Разработка интегрированного урока для 5 класса
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тищенко Елена Викторовна

Разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе для 5 класса по теме "Загадки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и литературе.

Место в планировании:

Русский язык: урок по развитию речи – сочинение метафорических загадок (после темы «Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов»).

Литература: Загадка как жанр устного народного творчества.

Тема: «Сочини свою загадку!»

Тип урока: спаренный, по развитию речи.

Цели:  

  • общая – приобщение учащихся к искусству слова;
  • конкретная –;
  • образовательная – развитие речи учащихся.
  • развивающая – развитие логического и образного мышления учащихся;
  • воспитательная –.

Задачи:

  • ;
  • .

Средства обучения:

  1. дополнительная литература:
  • Никитина Е. И. Загадка как жанр ученических сочинений // РЯШ, 1989, № 6, с. 3 – 9;
  • Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.;
  • Глоцер В. И. Дети пишут стихи. – М., 1964.;
  • Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978.

  1. учебные пособия:
  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

  1. наглядные пособия:
  • учебные условные рисунки ромашки и солнца;
  • плакаты с текстами загадок о ромашке;
  • плакат «Признаки метафорической загадки»;
  • открытки с цветами.

План урока № 1.

Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Вступительное слово учителя.

  • слово учителя.

 3 минуты.

2) Изложение учителем нового материала.

  • эвристическая беседа.

 15 минут.

3) Закрепление узловых моментов беседы.

  • работа с наглядным пособием.

 10 минут.

4) Закрепление и углубление нового материала.

  • коллективное обсуждение.

 10 минут.

Ход урока № 1.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

2. Эвристическая беседа о жанровых признаках и конструировании метафорической загадки:

Ребята, прочитайте, пожалуйста, первый текст на плакате.

Докажите, что это загадка.

Сравним толкование лексического значения слова ромашка в словарной статье и разные загадки об этом растении: нет ли в содержании их чего-то общего?

Итак, в загадке, как и в словарной статье (в толковании лексического значения слова), обычно отмечаются постоянные и наиболее заметные признаки предмета, причём в статье для обозначения этих признаков используются слова в прямом их значении, в загадках – в переносном. Употребление слова или оборота речи в переносном значении называют метафорой (от греческого слова «мета», что равнозначно нашей приставке пере-, и слова «форо», что значит «несу»).

Обратимся ещё к одной загадке о ромашке и постараемся понять, как рождается метафора. Прочитайте, пожалуйста, загадку на плакате.

Поэт заметил: ромашка чем-то похожа на солнце. Чем именно? Посмотрите повнимательнее на рисунки на доске и ответьте на этот вопрос.

На основе сходства признаков двух предметов рождается сравнение: ромашка как солнце.

На основе сравнения название одного предмета (солнце) переносится на другой (ромашку). Так рождается метафора солнце на травинке из нашей последней загадки. Две последние строчки в ней тоже необходимы: белые лепестки – один из видовых признаков ромашки. Если мы его не отметим, то загадка будет неполной, неточной: метафорически солнцем на травинке можно назвать и лютик, и одуванчик, и горицвет, и гусиные лапки, и мать-и-мачеху, и калужницу, и купавки, и подсолнух. А у хорошей загадки отгадка должна быть только одна.

Скажите, пожалуйста, а почему загадки так легко запоминаются?

3) Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Давайте ещё раз повторим те признаки метафорической загадки, которые мы с вами только что выявили.

4) [Чтение учителем наизусть]

Где березняк, рябой и редкий,
  Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный.

Озябший ночью от росы,

Заворожит посёлок дачный

У пригородной полосы.

Как вы думаете: о ком здесь говорится?

Да, стихотворение даже имеет авторское название – «Соловей» (его автор – Степан Щипачёв).

Предмет описания здесь не назван, но даже без заглавия можно ли отнести это стихотворение к загадкам? Почему?

Существует такая загадка: «Много иголок, а все без ниток». Скажите, какие отгадки к ней возможны?

Как вы думаете, эта загадка удачна или не совсем? Почему?

Теперь прослушайте рассказ мальчика. Подумайте, чем он для нас интересен.

Я рисовал дождь. Тучи на небе. Вдруг вижу: одна похожа на шаль с бахромой, точь-в-точь, как у мамы. Я эту тучу увидел, решил маму удивить – вот на что её шаль похожа. Получилась загадка:

Серая с отливами.

Синими и чёрными,

Шаль по небу медленно,

Медленно плывёт

И кистями длинными,

Длинными, неровными

До земли до самой достаёт.

Итак, скажите мне, что же надо для того, чтобы сочинить такую загадку?

[Читают загадку]

Длинноногие           Словно снег,

Сестрицы              У них ресницы

Вышли в поле          И, как солнышко,

На лужок.               Глазок.

Загаданный предмет не назван.

[Читают]

В толковом словаре: «Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая».

В загадках: «Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички», «Белая корзинка – Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце».

И в толковании лексического значения слова ромашка, и в загадках о ромашке отмечаются одни и те же признаки этого растения: обычно белые лепестки и жёлтая середина соцветий. Это наиболее заметные признаки.

[Читают загадку]

На травинке

Солнце бьётся,

С ветерком

На небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Ромашка:                     Солнце:

круглая                        круглое

жёлтая                         жёлтое

лепестки                      лучи.

Потому что они обычно краткие и стихотворные.

[Читают плакат]

  1. Загаданный предмет не назван.
  2. 1. Иносказательно отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета.

