Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» и другие произведения писателя
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Сергеева Лидия Вячеславовна

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон.   «Остров сокровищ» и другие произведения писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема: Р.Л. Стивенсон.   «Остров сокровищ» и другие произведения писателя

Цели урока:

- Знакомство с жизнью и творчеством Р.Л. Стивенсона, с историей создания его знаменитой книги «Остров сокровищ»;

- С помощью игры проверить знание учащихся  текста произведения;

- Развитие устной речи учащихся, умения анализировать прочитанное произведение;

- Воспитание любви к слову, книгам;

-  Развитие коммуникативных способностей учащихся.

ХОД УРОКА

I Оргмомент

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вас видеть на уроке весёлыми и готовыми отправиться в интересное путешествие по страницам увлекательной книги. Следите за своей осанкой.

II Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с балладой Р. Стивенсона «Вересковый мёд». В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить выразительное чтение этого произведения. Итак, давайте проверим, как вы подготовили это задание.

(Учащиеся выразительно читают балладу Стивенсона «Вересковый мёд»)

 - Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с биографией и творчеством Роберта Луиса Стивенсона,  творческой судьбой его знаменитой книги «Остров сокровищ». Посмотрите, какие замечательные рисунки вы приготовили к сегодняшнему уроку. Молодцы!

III Вступительное слово учителя о писателе.

 - Есть такие писатели, имена которых знакомы нам с раннего детства. К их числу относится Роберт Луис Стивенсон, чьи книги с одинаковым интересом читают и дети, и взрослые.

Он родился в 1850 году в старинной шотландской семье, несколько поколений которой были связаны с морем. Его отец был известным инженером, строителем маяков. Он часто брал Роберта с собой в поездки по шотландскому побережью. Будущий писатель с детства любил путешествовать. Закончив юридический факультет Эдинбургского университета, Стивенсон из-за тяжёлой болезни – туберкулёза лёгких – был вынужден уехать из Англии, он побывал во многих странах и в конце концов обосновался в швейцарском городе Давосе.

Он мечтал стать путешественником, солдатом, но оказался надолго прикованным к постели. Вместо участия в настоящих сражениях Стивенсон руководил войнами игрушечных солдатиков, которыми он развлекал своего маленького пасынка Ллойда Осборна на тёмном и низком чердаке домика в Давосе при свете свечи. Из игры по всем правилам стратегии возникла однажды и книга, сделавшая Стивенсона знаменитым. А случилось это так. Стивенсон нарисовал для мальчика карту воображаемого острова. И вот вокруг карты стало складываться повествование о людях, посетивших этот остров. В ход пошли слышанные когда-то Стивенсоном рассказы моряков, бакенщиков, сторожей маяков. В игру включился старый отец Стивенсона. Именно он напомнил «мальчикам» название корабля капитана Флинта, подсказал многие детали повествования в «Острове сокровищ». Так родилась увлекательная книга, полная приключений и тайн. Но сюжетная занимательность – не главное достоинство книги. Читателя покоряет прежде всего основная идея автора: победу торжествует не грубая сила, не коварная хитрость и вероломная жестокость, а смелость слабого, но уверенного в своей правоте, честного и не испорченного жизнью подростка.

После успеха «Острова сокровищ» Стивенсон написал большой исторический роман «Похищенный» (1886). А вслед за ним книги «Чёрная стрела» (1888), «Владетель Баллантрэ» (1889) и продолжение романа «Похищенный» - «Катриона». Во всех этих произведениях действуют благородные и мужественные герои. Они проходят через множество испытаний, но всегда выходят из них победителями.

Стивенсон писал не только для детей. Цикл рассказов «Алмаз раджи» и «Клуб самоубийц» предназначался для взрослого читателя.

В 1890 году врачи посоветовали Стивенсону сменить климат на более тёплый. После долгих поисков писатель поселился на острове Самоа. И только тут он смог вести такую деятельную жизнь, о которой мечтал. Стивенсон пользовался уважением островитян, его почтительно называли «Слагателем историй». На этом острове прошли последние четыре года жизни Стивенсона. Он умер в 1894 году в возрасте 44 лет. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор. После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений.

Давайте же перенесёмся в мир загадок и приключений и отправимся на поиски сокровищ Роберта Луиса Стивенсона. Кто станет кладоискателем? Тот, кто лучше других знает книгу «Остров сокровищ» и сумеет ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ игроку будет вручаться пиастр. Кто заработает больше пиастров, тот и отправится в путь за кладом.

