Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_skazkam_pushkina.doc64 КБ
Файл prilozhenie.docx33.11 КБ
Microsoft Office document icon blank_otvetov.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление и оборудование:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С. Пушкина;
4) мультипроектор (презентация).
Предварительная подготовка.

Учащиеся делятся на 4 команды. Ребята перечитывают все сказки А. С. Пушкина и сказочную поэму «Руслан и Людмила», готовят представление команд в стилистике выбранной сказки А.С. Пушкина и инсценировку отрывка из любимой сказки писателя.

Ход урока:

Учитель: 

- Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.) (Слайд)

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

-1-

- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных (Слайды))

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и  литературные (Слайд).

- А чем же они друг от друга отличаются?

Народная сказка

Литературная сказка

Нет автора. Автор - народ

Есть автор

Устная форма

Письменная форма

Изменяемый текст

Неизменяемый текст

Нет даты

Есть дата

Небольшая по объему

Больший объём

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)

- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкин) (Слайд)

   - Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина».

  За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.

  Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, не правда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21

-2-

века? (Учащиеся отвечают.)

- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных сказок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (шесть) и сказочная поэма «Руслан и Людмила».

- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования «Что за прелесть эти сказки!».

От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные мною.  Внимательно слушайте задания и  фиксируйте в своих бланках для ответов. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. (Представление жюри:  учителя и ученики старших классов).

   Итак, можно начинать. Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина.

Звучит музыка композитора Т. Хренникова из кинофильма «Руслан и Людмила».

Учитель.

1. «В некотором царстве, в некотором государстве» (Представление команд).

Через одну минуту вы должны представить нам свою команду и капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.

2. Разминка «Узнай сказку!»

Учитель. Определите, к какому произведению А.С. Пушкина нарисованы иллюстрации (напиши полное название сказки).

3. «Сказочная галерея».

Учитель. Помните, как в «Сказке о царе Салтане…» царь отправляется

-3-

навестить «Чудный остров».

К морю сам идёт Гвидон;

Там царя встречает он…

В город он повёл царя,

Ничего не говоря.

И царь своими глазами увидел чудеса. А мы с вами находимся в «Сказочной картинной галерее». Один из участников команды будет сегодня экскурсоводом и расскажет об одной из картин, хранящихся в нашей галерее.

4. «И кого ни спросит он

Всем вопрос его мудрён» (Лексический конкурс)

Учитель. Узнай сказку по следующим словам. ( Приложение + слайд).

5. «Так всё начиналось» .

У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать произведение по его началу?  (Приложение)

6. «Там на неведомых дорожках».

Учитель. Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать? (Приложение)

7. «Из одной ли мы сказки?».

Учитель. Героев вы узнали. Теперь вам надо выяснить, из одной ли сказки эти герои. Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет». (Приложение + слайд)

8. «Верните предметы в сказку».

Учитель. Напишите название сказки, в которой  встречаются эти предметы (можно сокращать название сказки). (Слайд)

9. «Вопросы учёного кота».

Учитель.  Одним из мудрых сказочных персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! А сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. (Слайд)

-4-

10. «Найду ли краски и слова?» (Лексический конкурс)

Учитель. Найдите в отрывках из поэмы «Руслан и Людмила» старославянизмы с неполногласием и подберите к ним современные слова с

полногласием. (Приложение).

11. «Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…» (Продолжить фразу).

Учитель. За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята. (Карточки) (Приложение).

12. «… и вдруг

Раздался гуслей беглый звук

И голос вещего Баяна,

Певца героев и забав». ("Буриме").

Учитель. На карточках вы видите последние слова строчек пушкинских сказок. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки. (Карточки).  (Приложение)
13. «Что мы делали,  не скажем, а что видели,  покажем».

Учитель. Одна команда показывает другой фрагмент из сказки А. С. Пушкина (на карточках записан эпизод, который должна показать команда пантомимой другой команде, вторая показывает третьей, третья – четвёртой, четвёртая – третьей). (Приложение)

14. «Поэтическая лаборатория».

Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с неоконченной сказкой Пушкина «Сказкой о Медвидихе». Вам предлагалось написать её продолжение и создать книжечку, проиллюстрировав её. Пожалуйста, зачитайте продолжение сказки. Молодцы! Спасибо!

15. «Что за прелесть эти сказки! (Инсценировка отрывков). Команды показывают отрывки из сказок А. С. Пушкина.

Учитель. (После каждой инсценировки учитель задаёт вопросы учащимся):

- Узнали сказку?

-5-

- Как, по-вашему, автор относится к своим героям?

- В чём проявляется волшебство в данной сказке?  

- Какую главную мысль проносит А.С. Пушкин в данной сказке?

- В чём особенность «пера» А.С. Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма).

- Что роднит любимые строки с русскими народными сказками?  (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты и другое).

Заключительное слово учителя.

Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А. С.  Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Много художников, иллюстраторов нарисовали картины к сказкам замечательного сказочника. Композиторы написали чудесную музыку к его произведениям. На сценах театра ставились и продолжают ставиться спектакли, балеты, оперы к его сказкам и поэме «Руслан и Людмила». Создаются мультфильмы и фильмы. (Слайды) Чем же так привлекают нас сказки русского писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее и мудрее. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. «Сказка –  ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок», – сказал А. С. Пушкин.

Домашнее задание.

Ответьте, пожалуйста, дома на вопрос: «Какой «намек» содержит «Сказка…»?

Звучит музыка композитора Т. Хренникова из кинофильма «Руслан и Людмила».

Заключительное слово учителя.

Ну вот, друзья! Скоро сказывается, да не скоро дело делается. Через все

-6-

препятствия вы прошли, удачу свою нашли. А сокровища сказочные открываются только самым смекалистым, самым любознательным! (Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд).

Читайте сказки, любите сказки, дружите со сказкой! Все были большие молодцы! Спасибо вам за игру! До новых встреч! Покажите на волшебном дереве своё эмоциональное состояние.

-7-



Предварительный просмотр:

 Приложение (для жюри)

4. «И кого ни спросит он

Всем вопрос его мудрён». (Лексический конкурс).

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)

2. Откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Базар, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

4. Рать, воевода, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, шамаханская царица. («Сказка о золотом петушке»)

 5. «Так всё начиналось». (Узнайте произведение по его началу).

1. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха… («Сказка о Медведихе»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)

4. У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

5. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

7. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон. («Сказка о золотом петушке»)

6. «Там на неведомых дорожках». (Узнайте героя по его описанию).

1. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда)

2. Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина. (Наина)

3. Правду, молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла. (Мачеха)

4. В пещере (он); ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Её внимательно читая. (Финн)

5. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
 (Старуха)

6. Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Имея самый глупый рост,

Умён как бес и зол ужасно. (Черномор)

7. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.  
(Царевна)

8. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (33 богатыря)

9. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава
. (Царевна-лебедь)

10. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить. (Дадон)

11. Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в тёмной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянный,

Герою предстоит она

Громадой грозной и туманной. (Голова)

12. Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне.

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся. (Золотой петушок)

7. «Из одной ли мы сказки?» (Напишите «да» или нет», выяснив из одной сказки эти герои).

1. Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

2. Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

3. Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

4. Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

5. Попадья и золотая рыбка? (Нет)

6. Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

10. «Найду ли краски и слова?» (Найти в отрывках из поэмы «Руслан и Людмила» старославянизмы с неполногласием и подобрать к ним современные слова-синонимы с полногласием).

1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой… (берег)
2) Да вдруг раздался глас приятный… (голос)
3) В унынье, с пасмурным челом,
(лицом)
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…(молодые)
4) Невеста очи опустила… (глаза)
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая… (борода)
- С какой целью поэт использует устаревшие слова?

11. «Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…». (Продолжить фразу и вспомнить название сказки).

1. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...

(Не мышонка, не лягушку,
 А неведому зверюшку.)
(«Сказка о царе Салтане»)

2. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:

Семь торговых городов
(Да сто сорок теремов.)
(«Сказка о мертвой царевне...»)

3. Улетела лебедь - птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.

(Лечь решились натощак.)

( «Сказка о царе Салтане»)

4. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон...

(Дал отпор со всех сторон).

