ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

Гольнева Елена Геннадьевна

Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление глаголов в речи Автор-составитель: учитель русского языка и литературы ГБОУ № 270 Гольнева Е.Г.

Слайд 2

Орфографическая пятиминутка. Л исич (?)ка зимой мышку..т – мышей лов..т . Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слуша ..т и смотр..т : где (под) снегом мыш .. пискн ..т, где снег чуть-чуть шевельнётся. У слыш ..т, замет..т – кин .. тся . Г отово : попалась мыш .. в зубы рыжей пушистой охотнице !

Слайд 3

Глагол в речи. Глагол – часть речи, обозначающая действие.

Слайд 4

«Буря мглою небо кроет…» Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. Например, в известном стихотворении «Зимний вечер» образ вьюги даётся через зрительные впечатления, звуковые образы:

Слайд 5

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А. С. Пушкин

Слайд 6

В чём изобразительная сила глагола? Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени: длительное время (примеры), в один момент (примеры), начало действия или его завершение и т. д. Какое значение имеют глаголы в данном стихотворении? Разберите их по составу.

Слайд 7

Времена глагола – средство выразительности. Утро. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, - воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися . И. Никитин

Слайд 8

Разминка Встать Сесть Встать Повернуться Отряхнуться Сесть Встать С начала всё начать

Слайд 9

Грамматика сопротивляется. Попробуйте образовать 1 лицо ед. ч. от глаголов: п обедить, убедить, дерзить, пылесосить, голосить. Составьте с ними предложения.

Слайд 10

Повелительное наклонение. Спешите, люди, жить. Не опоздайте Других людей вслед за собой позвать. Скорее руку помощи подайте, Не торопитесь руку убирать. Д. Новруз

Слайд 11

Подведём итоги. Для чего нужны глаголы? Как они используются в художественных произведениях? Что нового вы узнали о роли глаголов в речи?

Слайд 12

Домашнее задание. Найдите в художественной литературе отрывок, содержащий глаголы. Объясните их роль в этом отрывке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по станциям Литература 6 класс Составитель: Гольнева е.г .

Слайд 2

Правила: 5 команд берут свои маршрутные листы и расходятся по станциям, отвечают на вопросы и следят, чтобы баллы были вписаны в маршрутные листы. Станции проходить только в том порядке, в каком они указаны в маршрутном листе.

Слайд 3

Станция «Фольклорная». Определи этот древнейший вид народного творчества, свое название он получил из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем.

Слайд 4

Станция «фольклорная» (3 минуты) Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла, Ах, люли, люли, стояла… На обсуждение 3 минуты, максимальное количество баллов – 2.

Слайд 5

Правильный ответ: Календарно-обрядовая песня (весенняя)

Слайд 6

Станция «стихотворная» (6 минут) Вспомните двусложные размеры стиха. (2 балла) Что такое антитеза? (1 балл) Продолжите строки: Сижу за решеткой в темнице ….. . Вскормленный в ……… орел молодой, Мой ……. , махая крылом, Кровавую пищу ……. п од окном. (4 балла)

Слайд 7

Правильные ответы: Ямб и хорей. Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. 1 строка – «сырой»; 2 строка – «неволи»; 3 строка – «грустный товарищ»; 4 строка – «клюет».

Слайд 8

Станция «прозаическая» (5 минут) Прочитайте фразу из известного вам произведения, объясните, из какого произведения эта фраза, кто ее говорит, кому, что она означает, чего боялся этот герой? « – Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше? – закричал Антон Пафнутьич , спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. – Я не могу дормир в потемках» (Максимально 5 балла)

Слайд 9

Правильный ответ: Фраза из произведения А.С. Пушкина «Дубровский», говорит ее Антон Пафнутьич Спицын Дубровскому ( Дефоржу ), она означает – «Почему вы тушите (свет)?... Я не могу спать в потемках», он боялся за деньги.

Слайд 10

Станция «Знатоки басен» (4 минуты) Узнайте басни по морали. «Избави бог и нас от этаких судей». «А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас». 3. «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться» 4. «Мы пахали!»

Слайд 11

Правильные ответы: «Осел и Соловей». «Листы и Корни». «Ларчик». «Муха».

