План открытого мероприятия по литературе. Тема: "Добро или преодоление трудностей".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Комалова Юлия Сабировна

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить свои примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  План  открытого  мероприятия

                                по  литературе:

  1. Тема:  «Добро или  преодоление  трудностей».
  2. Цели: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  Льва Абрамовича Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить  свои примеры.

2) Воспитывать  у учащихся высокие моральные качества: ответственность, доброе отношение к окружающим, умение не сдаваться перед трудностями.

3) Развивать интерес к творчеству Л.А.Кассиля,   целеустремлённость,  мышление, речь.

     3. Оборудование: ИКТ (презентация на тему: «Добро или преодоление трудностей), таблица.

                            Ход мероприятия:

                  1). Оргмомент

                  2). Сообщение  темы и целей мероприятия

                  3).Работа по теме

1. Слово учителя: рассказ о Л.А.Кассиле с показом презентации о нём.

2. Задание по рассказу Л. А.Кассиля «Зелёная веточка»:

     а. Какова  проблема  текста?

     б. Прокомментировать  проблемы

     в. Позиция  автора

     г. Согласие-несогласие с позицией  автора

    д. Аргумент  из  художественной  литературы.

                         4) Содержание

1.1. Биография: (слайды № 1- 48).

Лев Кассиль родился 27 июня (10 июля) 1905 год в Покровской слободе (ныне город Энгельс, Саратовская область) в еврейской семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, зубного врача Анны Иосифовны Перельман. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

С 1923 года жил в Москве. В 1927 году окончил три курса физико-математического факультета МГУ. К третьему курсу студента физмата «неотвратимо потянуло писать», и он принялся строчить домой письма, которые порой достигали 25-30 страниц. Кассиль много бродил по Москве и в письмах описывал всё, что видел: новостройки, футбол, театры, выставки, музеи… А младший брат Кассиля, Иосиф(Оська), забирал эти письма у матери, перепечатывал на машинке и относил в местную газету. Там появился целый цикл  «Письма из Москвы». Оська получал гонорары и на эти деньги водил своих приятелей в кино, угощал их пирожными-«за здоровье брата». Узнав об этих проделках, старший брат решил, что и сам мог бы позаботиться о своём здоровье. С 1925 года начал заниматься литературой. В 1928-1937годахбыл очеркистом, фельетонистом и специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1937 году, затем в 1941-1942-ответственный редактор журнала «Мурзилка».

В годы Великой Отечественной войны Л.А.Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. В 1947—1948 годах работал председателем комиссии по детской литературе СП СССР. В 1947-1949 годах был руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М. Горького.

Как детского писателя его первым представил В. В. Маяковский (журнал «Новый ЛЕФ»,1927). Самое значительное из его произведений, «Кондуит и Швамбрания» (1928-1931), написанное на автобиографическом материале, рассказывает о жизни гимназистов в дореволюционной России. После ареста младшего брата писателя Иосифа Кассиля в 1937 году книга много лет не переиздавалась, но не была изъята из библиотек.

Читая письма маленьких читателей, откликнувшихся на его фельетоны, Кассиль понял, что интереснее работы в жизни ему не найти. А встреча с лучшим детским писателем того времени С. Я. Маршаком, окончательно утвердила в правильности выбранного пути – стать детским писателем

Он много ездил, летал, плавал, путешествуя по родной земле и за ее пределами. Участвовал в походе советских глиссеров, в испытательных перелётах новых самолётов и дирижаблей, спускался в первые шахты строившегося московского метро. Дни и ночи находился на аэродроме, где готовился старт первого советского аэростата. Гостил в Калуге К. Э. Циолковского – родоначальника космической эры. Вместе со сборной командой ездил на футбольные состязания в Турцию. Много незабываемых часов провёл в гостях у А. М. Горького. Затем это все описывал в очерках, фельетонах и рассказах, в книжках для маленьких читателей.

Льву Абрамовичу очень хотелось рассказать и о своём тяжелом детстве и в 26 лет (1931) выходит книга под названием «Швамбрания». Выдуманная страна, в которой скрывался Кассиль со своим младшим братом, от многих бед и обид. О том, как революция вторглась в биографию докторского сына, переворошила его жизнь, постепенно изменяя взгляды на происходящие события.

Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны – «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте». Кассиль писал: «Я хотел лишь одного: пусть воображение ваше откликнется, заиграет и признает существование этих стран. Пусть дела, судьбы, радости, победы, огорчения и удачи швамбран, синегорцев и джунгахорцев захватят ваши сердца и укрепят доверие ко мне, мечтающему только об одном: чтобы все вы были счастливы, чтобы хорошо вам жилось на свете, чтобы всем вам, как и другим людям на нашей планете, населяющим страны и материки, которые давно вычерчены на картах, были бы доступны любые честные и справедливые радости».

Л. А. Кассиль написал много рассказов, посвященных Великой Отечественной войне, во время которой работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. Он обладал огромным опытом военного корреспондента. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!» были построены как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном. Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.

В 41 год (1946 г.) отправился в плаванье по Европе, в результате чего была написана книжка для детей «Далеко в море».

С 1947 по 1970 жил и работал в Москве. Его деятельность всецело была направлена на интересы юных читателей. Именно с детской литературой связана его работа в Союзе Писателей и в Литературном институте им. А. М. Горького, преподаванию в котором Л. А. Кассиль посвятил многие годы своей жизни.