 («Сказка о золотом петушке»).

5. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

(Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет).
(«Сказка о царе Салтане»)

6. А с третьего шелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

(«Сказка о попе и его работнике Балде»).

 7. «Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую…

По-нашему говорила рыбка,

(Домой в море синее просилась»).

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был...

(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил. )
(«Сказка о мертвой царевне…»
)

12. Раздался гуслей беглый звук

И голос вещего Баяна,

Певца героев и забав». («Буриме»). (Вспомните и назовите начало каждой строчки).

1. «Сказка о царе Салтане…»
Снова князь у моря  ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
3. «Сказка о царе Салтане…»
Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий».

13. «Что мы делали,  не скажем, а что видели,  покажем»

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

2. Бьётся Лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней…

3. Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт…

4. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Приложение (для команд)

4. «И кого ни спросит он

Всем вопрос его мудрён». (Лексический конкурс).

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

2. Откуп, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

3. Базар, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка.

4. Рать, воевода, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, шамаханская царица.

 5. «Так всё начиналось». (Узнайте произведение по его началу).

1. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха…

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

4. У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

5. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

6. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

7. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

6. «Там на неведомых дорожках». (Узнайте героя по его описанию).

1. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

2. Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина.

3. Правду, молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

4. В пещере (он); ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Её внимательно читая.

5. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
 

6. Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Имея самый глупый рост,

Умён как бес и зол ужасно.

7. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.  

8. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

9. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава
. 

10. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

11. Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в тёмной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянный,

Герою предстоит она

Громадой грозной и туманной.

12. Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне.

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

7. «Из одной ли мы сказки?» (Напишите «да» или нет», выяснив из одной сказки эти герои).

1. Царь Дадон и шамаханская царица?

2. Царевна Лебедь и семь богатырей?

3. Королевич Елисей и мертвая царевна?

4. Князь Гвидон и злая мачеха?

5. Попадья и золотая рыбка?

6. Царь Салтан и тридцать три богатыря?

10. «Найду ли краски и слова?» (Найти в отрывках из поэмы «Руслан и Людмила» старославянизмы с неполногласием и подобрать к ним современные слова-синонимы с полногласием).

1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…

2) Да вдруг раздался глас приятный…

3) В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…
4) Невеста очи опустила…
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая…

- С какой целью поэт использует устаревшие слова?

11. «Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…». (Продолжить фразу и вспомнить название сказки).

1. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...

2. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:

Семь торговых городов
3. Улетела лебедь - птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.

4. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон...

5. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

6. А с третьего шелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

7. «Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую…

По-нашему говорила рыбка,

8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был...

12. Раздался гуслей беглый звук

И голос вещего Баяна,

Певца героев и забав». («Буриме»). (Вспомните и назовите начало каждой строчки).

1. «Сказка о царе Салтане…»
……………………………………………………... ходит,
………………………………………………………сводит;
………………………………………………………вод
………………………………………………………плывет.
2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
………………………………………………………неутешен,
………………………………………………………грешен;
………………………………………………………пустой,
………………………………………………………другой.
3. «Сказка о царе Салтане…»
……………………………………………………...дворцом,

………………………………………………………дом;
………………………………………………………ручная,
………………………………………………………какая!
4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

………………………………………………………дружок,

………………………………………………………рожок!

………………………………………………………глубокой,

………………………………………………………светлоокий,

13. «Что мы делали,  не скажем, а что видели,  покажем»

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

2. Бьётся Лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней…

3. Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт…

4. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…



Предварительный просмотр:

Бланк ответов на задания викторины

«Что за прелесть эти сказки?».

Команда__№______________________МБОУ СОШ № 127___ дата __________

Задания

Количество баллов

«И кого ни спросит он Всем вопрос его мудрён» (Лексический конкурс)

1.

2.

3.

4

Разминка  «Узнай произведение» (Напишите полное название сказки)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Так всё начиналось» (Напишите название произведения»)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 «Там на неведомых дорожках?» (Напишите имя героя)

1.

2.

3.

«Из одной ли мы сказки?» (напишите да или нет)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 «Верните предметы в сказку» (Напишите название сказки)

1.

2

3.