IV Викторина для будущих кладоискателей.

1. Вспомните имя главного героя книги «Остров сокровищ». /Джим Хокинс/

2. Как назывался трактир родителей Джима?        /«Адмирал Бенбоу»/

3. Какими татуировками был «украшен» страшный постоялец трактира»?

                            /«На счастье», «Попутного ветра», «Да сбудутся мечты Билли Бонса»/

4. Кого Билли Бонс больше всего опасался?       /Одноногого моряка/

5. Вспомните почётный титул мистера Трелони Хоупа.          /сквайр/

6. Как назывался корабль, на котором герои книги отправились на остров?    

                                                     /Шхуна «Испаньола» водоизмещением 200 тонн/

7. Команда «Испаньолы» состояла из 26 человек. Каким было соотношение сил между честными людьми и пиратами?                    /6 взрослых и Джим против 19 пиратов/

8. Какое название носил далёкий остров?               /Остров скелета/

9. На Острове скелета было три горы: Фок-мачта, Грот-мачта и Бизань-мачта. Какую из них называли ещё Подзорной Трубой и почему?

/ Грот-мачту - ту высокую гору, которая покрыта туманом, - чаще называют Подзорной Трубой, потому что пираты устраивали там наблюдательный пост,  когда стояли здесь на якоре и чинили свои суда/

10.Назовите имя пирата, чьи сокровища были спрятаны на острове.        /Флинт/

11.Кто ещё носил это имя?         /Капитан Флинт – попугай Сильвера/

12.Какие слова умел произносить попугай?      

                                              /«Пиастры!», «Поворачивай на другой галс!», ругательства/

13.А какие прозвища носил одноногий Сильвер?      /Долговязый Джон или Окорок/

14.Вспомните имя островитянина и расскажите, почему он оказался на острове?

/Бенджамин Ганн предложил команде корабля, на котором плыл мимо острова, высадиться на берег и найти сокровища Флинта; поиски оказались безуспешными, и рассерженные товарищи оставили Бена на острове/

15.Опишите пиратский флаг и вспомните, как он назывался.  

              /Чёрный пиратский флаг с изображением черепа назывался «Весёлый Роджер»/

16.А теперь исполните любимую песню капитана Флинта!

Пятнадцать мертвецов на сундук мертвеца,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Пей, и дьявол тебя доведёт до конца,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Три участника викторины, набравшие наибольшее количество «пиастров» - монеты из фольги, - становятся кладоискателями и получают маршрутные листы, на которых крестиками помечено местонахождение конверта с посланиями от Флинта. Хитрость злодея заключается в том, что на трёх одинаковых картах обозначены крестиками разные места! Только один из кладоискателей обнаружит подлинное письмо с указанием места, где спрятано сокровище…

- Перед вами три участника экспедиции за сокровищами. Этим храбрым ребятам достаются карты, составленные лично капитаном Флинтом. (К кладоискателям) В месте, которое обозначено крестиком, вы найдёте послание от пирата. Но знайте, что Флинт был коварен и хитёр! Чтобы запутать следы, он нарисовал 3 одинаковые карты, а крестики поставил в разных местах! Может случиться так, что повезёт только одному из вас …Кому же? Отправляйтесь в путь, ищите место, обозначенное крестом, - посмотрим, кому достанется сокровище!

Кладоискатели бродят по классу, ищут письма от Флинта. Тем временем ребята, не участвующие в поисках, поют пиратские песни, отвечают на вопросы своих одноклассников, которые подготовили свои викторины по книге. Вот один из игроков нашёл конверт… Что в нём? Чёрная метка» не повезло! Приходится выбывать из игры! Второй кладоискатель тоже нашёл… что? Какая досада: в конверте лежит рецепт приготовления торта!.. А что у третьего игрока? Ему достался листок с зашифрованным посланием! Посмотрите-ка на этот шифр!  

ББК  84.4

И (Англ.)

С 80

Безграмотный пират, конечно, ни о чём не догадался бы! Но наш кладоискатель знает, что это за шифр! Он обнаружит в библиотеке под этим шифром книги Роберта Луиса Стивенсона! Поздравляем победителя!

V Подведение итогов урока.

- Вот и найдено сокровище Стивенсона! Его увлекательные, умные, добрые книги – настоящий клад для читателя. Надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился и вы познакомитесь с другими произведениями писателя.

Выставление и комментирование  оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...