литературные проекты
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Галкина Инна Викторовна

Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В современной школе проектная деятельность завоевывает все более прочные позиции и становится важным элементом экологического, социального, технологического образования детей. В предметах названных циклов проекты реализуются в своей самой важной и органичной ипостаси: в общественно полезной деятельности, имеющей выход на конкретный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Учитель русского языка и литературы

                                 высшей квалификационной категории

                                             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№2»

                                                   округа Муром Владимирской области

                  Галкина Инна Викторовна

Система

подготовки и защиты литературных проектов

                               

Введение

         Концепция модернизации Российского образования как одно из важнейших условий определяет «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Понятие «ключевые компетентности» включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки, способности к осуществлению осознанного выбора будущей профессии.

В число формируемых и развиваемых в школе «ключевых компетенций», вероятно, должны войти следующие:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной;
  • компетентность в сфере трудовой деятельности;
  • компетентность в бытовой сфере;
  • компетенции в сфере культурной деятельности.

Если перевести все вышесказанное с научного языка на популярный, то суть компетентностного подхода такова: содержание образования должно быть насыщено практико-ориентированными, жизненными ситуациями.

Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс, если связать основные положения этого метода с деятельностным подходом. Главная идея состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал; деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания». Различные проекты (научные, исследовательские, социальные, технические) занимают все более существенное место в системе обучения разным наукам.

Творческий литературно-языковой проект не просто имеет право на существование, но в условиях современной школы может выполнять разные функции. Во-первых, в общеобразовательных классах или классах негуманитарного  профиля данный метод позволяет, учитывая личностные особенности учащихся, создавать через коллективную практическую деятельность возможность применить свои языковые и литературные  знания и умения, а также развить их. Во-вторых, в классах гуманитарного профиля проектная деятельность позволяет учащимся на основе личного опыта составить представление о характере профессионального труда людей, выбравших филологические или творческие профессии.

Суть метода проектов

(понятие о проекте, виды проектов)

Проект — это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов и в журналистике, и на телевидении, и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Это не означает возврата к опыту двадцатых-тридцатых годов, где познание строилось лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

        В образной форме эта китайская пословица выражает суть проектного метода.

Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:

  1. стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
  2. учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (то есть толковать) информацию, а не просто заучивать ее.

Любая педагогическая технология включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается;
  • систему действий учителя и ученика;
  • критерии оценки и качественно новый результат.

Цель проектного обучения;

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
  • позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
  • развивать у каждого позитивный образ себя и других;
  • развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
  1. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
  2. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
  3. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Нельзя не согласиться с Т.И. Шамовой, которая определяет теоретические позиции  проектного обучения следующим образом:

  1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
  2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
  3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
  4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Существуют различные формы самостоятельной работы учащихся: творческая работа (написание мини-сочинений, оформление иллюстраций, подбор примеров), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Давайте попробуем уяснить, что есть что?

Сообщение — это краткое освещение факта, события; известие.

Доклад — публичное, развернутое освещение определенной темы.

 Реферат — краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.

 А вот исследование — это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.

Проект — это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Проекты могут быть классифицированы по различным основаниям.

По приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые и т.д.

По  предметно-содержательной области интересов: экологические, правовые, телекоммуникационные, филологические, политехнические, информационные, экономические, художественные и т.д.

По участию в разработке: личностные, групповые.

По обращенности к аудитории: школьные, региональные, международные.

По времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные.

По форме представления, защиты: пленарные, стендовые.

Виды проектов разнообразны.

С. Хейнс выделяет следующие четыре основные категории проектов:

  1. Информационный и исследовательский проект.

Например: «История рок-музыки».

  1. Обзорный проект.

Например: «Влияние джаза на современную рок-музыку».

  1. Продукционный проект.

Например: «Создание программы музыкального фестиваля».

  1. Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Например: «Алло! Мы ищем таланты!».

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить три вида учебных проектов:

  • краткосрочные (2-6 ч);
  • среднесрочные (12-15 ч);
  •  долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.п.

Этапы работы над проектом

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15—20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности). Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта.

-

Доля учителя в совместной работе

-

Доля ученика в совместной работе

  1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т. д.
  6. Обобщение результатов и выводы.
  7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность

 учащихся

Деятельность учителя

Подготовка. 

Определение темы и целей проекта. 

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости - дополнительную информацию. Устанавливают цели. 

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. 

Планирование. 

а) Определение источников информации; 

б) Определение способов сбора и анализа информации; 

в) Определение способа представления результатов (формы отчета); 

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. 

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. 

Предлагает идеи, высказывает предположения. 

Исследование. 

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. 

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. 

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. 

Результаты и/или выводы. 

Анализ информации. Формулирование выводов. 

Анализируют информацию. 

