"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Луговская Елена Владимировна

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

  «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ?»

5 класс

учитель: Луговская Е.В.

(По сказкам А. С. Пушкина)

      I. Вступительное слово.

      - Сегодня мы с вами поговорим о прекрасных сказках А. С. Пушкина, некоторые из них были записаны им со слов няни Арины Родионовны Яковлевой – простой русской крестьянки. Уже будучи зрелым, Пушкин, возвратясь в Михайловское, пишет в письме о том, что он делает вечерами: «Вечером слушаю сказки моей няни. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Он живёт с няней в небольшом домике и каждый вечер слушает её вдохновенную, насыщенную поговорками и прибаутками, русскую речь.

     - Догадайтесь, о какой сказке Арина Родионовна говорит:

«Дашь с ноготок, попросит с локоток»

( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Учись за добро отвечать добром»

(«О попе и его работнике Балде»)

      А это о героине, какой сказки:        

«С лица воду не пить»

(«Сказка о мёртвой царевне»)

- Какие строчки посвятил Пушкин няне?

     

                            * * *

      Наперсница волшебной старины,
      Друг вымыслов игривых и печальных,
      Тебя я знал во дни моей весны,
      Во дни утех и снов первоначальных.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.

Зимний вечер

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

      II. Представление команд, название, визитка.

      III. Задание: Угадай, чей портрет?

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги  огрузили  шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

               (Старуха)

«Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…»

                             (Царевна)

«В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый»

                              (Мудрец-звездочёт)

«Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла»

                               (Царица-мачеха)

«Круглолицый, светлоокий…»

                                (Месяц)

«Сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице»

                                 (Царь Cалтан)

«…величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…»

                                  (Царевна Лебедь)

«Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор»

        (33 богатыря)

IV. Посмотрим, насколько вы внимательно читали сказки Пушкина. Процитируйте эпизод сказки. (Раздаются карточки с заданием)

      1. Как старик поймал рыбку?

«Раз он в море закинул невод-

Пришёл невод с тиной,

Он в другой раз закинул невод-

Пришёл невод с травою морскою,

В третий раз закинул он невод-

Пришёл невод с одной рыбкой»

      2. Как произошла расплата попа с Балдой?

«С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелчка

Лишился поп языка;

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика»

      3. Как царица радовалась перед зеркалом?

«И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь»

      4. Дайте описание отравленного яблока.

«Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…»

      5. Вспомните обещание Дадона звездочёту.

«Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

«За такое одолженье,-

Говорит он в восхищенье,-

Волю первую твою

Я исполню, как свою»

      6. Как отреагировал старик на желание старухи стать царицей.

«Испугался старик, взмолился:

«Что ты баба белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство»

      Вопросы к зрителям.

  • Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?

(Во саду ли, во огороде…)

  • В кого царевна Лебедь превращала Гвидона?

(В муху, комара, шмеля)

  • В какой день у царицы родилась дочь?

(Накануне Рождества Христова)

  • Что получила в приданое злая мачеха?

(Зеркальце)

  • Кто указал Елисею, где искать царевну?

(Ветер)

  • Какие две сказки Пушкина заканчиваются одними и теми же словами:

«Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил»

      («Сказка о мёртвой царевне»

       «Сказка о царе Салтане»)

V. Театральная пауза.  Домашнее задание класса.  

VI.Ответьте на вопросы:

      По какому поводу в сказке упоминается

…печатный пряник?

            Им старуха заедала заморские вина.

…голодный котёнок?

            С ним сравнивается бесёнок из «Сказки о попе и его работнике Балде»

…мышонок и лягушка?      

            В подменной грамоте о рождении ребёнка в «Сказке о царе Салтане»

…белена?

            Старик восклицает: « Что ты, баба, белены объелась?»

…горы золота?

            Их Царь Дадон сулит звездочёту.

…волдырь?

            Соскочил на носу  у Бабарихи.

…рукавица?

            Лебедь говорит Гвидону:

            «Да, такая есть девица,

            Но жена не рукавица»

…сивая кобыла?

            Балда предлагает бесёнку поднять её и пронести.

…золочёный рожок?

            Так Елисей обращается к месяцу.

…злые жабы?

            Ткачиха, повариха и Бабариха

            «Злыми жабами сидят,

            Четырьмя все три глядят»

…мерзкое стекло?

            Так царица обращается в гневе к зеркальцу.

