Урок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Калмыкова Ольга Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калмыкова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Урок-размышление по литературе в 7 классе

по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

«Жить по законам человечности…»

(по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Цели и задачи урока

Создать условия для:

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу урока.  

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица) (слайд 2)

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ (Учитель сообщает, что урок не совсем обычный: придется плодотворно потрудиться)

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

На доске портрет Андрея Платонова и таблица  (может и не брать из экономии времени)

ЗНАЮ

 узнал

(На слайде 3)

Вопрос 1. Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2. Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Предлагается ученикам заполнить  2 колонку таблицы дома (в качестве домашнего задания)

3.СТАДИЯ ВЫЗОВА

СЛОВОУЧИТЕЛЯ

Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

- Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (жалости, сострадания, желание помочь..)

- Скажите, что значит жить по законам  добра и человечности?

Составьте кластер  (слайды 4, 5)

Словарная работа

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (слайды 6, 7)

- Запишите в тетрадь.

 - Именно эти качества всегда ценились человечеством. О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей. Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

 Работа в парах. Игра «Собери пословицу»

(слайды 8, 9)

Ответы запишите  в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

3

2

4

10

5

8

11

7

12

9

6

1

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
-  Кто главный герой рассказа А.Платонова?

4.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Работа с текстом:  чтение рассказа выборочно  

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу,  которая поможет понять:  «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»

(слайд 10, 11)

Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?

Чем Юшка отличается от односельчан?

В) Беседа по вопросам (слайд 12)

1. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2. Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3. Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшке…)

4. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

- Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже  или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что  теперь вся злоба оставалась среди людей…)

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД (слово учителя) (слайд 13, 14)

В Библии сказано:  «Побеждай зло ДОБРОМ». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.

5.РЕФЛЕКСИЯ (слайд 15)

Слово учителя.

-  Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

- Давайте создадим дерево ДОБРА.
Плоды каких человеческих  качеств вы разместите на нём? (слайд 16, 17)

Слайд 18

Слово учителя 

- Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,  

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

 Слайд 19

- Какие мысли возникли у вас  после нашего разговора? Напишите четверостишие,  мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ)

 Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

Домашнее задание

  1. Сообщение о А.Платонове.
  2. Рисунки к рассказу.
  3. Характеристика Юшки.

Литература:

1. Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21, 2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7 (игра собери пословицу)
2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей  2004 - 2005, 2006 – 2007 год, Кривушина Е.В. Урок-мастерская «Верь в великую силу добра».

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.

* * *

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) [1 сентября (20 августа) 1899, Воронеж — 5 января 1951 года, Москва], русский писатель

  Памятник в Воронеже

Начало пути

Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно — к литературе. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Рабочий-интеллигент. Воронеж

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет — мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла», к подавлению влечений пола как препятствию на пути ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные философско-этические искания Платонова этих лет (на него оказали влияния идеи А. Богданова, К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, В. В. Розанова) не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Пишет рассказы на темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

От «дела» к «слову»

В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний. Платонов подвергает в это время критической ревизии не только свои социальные утопические воззрения, но и радикализм в сфере пола. В сатирической утопии-памфлете «Антисексус» (1928) высмеивается идея отказа от плотской любви в пользу общественной деятельности, а также документально-монтажная литература левых.

В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: спрямленность в выражении идеи уступает место двойственности авторской позиции; устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни — «вещества существования»; герои — одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. Выразительное косноязычие Платонова не имеет прецедентов в русской литературе, отчасти опираясь на традиции символизма, а также перерабатывая опыт авангарда и газетную лексику своего времени.

Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) — сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. В этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного представления утопической идеи к напряженному поиску алгоритма существования, подчиненного многоуровневому единству человека и извечных проблем бытия. Граница между внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется на грани ее исчезновения.

Героика ветхости

Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре (ныне Литературный институт им.Герцена). 1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Писателя перестают печатать — не помогает даже обращение к Горькому.

В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета — описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин. В Чевенгурской коммуне «кончилась история» — очистив город от буржуев и «остаточной сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами земли и солнца. Напавшие на город солдаты приносят окончательную гибель обитателям города. Роман пронизан двойственностью: коммуна — и идеал, и предмет осмеяния; федоровские воззвания к братству людей, воскрешению предков, предосудительности проявлений пола, которым Платонов был привержен в молодости, здесь иронически остраняются. Поэтика в «Чевенгуре» получает дальнейшее развитие: сюжет выражен неявно, речь персонажей и рассказчика не различаются; язык «корявый и афористически изысканный» (Е. Яблоков). Мерцание смыслов создает особую экспрессивно-вязкую среду неразрешенного трагического конфликта как основы существования. Этот конфликт универсален и не сводим лишь к разрыву между идеалом и практическим устройством жизни, к политическим и историческим реалиям.