Слайд 12

Станция «Портретная» (6 минут) Объясните, для чего служит портрет в литературном произведении. Узнайте по портрету: «Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами». (3 балла)

Слайд 13

Правильные ответы: Портрет в литературном произведении служит для того, чтобы читатель представил себе героя, его внешность, привычки, особенности, определил свое отношение к герою и понял отношение автора. Это портрет князя Верейского из произведения А.С. Пушкина «Дубровский».

Слайд 14

Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!



Предварительный просмотр:


 ГБОУ СОШ №270 Красносельского района города Санкт-Петербурга

Конспект мероприятия по литературе, посвященного годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Сороковые, роковые...»

Учитель: Гольнева Елена Геннадьевна

Используемые современные образовательные технологии:

  • самостоятельная исследовательская деятельность;
  • использование компьютерных технологий;
  • интегрированное обучение;
  • технология эффективного сотрудничества

23.04.2014 год

   Оборудование: презентация, компьютер с проектором, интерактивный плакат, индивидуальные подготовленные сообщения.

    План мероприятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть:

1)Вступительное слово учителя

2)Стихотворение «Сороковые, роковые...»

3)Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

4)Стихотворение «Я только раз видала рукопашный...»

5)Выступления учащихся

6)Стихотворение «Жди меня»

7)Песня «Бьется в тесной печурке огонь...»

8)Сообщения учащихся

9)Стихотворение «Сердце с последним дыханием жизни...»

10)Выступления учащихся «Мы против фашизма!»

  1. Рефлексия
  2. Заключение

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Дети занимают свои места, готовят необходимое для работы.

  1. Основная часть.

1)Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы отправимся в путешествие во времени. Давно, 22 июня 1945 года, наши бабушки и дедушки услышали страшное сообщение. Давайте послушаем его и попробуем представить чувства, которые могли испытывать люди, услышавшие его тогда.

(Прослушивание правительственного сообщения о начале ВОв)

  • В первые же дни войны появилась песня «Священная война» как отклик всего народа на ужасное событие. Давайте послушаем эту песню и представим настроение советских людей, уверенность в победе.

    (Прослушивание песни «Священная война»)

  • Эта война перевернула жизнь многих людей, для многих открыла неведомый доселе героизм. Взрослые и совсем еще мальчишки и девчонки добровольцами уходили на фронт. И это были не просто какие-то люди, это были наши бабушки и дедушки. И если бы не их героизм, то наша жизнь сейчас была бы совсем другой, если бы была...

Я предлагаю отправиться в это нелегкое путешествие в сороковые, роковые...

2)Учащиеся Голубев Валентин и Ходаковский Виктор читают стихотворение Д. Самойлова «Сороковые, роковые...» (см. приложение)

  • Вы послушали стихотворение «Сороковые, роковые...». Какие эпитеты, определения подобраны к этим годам? Почему? (ответы детей)

 

           3) — Люди на фронте испытывали огромные трудности, оставшимся в тылу было не легче, но все стойко выдержали все испытания, твердо выполняя завет государства и всего народа: «Все для фронта, все для Победы!»

          Много пройдено дорог солдатами, и всегда чувствовали они ответственность перед своими женами, матерями.

          Учащиеся Горбуль Сергей, Удэль Никита, Разуванов Ярослав, Десненков Илья читают стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. Симонова (см. приложение)

  • Какое главное чувство двигало нашими солдатами на войне? (чувство ответственности)

  1. — Не только мужчины, но и девушки уходили на фронт. Они наравне с мужчинами выполняли свои обязанности на фронте: были медиками, бойцами, регулировщицами... Ю. Друнина- одна из таких девушек. Читая ее стихотворения, мы словно попадаем в эти тяжелые условия войны. Неподдельной правдивостью веет от ее стихов. Она разоблачает тех, кто говорит, что война — это легко...

    Лукьянова Ксения читает стихотворение «Я только раз видала рукопашный...» (см. приложение)

5) -  Мы все знаем имена героев Вов: Г. Жуков, Л. Голиков, З. Космодемьянская... Но среди простого народа множество людей показывали чудеса героизма просто воюя на фронтах, работая в тылу, на оккупированных территориях. Потому что каждый пережитый день войны — это подвиг! Сейчас мы услышим рассказы о наших близких, которые прошли Вов.

   Гарцарик Павел и Младших Полина читают сообщения.

6) Солдаты уходили на фронт: кто от станка, кто от школьной парты, кто-то из-под венца. Все они хотели самого важного — чтобы их ждали...