Наблюдает, советует. 

Представление или отчет. 

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. 

Отчитываются, обсуждают. 

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. 

Оценка результатов и процесса. 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. 

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. 

Психологические законы формирования рабочей группы

        Для развития оргдеятельностных качеств учащихся в проектной деятельности применяются различные способы образования групп:

  1. Формальный (соседние парты, ряд).
  2. Учитель в соответствии со своими критериями определяет состав групп. Способ эффективен при условии авторитета и доверия к нему.
  3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы. Наиболее естественный самоорганизающий способ.
  4. Класс (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые и набирают себе в группы учеников.
  5. Учитель определяет учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в группах выбираются групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активного взаимодействия.
  6. Учитель записывает на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает  для себя проблему и входит в соответствующую группу. В созданных группах выбираются лидеры.
  7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам.
  8. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы представления образовательного продукта.
  9. Поэтапное образование групп. Первоначально три-пять учеников, достигшие определенных успехов в изучении темы или проблемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков. С остальными учениками учитель занимается по своему плану. Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определенным критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство  учеников не войдет в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения.

        При работе над проектом группы занимаются в основном самостоятельно, поэтому их необходимо учить основным способам коллективной работы, умению преодолевать возникающие трудности общения, менять свою точку зрения в пользу коллективной.  

Известно, что людей в группы подбирают прежде всего для выполнения какого-то дела. Именно деловые, профессиональные свойства учитываются в первую очередь. А затем уже ставится вопрос об оптимальном, наиболее удобном варианте подбора и расстановки людей по участкам. Согласитесь, что организация школьного оркестра или баскетбольной команды начинается с подбора музыкантов или спортсменов, а не с поиска душевных приятелей, понимающих друг друга с полуслова.

Людей может объединять общность характеров, интересов, способностей — эти люди быстрее находят общий язык, взаимопонимание. Но люди могут объединяться и по принципу дополнительности (взаимодополняемости) — каждый ищет в другом человеке то, чего ему самому не хватает. В этом случае отсутствие каких-либо качеств у одного человека компенсируется их наличием у другого. Например, импульсивность, порывистость горячность холерика могут уравновешиваться в работающей группе самообладанием, рассудительностью флегматика.

Совместимость или несовместимость обнаруживается в практической деятельности. Но опытный организатор, зная ребят, может уже заранее сделать прикидку на их совместимость. Каждое дело требует от участников определенных свойств, и поэтому о совместимости надо думать в связи с конкретным делом.

При подборе групп для выполнения организаторских задач полезно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Психологи в связи с этим обращают внимание на существование трех крайних типов людей.

Первый тип — люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны; самостоятельны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы.

Второй тип — люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, на общение с ними. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересует постольку, поскольку ее можно выполнять сообща. Забота о результате работы отходит для них как бы на второй план.

Третий тип — люди, ориентированные на себя. У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Но, желая выделиться, обратить на себя внимание, могут создавать большое напряжение и достигать неплохих результатов.

Подобные крайние типы в жизни встречаются редко. Часто в людях представлено сочетание этих ориентации с преобладанием какой-либо из них. Когда социальные психологи в порядке эксперимента стали создавать группы из людей только одной ориентации, выяснилось, что они несовместимы: ориентированные на задачу ссорились между собой столько же, сколько ориентированные на себя. В группах людей, ориентированных на взаимодействие, обстановка была настолько «миролюбивая», что люди, занятые заботами друг о друге, забывали о том, что им надо еще и хорошо работать. Лучший вариант создания группы, когда в ней представлены в одинаковом отношении все типы ориентации.

Очень важно, чтобы учитель смог оказать квалифицированную помощь учащимся при распределении социальных ролей в группе. Кто станет «генератором идей», кому достанутся роли аналитиков, оптимистов или пессимистов, организаторов, исполнителей. Кому удобнее работать с информационной или критической литературой, а кто займется оформительским трудом, кто сможет реализовать свои артистические способности, а кто трудовые практические навыки Вариантов может возникнуть множество. При этом задача учителя – учесть учебные предпочтения школьников, их психологические модальности, обусловленные левополушарным, правополушарным или смешанным типом мышления. Кем является ребенок по своей природе: аудиалом, визуалом или кинестетиком – такие  поведенческие проявления в его  учебной деятельности  мы и будем наблюдать. Изучить модальности ученика нам поможет психолог, но это нетрудно сделать и самому  педагогу путем обычного наблюдения за детьми. Приводимые таблицы дают полезную и исчерпывающую информацию.