4.

5.

6.

 «Вопросы учёного кота»

(выберите и обведите букву правильного ответа)

1.

    А        Б         В  

2.

    А        Б         В  

3.

    А        Б         В  

4.

    А        Б         В  

5.

    А        Б         В  

6.

    А        Б         В  

7.

    А        Б         В  

8.

    А        Б         В  

9.

    А        Б         В  

10.

    А        Б         В

«Найду ли краски и слова? (Лексический конкурс)

1.

2.

3.

4.

5.

С какой целью поэт использует устаревшие слова?

«Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…» (Продолжить фразу + название сказки)

1.

2.


Эталон ответов на задания викторины

«Что за прелесть эти сказки».

Для членов жюри

дата ________________

Задания

Количество баллов

Итого:4

«И кого ни спросит он Всем вопрос его мудрён» (Лексический конкурс)

1.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

3.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

4

«Сказка о золотом петушке»

Разминка  «Узнай сказку» (Напишите полное название сказки)

Итого: 7

1.

«Сказка о золотом петушке»

1

2.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

3.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

4.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

1

5.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

6.

«Сказка о Медведихе»

1

7.

Поэма «Руслан и Людмила»

1

 «Верните предметы в сказку» (Напишите название сказки)

Итого: 8

1.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

2.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» или «Сказка о Медведихе»

1

3

Поэма «Руслан и Людмила»

1

4.

«Сказка о Медведихе»

1

5.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», можно название в коротком виде.

1

6.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

7.

«Сказка о золотом петушке»

1

8.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

«Там на неведомых дорожках?» (Напишите имя героя) (Каждой команде по три героя)

Итого: 6

1.

Балда

2

2.

Наина

2

3.

Мачеха

2

4.

Финн

2

5.

Старуха-столбовая дворянка

2

6.

Черномор

2

7.

Царевна

2

8.

33 богатыря

2

9.

Царевна-Лебедь

2

10.

Дадон

2

11

Голова

2

12

Золотой Петушок

2

 «Из одной ли мы сказки?» (Напишите да или нет)

Итого:12

1.

Да

2

2

Нет

2

3.

Да

2

4.

Нет

2

5.

Нет

2

6.

Да

2

«Так всё начиналось» (напишите название произведения»

Итого: 7

1

«Сказка о Медведихе»

1

2

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1

3

«Сказка о царе Салтане…»

1

4

«Руслан и Людмила»

1

5

«Сказка о мёртвой царевне…»

1

6

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1

7

«Сказка о золотом петушке»

1

Конкурс № 5 «Вопросы учёного кота»

(выберите и обведите букву правильного ответа)

Итого: 30

1.

    А        Б         В  

3

2.

    А        Б         В  

3

3.

    А        Б         В  

3

4.

    А        Б         В  

3

5.

    А        Б         В  

3

6.

    А        Б         В  

3

7.

    А        Б         В  

3

8.

    А        Б         В  

3

9.

    А        Б         В  

3

10.

    А        Б         В

3

«Найду ли краски и слова? (Лексический конкурс)

Итого: 5

1.

берег

1

2.

голос

1

3.

лбом

1

4.

молодые

1

5.

борода

1

С какой целью поэт использует старославянизмы и устаревшие слова?

«Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…» (Продолжить фразу + название сказки) (Каждой команде по две сказки)

Итого: 4

1.

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку. («Сказка о царе Салтане…»)

2

2.

Да сто сорок теремов. («Сказка о мёртвой царевне…»

2

3.

Лечь решились натощак. («Сказка о царе Салтане…»)

2

4.

Дал отиор со всех сторон. («Сказка о золотом петушке)

2

5.

Туча по небу идёт, Бочка по морб плывёт. («Сказка о царе Салтане…»)

2

6.

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. ( «Сказка о попе и его работнике Балде»)

2

7.

Домой в море синее просилась. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

2

8.

Мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил. («Сказка о мёртвой царевне…»)

2

Всего

83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Урок-викторина правовых знаний по Конвенции о правах ребенка для 5-6 классов

Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П.Урок-викторина правовых знаний по Конвенции о правах ребенка  для 5-6 классовЦель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными ...

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...