    Удэль Никита и Сорокотяженко Маргарита читают стихотворение «Жди меня» (см. приложение)

       

  1. — Бойцы на передовой писали письма домой. Эти письма были очень лиричны, наверное, многие из них могли бы стать стихами и песнями. С одним письмом именно так и случилось. Писал боец домой письмо, а теперь мы знаем прекрасную песню «Бьется в тесной печурке огонь...»

  Младших Полина читает стихотворение, далее прослушивается песня.

 - Как вы думаете, о чем писали домой бойцы с фронта?

  1. — Война наложила свой отпечаток на все семьи. Сейчас ребята выступятс сообщениями о том, как война отразилась на их родных.

                 Кудрявцев Сергей, Бодров Павел выступают с сообщениями о своих родных.

                 

  1. — Время проходит, с войны прошло уже 69 лет, но мы не должны забывать уроки этой войны. Мы не должны забывать, что именно межнациональное единство помогло России одержать победу! Именно поэтому каждому так близки стихи М. Джалиля, человека, который не увидел Дня Победы, но который верил в нее и сделал все, чтобы приблизить этот великий день. Его казнили фашисты.

  Мишенин Александр читает стихотворение «Сердце с последним дыханием жизни...» (см. приложение)

 - М. Джалиль не дожил до Победы. Верил ли он в нее? Докажите.                 

  1. — В наше время фашизм опять поднимает голову, люди ненавидят друг друга. Поэтому так важно помнить о том, что сделали наши предки. Мы должны бороться с любыми проявлениями фашизма!

                Кудрявцев Сергей и Николаев Илья выступают с сообщением «Мы против фашизма»

  • Наши предки сумели победить фашизм и в мае 1945 года услышали долгожданное и выстраданное правительственное сообщение о Дне Победы. (прослушивание сообщения)

  1. Рефлексия.
  • Мы постарались окунуться в ту, давно прошедшую, но такую важную для нас пору. Показать, что Вов коснулась каждой семьи, и сейчас через, 69 лет, мы понимаем, что решалось тогда, и мы должны быть благодарны нашим бабушкам и дедушкам за тот урок мужества, который мы получили. Я предлагаю вам написать мини-сочинение (4-5 предложений), что вы осознали на нашем занятии, что поняли, о чем задумались. (фоном звучит песня «День Победы»)

  1. Заключение.

- В заключении хочется вам предложить разработанный вашими одноклассниками интерактивный плакат.

                      Горбуль Сергей и Удэль Никита представляют интерактивный плакат.

                 - Я надеюсь, что наше занятие заставило вас задуматься о многом и важном. В свою очередь предлагаю вам 9 мая отправиться в парк и поздравить ветеранов, которых становится с каждым годом все меньше и меньше...



Предварительный просмотр:

«Сороковые, роковые...» Д. Самойлов

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

«Я только раз видала рукопашный...» Ю. Друнина

Я толь ко раз ви да ла

ру ко паш ный,

Раз – на яву и сот ни раз –

во сне.

Кто го во рит, что на вой не

не страш но,

Тот ни че го не зна ет о вой не.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

© Константин Симонов

1941 г.

М. Джалиль

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Жизнь моя песней борьбы прозвучит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по литературе 7 класс.

"Путешествие  по  сказкам М.Е. Салтыкова - Щедрина"..Игра  построена подобно телешоу "Кто хочет стать  миллионером"....

Конспект открытого мероприятия по литературе. Литературная игра «Вопрос – ответ» для 11 класса

В игровой форме повторить пройденный в предыдущих классах материал; воспитывать  умение быстро реагировать на поставленные вопросы, развивать интеллект,  творческие способности, умение анали...

План-конспект открытого мероприятия по литературе "Сороковые-роковые"

Литературно-музыкальное мероприятие посвящено поэзии, связанной с темой Великой Отечесвтенной войны (стихотворения Исаковского, Гамзатова, Ахматовой, Самойлова и др.)...

Открытое мероприятие по литературе "Жаркой рябины горькая кисть".

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Марины Цветаевой....

План открытого мероприятия по литературе. Тема: "Добро или преодоление трудностей".

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить свои примеры....

Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"

Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная:  вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...

Разработка открытого мероприятия по литературе "Гроза 1812 года"

Разработка может быть использована при проведении внеклассного мероприятия....