М.Ю.Лермонтов "Бородино" урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Курочкина Светлана Александровна

Данный урок способствует развитию интереса учащихся творчеством и личностью поэта.

Анализируя произведение необходимо рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защищать свою родную землю от вторжения иноземных захватчиков.

Данный урок способствует развитию чувства патриотизма, чувства собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. Ю. Лермонтов «Бородино».

(урок литературы 5 класс)

                                                                                                           Провела:

                                                                                                                       Курочкина С.А.

                                                                                                         учитель

МБОУ ООШ № 31

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защищать родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста. 

  1. Проверка домашнего здания.

Для начала давайте проверим домашнее задание. Вам было задано пересказать события сказки «Attalea princeps» от лица «маленькой, вялой травки».

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?(великие исторические события)

  1. Темой урока будет разговор об одном из таких событий – Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова. 

  1. Историческая справка.

Отечественная война 1812 г.- одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. Французским императором Наполеоном Бонапартом.

Это был решительный, строгий военачальник, вёл победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России. Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Москва была оставлена русским. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814г. в Париже.

  1. Биография М.Ю.Лермонтова.
    Русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября 1814. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в "Утренней Заре", одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму "Индианка". Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 он поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832, "сначала унтер-офицером, потом юнкером".  По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для Чтения". Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина. Негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: "И на устах его печать". Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции". Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет", где снова играет роль "льва". 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
    Среди произведений - поэмы, драмы, стихи, романы: "Индианка" (1828, поэма), "Кавказский пленник" (1828, поэма, впервые опубликована - 1859, полностью - 1891), "Корсар" (1828, поэма, впервые опубликована - 1859, полностью - 1891), "Демон" (1829-1834, 1837-1838, поэма), "Странный человек" (1831, драма), "Ангел смерти" (1831, поэма), "Странный человек" (1831, драма), "Измаил-Бей" (1832, поэма), "Хаджи-Абрек" (1834, поэма), "Панорама Москвы" (1834), "Боярин Орша" (1835, поэма), "Маскарад" (1835 - 1836, драма), "Княгиня Лиговская" (1836, роман), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1937?, поэма),  (1838-1839, роман), "Мцыри" (1839, поэма), "Завещание" (1840), "Родина" (1841), "Прощай, немытая Россия" (1841), "Тамара" (1841),

25-летней годовщине Бородинской битвы посвятил своё стихотворение М.Ю.Лермонтов. Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем она полна интересными событиями, творческими успехами.

 

  1. Словарная работа.
  • Редут – полевое укрепление
  • Картечь – артиллерийский снаряд
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
  • Бивак – стоянка войска под открытым небом
  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
  • Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей

Недаром – не без причины, не случайно.

Нынешнее племя – современники

Доля – судьба

Досадно – жаль, обидно

Ворчали старики – выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет)

Чужие изорвать мундиры – уничтожить врага в штыковой атаке

Ушки на макушке – повышенное внимание

Ликовать – выражать восторг

Лихость – удаль

Поведать – рассказать

Постоять головою – отдать жизнь в бою

Поле грозной сечи – поле боя

  1. Чтение произведения. (Фонохрестоматия)
  2. Беседа по произведению.

Вопросы:

1.Подумайте, почему поэт назвал своё произведение «Бородино»?

2.Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев – вот главная мысль произведения.)

3.Кто начинает диалог о событиях 1812г.?(молодой солдат)

4.Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?(ветеран Бородинского сражения)

5.Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?(Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события)

6.Опишите картины, поразившие вас

7.Чем возмущены, опечалены, а потом горды простые солдаты?( Стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу)

  1.  Чтение стихотворения учащимися.
  2.  Домашнее задание.

-Выучить стихотворение наизусть.

-Подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...