VII. Театральная пауза. Домашнее задание  класса.        

VIII. Составьте словарик  языка сказок Пушкина. (Раздаются карточки с таблицами для заполнения)

«Сказка о рыбаке и рыбке»

        

Вернулся

Надо

Сильнее

Чуб, хохолок

Ругать

Выгода

Светлая небольшая комната, обычно в верхней части жилья

Посметь

Макушка, темя

Старинная женская одежда, тёплая кофта без рукавов

1. Вернулся – возвратился

2. Старинная женская одежда, тёплая кофта без рукавов – душегрейка

3. Выгода  – корысть

4. Макушка, темя – маковка

5. Надо – надобно

6. Посметь – дерзнуть

7. Ругать – браниться

8. Светёлка – светлая небольшая комната, обычно в верхней части жилья

9. Сильнее – пуще

10. Чуб – чупрун

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1. Возражать – перечить

2. Канун праздников Рождества Христова и Богоявления – сочельник

3. Грустить – кручиниться

4. Слухи, толки, общественное мнение – молва

5. Керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы,  

      разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов    

      и  др.  – изразцы, изразцовый

6. Монахиня – черница

7. Даже – инда

8. Пальцы – персты

9. Тихо, незаметно – тихомолком

10. Не печалься – не кручинься

«Сказка о золотом петушке»

1. Помощь – подмога

2.  Обещает – сулит

3. Сказал – молвил

4. Младший – меньшой

5. Последователь мистической секты духовных христиан, возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела – скопец

6. Войско – рать

7. Арабская, мусульманская (о шапке) – сарачинская

8. Услуга, любезность – одолжение

9. Человек, посылаемый куда-либо со срочным сообщением – гонец

10.  Военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции – воевода 

       Вопросы к зрителям.

  • Какая из сказок Пушкина начинается со строк, где звучат цифры 3,9,10?

     («Сказка о золотом петушке»)

     Негде в тридевятом царстве

     Тридесятом государстве…

  • В какой сказке звучит пословица «Не в свои сани не садись»?
  • О скольких смертях говорится в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

(О четырёх: царица-мать, царевна, пёс, царица-мачеха)

  • Какая кличка была у пса в «Сказке о мёртвой царевне»?

(Соколко)

  • Какое приданое было дано царём дочери в «Сказке о мёртвой царевне»?

(Семь торговых городов,

Да сто сорок теремов)

  • Что сделал Елисей, прежде чем отправился на поиски пропавшей невесты?

(Помолился усердно Богу)

IX. Конкурс капитанов.

- Каждый  из вас сейчас будет в образе героя сказки. Вы должны себя узнать, задавая наводящие вопросы зрителям, ответы на которые предполагают только «да» или «нет». А зрители будут отвечать. Ваша задача, как можно быстрее себя узнать. (Ученики примеряют на себя плакаты с вырезанными отверстиями для головы, на которых нарисованы герои сказок: Петушок, Чертёнок, Шамаханская царица – таким образом, что не видят, самого изображения)

X. Театральная пауза.  Домашнее задание  класса.

XI. Вопросы для самых эрудированных знатоков.

  1. Какое отношение к сказкам Пушкина имеет следующая статья из словаря Владимира Ивановича Даля: «Дылда, болван, балбес, долговязый и неуклюжий дурень; большой молот, кувалда, кулак от 8 до 15 фунтов»?

(Это значение слова «балда»)

  1. К каким из своих сказок Пушкин сделал иллюстрации?

(«Сказка о попе и его работнике Балде»

      «Сказка о золотом петушке»)

  1. Какая фраза в «Сказке о золотом петушке» была задержана цензурой?

(«Царствуй, лёжа на боку»)

  1. Какое отношение к сказкам Пушкина имеет следующее рассуждение известного пушкиниста Е. А. Маймина:

«В детстве – мы знаем – ему не было дано ощущение Дома, и он переживал это как беду, как важное лишение. Он радовался ко всякому приближению к домашней обстановке – так было, например, когда он на время вошёл в семью Раевских. Он особенно остро и настойчиво стал мечтать о доме, когда ему стало, как никогда раньше, тревожно и тяжело жить – в трагические подекабрьские годы. Теперь его мечта о доме становится мечтой о спасении, мечтой не о счастье даже, а о тихом покое»

(Лесной терем богатырей – это мечта поэта о будущей спокойной семейной

жизни. Не случайно он  помещает в терем хозяйку.)

  1. Кто ещё, кроме А.С. Пушкина, посвятил Арине Родионовне стихотворения?

(Н.М. Языков - русский поэт эпохи романтизма)

XII. Объявление итогов и награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Конкурс "Что за прелесть эти сказки."( по сказкам А.С. Пушкина)

Основной целью мероприятия является обобщение и систематизрование знанияй учащихся о сказках А.С.Пушкина. Воспитание интереса к чтению....

Интегрированное занятие по сказкам А.С.Пушкина «Путешествие в страну Лукоморье» для детей подготовительной группы.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Лукоморье"...