Тридцатые годы

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила). Платонов «подчинил себя языку эпохи» (И. Бродский), напряженная фактура которого определила тему разрыва идеала с действительностью, мотива истончения существования, щемяще-трагической отчужденности каждого живого существа.

Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден за гротеск и «ирреальность содержания».

В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературе (о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском). После создания близкой по проблематике к «Чевенгуру» и «Котловану» повести «Ювенильное море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка» писатель постепенно удаляется от масштабных социальных полотен в мир душевных переживаний и любовных драм (рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду»), в которых усиливается психологическая моделировка персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического прочтения. Замечательны рассказы о детях («Семен», 1936) — в них сопрягаются героика «отдельного существования» с состраданием к сиротству человечества.

В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Ее герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.

Война и послевоенное творчество

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Платонов — художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ «ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА») Цели и задачи урока: создать условия для : Знакомства с биографией писателя ; Осмысления рассказа и проблем ,поднятых автором; Развития навыков анализа текста; Формирования представлений о нравственных ценностях на основе изучения данного произведения.

Слайд 2

Добро из добра приходит.(Пословица) « Побеждай зло ДОБРОМ». (Из Библии)

Слайд 3

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ. знаю узнал

Слайд 4

. СТАДИЯ ВЫЗОВА СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Слайд 5

ПРОВЕРИМ.

Слайд 6

СЛОВАРНАЯ РАБОТ А СОСТРАДАНИЕ ПРАВЕДНИК МИЛОСЕРДИЕ юродивый

Слайд 7

ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ СОСТРАДАНИЕ- ср. Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие. П РАВЕДНИК- Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-л. религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. МИЛОСЕРДИЕ- ср. Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами. ЮРОДИВЫЙ- христианский безумец или принявший вид безумца, обладающий - по мнению верующих - даром прорицания , Божий человек, блаженный.

Слайд 8

КАКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ ВЫ ЗНАЕТЕ? Игра «Собери пословицу» А.Добро делать 1 словно свету принесет Б .Добро не горит 2 не тонет В.Добро не умрет 3 спешить надобно Г.Добро помни 4 а зло пропадет Д.Доброе братство 5 лучше богатства Е.Доброе дело 6 ста родственников Ж.Доброе дело питает 7 мягкого пирога З.Доброе слово лучше 8 без награды не останется И.Доброму везде 9 да дела их живут К.Добрые умирают 10 а зло забывай Л.Добрый друг лучше 11 и разум и тело М.Добрый человек придет 12 добро 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 9

М Б А В Д Л З Е К Г Ж И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 10

РАССКАЗ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Жить по законам человечности, жить праведной жизнью - значит жить по правде, по совести, по-доброму. Праведники, как и малые дети, лишенные злопамятства, мстительности и злобы, они не отвечают на зло злом, не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить люде . ??? Можно ли назвать главного героя рассказа Платонова «Юшка» праведником? Докажите это.

Слайд 11

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА « ПО КАКИМ ЗАКОНОМ ЖИВЕТ ЮШКА И ЕГО ОДНОСЕЛЬЧАНЕ?»

Слайд 12

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.

Слайд 13

КАКИМ ЧУВСТВОМ ПЕРЕПОЛНЕНО СЕРДЦЕ ЮШКИ?

Слайд 14

Любовь Любовь ЖИЗНЬ

Слайд 15

В БИБЛИИ СКАЗАНО : «ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ». ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА» ЖИЛ ПО ЗАКОНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ И СВОИМ ДОБРОМ ПОБЕДИЛ ЛЮДСКОЕ ЗЛО . ДОКАЖИТЕ ЭТО. СЧАСТЛИВ ЧЕЛОВЕК, НЕСУЩИЙ ЛЮДЯМ ТЕПЛО, ДОБРО , СЧАСТЛИВ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧАЮЩИЙ, НО И ДАЮЩИЙ.

Слайд 16

ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ДЕРЕВО ДОБРА, ПЛОДЫ КАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЫ РАЗМЕСТИТЕ НА НЁМ?

Слайд 17

ДОБРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СВЕТ ВЕРА ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ИСТИНА НАДЕЖДА милосердие сострадание

Слайд 18

Вывод: -Быть человеком на земле , быть добрым сыном земли , любить все живое , помогать всему, что живет на земле , - таков урок этого произведения.

Слайд 19

. РЕФЛЕКСИЯ МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИЛИ С ВАМИ О ДОБРЕ И МИЛОСЕРДИИ . КАКИЕ МЫСЛИ ВОЗНИКЛИ У ВАС ПОСЛЕ НАШЕГО РАЗГОВОРА? ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1.РИСУНКИ К РАССКАЗУ, 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЮШКИ 3.СООБЩЕНИЕ О ПЛАТОНОВЕ А.П. Напишите мини-сочинение, стихотворение, синквейн .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

рок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Урок-размышление по литературе в 7 классе с использованием приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...