К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида",  а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
; (""- безударная часть, "" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

    Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
    Многие души могучие славных героев низринул
    В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
    Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
    С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
    Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
                                        (Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема:
.  В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

          Будем жить и любить, моя подруга,
          Воркотню стариков ожесточённых
          Будем в ломанных грош с тобою ставить…
                                                            (Гай Катулла) 

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
        К твоим
/губам,
Таинства снова свершаются,
        И мир как храм.
                      (В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН  - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
       (Н.Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
 

Вдруг
Лук
Ввысь:

Трах!
Рысь
В прах.
  
(И.Л. Сельвинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...