2. Основа загадки – сравнение, метафора.

  1. Обычно загадка имеет форму стиха.

До соловья дети могут добраться не сразу.

Нет, это стихотворение даже без названия нельзя отнести к загадкам. В нём нарисованы конкретные картины: не всегда же соловей «держит в клюве червяка», не всегда он «озябший ночью от росы», не всегда сидит «в березняке». А в загадке метафорически отмечаются постоянные и наиболее заметные признаки предмета.

Ёж, шиповник, ежевика, кактус, ёлка, сосна, дикобраз…

Эта загадка не очень удачна, потому что в ней отмечены постоянные, но не самые отличительные признаки. Тем более, такие (иголки), которые можно наблюдать сразу у нескольких предметов.

Мальчик на основе сравнения, а затем с помощью метафоры совершенно случайно сочинил загадку.

  1. Заметить сходство предметов.
  2. Составить сравнение.
  3. Построить метафору.
  4. Облечь текст в стихотворную форму.

На классной доске, в центре, - учебные условные рисунки: ромашка и солнце (особо подчёркивается сходство их формы); слева – плакаты с текстами загадок о ромашке; справа – плакат (пока закрытый) с перечнем основных признаков метафорической загадки.

В ходе беседы под рисунками оформляется запись в соответствии с ответами учащихся.

Дети по необходимости записывают признаки к себе в тетрадь.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

План урока № 2.

Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Вступительное слово учителя.

  • слово учителя.

 3 минуты.

2) Редактирование загадок.

  • эвристическая беседа.

 35 минут.

3) Объяснение домашнего задания.

  • объяснение.

2-3 минуты.

Ход урока № 2.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

1. Чтобы сочинить загадку, нужно «одеть» её в стихотворную «одежду». Это очень сложно, очень непросто и требует немалых усилий. Сейчас мы с вами потренируемся, чтобы дома вам было легче это сделать.

2. Я приготовила вам несколько загадок, сочинённых вашими ровесниками, но не очень удачные в плане своей стихотворной формы. Мы с вами каждую из них должны отредактировать и превратить в полноценную загадку.

Прочитайте, пожалуйста, первую загадку.

Что это такое?

Что делает это стихотворение похожим на загадку?

Чем эта загадка неудачна?

Давайте исправим ошибки. Сначала загаданный предмет заменяем на метафору. Как это сделать? На что похож колокольчик?

А как сделать загадку складной?

Читаем вторую нашу полузагадку.

Что это такое?

Чем эта загадка неудачна?

А у каких растений цветы, как серёжки, свисают вниз?

Итак, нашу заготовку надо дополнить указанием на такие признаки ландыша, по которым мы отличаем его от других растений.

Правильно. Но  и этого недостаточно: цветы белого цвета и у ветреницы, и у лилии, и у кислицы.

Так, значит, в нашей загадке нужно указать, что цветы ландыша (то есть серёжки) ароматные и душистые. А какие слова рифмуются с прилагательным душистые?

Какое из этих двух слов будет более уместным в нашей загадке?

Почему?

И что же у нас получается?

Читаем следующую заготовку.

Что это такое?

Чем эта загадка неудачна?

Что можно исправить?

Читаем дальше.

Что это такое?

Чем эта загадка неудачна?

Что можно исправить?

Читаем следующую заготовку.

Что это такое?

Чем эта загадка неудачна?

Что можно исправить?

3) Домашнее задание будет следующим: сочините, пожалуйста, загадку об одном из следующих предметов: зонт, ландыш, асфальт, червяк. Когда дома выберете один из этих предметов как тему для своей загадки, не забудьте прочитать словарную статью о том слове, которым этот предмет называется.

Стоит колокольчик на тонкой ножке в лиловой одёжке.

Колокольчик.

Есть сравнение: лепестки цветка – одежда.

Загаданный предмет назван. И не совсем складная загадка.

На звонок.

Лиловый заменяем на фиолетовый. Получается:

Стоит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке.

На зелёной ножке выросли серёжки.

Ландыш.

Загадка неточна: мало ли растений, у которых цветы, как серёжки, свисают вниз!

Тигровая лилия, фуксия, душистый горошек, венерин башмачок, ломонос.

Это цветы белого цвета.

Ландыш сильно и приятно пахнет.

Пушистые, чистые.

Чистые.

Пуха на цветах ландыша нет, зато от него исходит какое-то особое ощущение чистоты и свежести.

На зелёной ножке

Выросли серёжки,

Белые, душистые,

Как росинки, чистые.

Ароматные снежинки висят на травинке.

Цветы ландыша.

Не хватает рифмы.

Ароматные снежинки на лесной висят травинке.

Весной, в мае, на опушке, появились белые погремушки.

Цветы ландыша.

Не хватает рифмы.

В конце мая на опушке забелели погремушки.

Стучат, стучат молоточки, ложатся буковки в ровные строчки.

Пишущая машинка.

Не хватает рифмы.

Стучат бойко молоточки и вбивают буквы в строчку.

На доске – плакат «Признаки метафорической загадки» и тексты заготовок (используются в основном неудачные заготовки, сочинённые учащимися в предыдущие годы). Для того, чтобы внимание детей сосредоточить на редактировании, отгадка «подсказывается» соответствующим рисунком.

Здесь следует показать открытки с изображением этих цветов.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока в 3 классе

Интегрированный урок в 3 классе тема " Русский сарафан в музыки и живописи"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...