Уроки достоинства и человечности в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Севостьянова Ольга Николаевна

 

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами  скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

          Что такое добро? Это все хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

           Я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле. О нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_svobodnenskaya_sosh.docx308.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Свободненская сош

Учитель русского языка

и литературы

Севостьянова О.Н.

2012 г

Тема «Уроки достоинства и  человечности в рассказе В. Распутина «Уроки французского».

Цель урока: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.

Задачи урока:

1) на основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание;

2) учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию.

 Эпиграф

«Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает добра в людях»

                                                                              Л.Н.Толстой.

Ход урока.

  1. Слово учителя:

- Ребята, о чём это произведение?

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами  скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

          Что такое добро? Это все хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

           Я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле. О нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях.

А поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий рассказ В. Распутина «Уроки французского».

Итак,  давайте вспомним, когда и как началась у мальчика самостоятельная жизнь?

2. Беседа:

- Драка мальчишек, Вадик и его компания… Нужна ли эта ситуация в рассказе?

- Как вы относитесь к участникам драки? Ваше мнение о Вадике, Птахе е герое рассказа. Удивил ли он вас?

3. Работа с текстом.

- Найдите сцену драки. Как рисует ее автор, как «работает» его слово?

-Нужна ли эта страница, да еще столь подробная, что становится не по себе, «как будто тебя  бьют»?

- Почему мальчишка, которого так проучили, которому не на кого рассчитывать (он абсолютно одинок!), вновь приходит в компанию Вадика, где его, несомненно, снова изобьют?

-Найдите и зачитайте, как герой объясняет свой безумный поступок?

4. Беседа.

- Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?

-Как она сама объясняет это?

5. Чтение по ролям.

(сцена игры в «замеряшки»)

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

-Какое мгновение рассказа вас, может быть, поразило?

-Как вы относитесь к героине рассказа?

- Почему Лидия Михайловна так красива и обаятельна на страницах рассказа?

- А иной образ рассказа? Нужен ли в нем директор школы Василий Андреевич?

- Сравните, как пишет автор о нем и – о Лидии Михайловне? Справедлив ли писатель?

_ Почему рассказ называется «Уроки  французского»? В чем смысл этого произведения?

-В народе говорят: «Жизнь учит». А какие «уроки» получил главный герой рассказа из всех событий?

Вывод.

Мальчик получил уроки бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которых сохранил на всю жизнь. И не так важно, кто является воплощением «злой силы»- Вадик, признающий за собой право бить, или директор, не видящий в ученике человека и лишающий его доверия и уважения взрослого.

6. Итог.

-Хотелось ли вам назвать рассказ иначе?

Обращение к эпиграфу.

- Как вы понимаете мысль Толстого?

7. Домашнее задание.

Обложка книги рассказа Распутина.

8. Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Внеклассное мероприятие "Урок достоинства, величия и чести"

Внеклассное мероприятие посвящено М.В.Ломоносову....

Урок благотворительности «Звезда человечности»

Цель: концентрация внимания детей на идеях и истории благотворительности и меценатства.Задачи:познакомить подростков с понятиями «благотворительность», «меценатство», «филантропия», «спонсор»; рассмот...

рок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Урок-размышление по литературе в 7 классе с использованием приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....

Презентация к уроку "Свет из детства" (по рассказам "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Презентация к уроку "Свет из детства" содержит наглядный материал к этапам урока и дает зрительные образы по содержанию занятия. Она может быть использована и при начальном знакомстве с расс...