В 1965 году писателя избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. В городе его детства Энгельсе есть Дом-музей Льва Кассиля, улица его имени, а на Площади Свободы ему установлен памятник.

F:\Лев Кассиль и его книги._files\Фото 3.jpg

Л. А. Кассиль был очень активным человеком. Известно, что он проводил новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и вёл праздничные репортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на Олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о В. В. Маяковском, возглавлял московское объединение детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, пионерлагерях. Лев Кассиль является автором идеи проведения Книжкиных именин, которые со временем трансформировались в Не

делю детской книги.

 Лев Кассиль писал в течение сорока с лишним лет. Его творчество пользуется особой любовью у детворы, потому что в его произведениях органично вплетен элемент неожиданности, веселый вымысел, задоринка. Он всегда делился с детворой своими знаниями, жизненным опытом. Он прекрасно понимал интересы детей, их вкусы, язык и манеру общения, благодаря этому и создавал блестящие произведения для юных читателей на совершенно разные темы: книги о спорте («Вратарь Республики», «Ход белой королевы»), о кинематографе («Великое противостояние»), о творчестве («Ранний восход», «Дело вкуса»), о несуществующих мирах (сборник «Три страны, которых нет на карте»).

F:\Лев Кассиль и его книги._files\Фото 2.jpg

F:\Лев Кассиль и его книги._files\Фото 4.jpeg

В пятитомное собрание сочинений известного советского детского писателя вошло всё лучшее, созданное писателем.

В первый том собрания сочинений вошли: "Вслух про себя" – попытка автобиографии, знаменитая повесть "Кондуит и Швамбрания", роман «Вратарь Республики».

Во второй том вошли повести "Черемыш, брат героя", "Великое противостояние", "Дорогие мои мальчишки" и рассказы "На краю света".

В третьем томе опубликованы рассказы "Линия связи" и "Портрет огнём", повесть "Улица младшего сына".

В четвёртый том вошли романы "Ход Белой Королевы", "Чаша гладиатора", рассказы "По морям, по волнам" и повесть "Будьте готовы, Ваше высочество!"

В пятый том вошли повесть "Ранний восход", очерки "Маяковский - сам", "Чудо Гайдара", "Шагнувший к звёздам", из записей разных лет: "Пометки и памятки", избранные главы из книги "Про жизнь совсем хорошую".

F:\Лев Кассиль и его книги._files\Фото 6.jpg

83.3(2Рос-Рус)6-8

Ж71

Инв. номер: 896741(ч)

Жизнь и творчество Льва Кассиля : [Сборник / Сост. Л. Розгон ; Авт. вступ. ст. С. Михайлов]. - М. : Детская литература, 1979. – 367 с.

Воспоминания и статьи о Льве Кассиле, написанные Анатолием Алексиным, Евгенией Таратута, Юрием Гальпериным. Дневниковые записи и воспоминания самого Л. А. Кассиля, представлена библиография. Вступительная статья написана Сергеем Михалковым.

                           

                       Премии и награды

1. Сталинская премия третьей степени (1951)- за повесть «Улица младшего сына». Повесть посвящена Володе Дубинину, пионеру- герою Великой Отечественной войны.

2. Два ордена Трудового Красного Знамени.

3. Орден красной звезды.

4. Орден «Знак Почёта».

5. Медали.

       1.2. О рассказе «Зелёная веточка» (слайд № 49).

      1.3. Чтение рассказа (слайды № 50- 58).

      1.4. Выполнение заданий по таблице (слайд № 59)

       1.5.  Ответы:            

 1. Проблема  текста: под сухой и чёрствой оболочкой у человека может  быть  очень  нежная,  добрая  и  отзывчивая  душа.

Благодаря  этим  качествам  человек  преодолевает  негативное  отношение  окружающего  мира,  жизненные  трудности.

2.Комментарий:первое впечатление может быть       обманчивым.

У каждого человека есть своё ценное, ради которого переносятся все жизненные тяготы.

3.Позиция автора: автор поддерживает героя.

4.Согласие/несогласие с позицией автора: согласие

5.Аргумент из художественной литературы: В.В.Быков. «Обелиск»  с. 7-8.

             5)Выводы  по  уроку:

1.Высказывания  учащихся

2.Подведение  итогов:

а) Слово  учителя: (показ  последнего  слайда и  чтение  отрывков  из  произведений  Л.А.Кассиля). (Слайд № 60).

б) Оценивание  и  анализ  высказываний  и  ответов  учащихся.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого мероприятия по теме "Seasons"

План открытого мероприятия для родителей будущих первоклассников....

ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.

Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...

План-конспект открытого мероприятия по литературе "Сороковые-роковые"

Литературно-музыкальное мероприятие посвящено поэзии, связанной с темой Великой Отечесвтенной войны (стихотворения Исаковского, Гамзатова, Ахматовой, Самойлова и др.)...

План открытого мероприятия

Аппликация из бумаги "Летний букет"...

план открытых мероприятий

план мастер - классов...

План открытого мероприятия “Life and Works of William Shakespeare”

Сценарий открытого мероприятия, посвященного жизни и творчеству У. Шекспира....