Наблюдаемые индикаторытипа восприятия и понимания информации

Параметры

Репрезентативная система

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Дыхание

Часто, высокое на уровне ключиц

Легкое, ровное в диафрагме

Глубокое, низкое животом

Цвет кожи

Бледный

Промежуточный между В и К

Розовый

Тональность голоса

Высокий тое, напряжение в голосе

Широкий диапазон

Низкий, грудной голос

Темп речи и ритм голоса

Быстрый, торопливый, отчетливые гласные

Ровный, ритмичный, речь хорошо артикулирована

Медленная речь с паузами

Напряжение тела

В шее, плечах, животе

Ровное, малозаметное

Расслабленные мускулы и движения

Положение тела и жесты

Резкие движения, жесты выше средней линии

Плавные движения, жесты на средней линии

Расслабленные движения, жесты ниже средней линии

Движения глаз

Вверх () расфокусированы при фантазии

На среднем уровне () вниз-вправо () – внутренний диалог

Вниз ()

Поведенческие индикаторы типа  восприятия и понимания

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Организован

Разговаривает сам с собой

Отвечает на физическое вознаграждение

Опрятный и дисциплинированный

Легко отвлекается

Стоит близко, касается людей

Наблюдателей

Шевелит губами, проговаривая слова при чтении

Ориентирован физически

Спокойный (не шумный)

Легко повторяет услышанное

Обилие движений

Ориентирован на внешний вид

Более предпочитает счет и письмо

Богатые физические реакции

Более осмотрительный

Легко осваивает языки

Раннее физическое развитие

Хороший рассказчик

Говорит ритмически

Обучается, делая

Запоминает картинами

Обучается, слушая

Запоминает, гуляя

С трудом запоминает словесные инструкции

Любит музыку

При чтении водит пальцами

Меньше отвлекается на шум

Может имитировать тон, высоту голоса

Много жестикулирует

Помнит то, что видел

Помнит то, что обсуждал

Помнит общее впечатление

Испытывает замешательство, читая слова, которых раньше не видел

Самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность

Лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения

При разговоре подбородок вверх, голос высокий

Внимание к интонации голоса

Подбородок вниз, голос ниже

В чтении силен, успешен, скор

Хорошо читает новые слова

Любит книги, ориентированные на сюжет

Живая, образная фантазия

Слышит звуки, голоса

Сильная интуиция, слаб в деталях

Приемы коллективной работы

Известно немало приемов коллективной работы. Остановимся на тех, которые являются наиболее эффективными при использовании проектной технологии. Это коллективное осознание проблемы, «мозговой штурм», выявление противоречий, дискуссия, диспут, принятие решения, рецензия ответа товарища.

МОЗГОВАЯ АТАКА (БРЕЙНСТОРМИНГ)

Техника ведения урока предполагает сегодня широкое использование метода, называемого «мозговая атака». Например, дети на уроке озадачены поисками путей решения какой-либо проблемы. Все учащиеся разбиваются на две группы (если группы получились большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек).

Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи (в принципе для этой цели можно использовать магнитофон).

Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Примечание. Группы аналитиков и «генераторов идей» формируются по принципу добровольности; проведя первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Во время проведения «мозговой атаки» учитель выступает в качестве заказчика и в качестве дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки. Они очень просты. Прежде всего, строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным, сказать что-нибудь невпопад больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические или, на чей-то взгляд, нелепые предложения - одно из основных правил брейнсторминга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей - другое условие мозговой атаки.

Как можно больше предложений. Они должны катиться лавиной, безостановочно. Если наступает заминка, учитель сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне). Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки.

МОЗГОВАЯ АТАКА - 66 Д.ФИЛИПСА

Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

«ДВОЙНОЕ КОЛЬЦО СОКРАТА»

Этот вариант более всего подходит к коллективам, которые насчитывает 15 и более человек. Участники атаки делятся на две группы: в центре и вокруг. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге, на периферии, существует запрет на разговоры - здесь можно лишь писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то высказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул.

В маленьких коллективах (6-10 человек) интересно проходит мозговая атака в виде игры «Совет пиратов». Все, кроме эксперта (учителя), рассаживаются в круг, распределяют роли - от юнги до капитана потерпевшего крушение пиратского брига - и, начиная с младшего по статусу к старшему, идет обсуждение темы. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать ее (а это непросто, особенно, когда пойдет игра по второму или по третьему кругу), того «съедают» голодные пираты, т.е. он выбывает из игры. В конце концов остается самый плодовитый пират.

Игровая ситуация сама задает темп и интригу мозгового штурма, и вмешательства ведущего часто не требуется. Отследить и вычленить наиболее интересные идеи - это уже задача самого заказчика.

Основной педагогической техникой, которой может воспользоваться учитель в ситуации мозговой атаки, является активное, помогающее слушание. Главное при этом — не навязывать своего видения проблемы, идти вслед за ходом генерирования идей, помогать участникам мозговой атаки репликами-стимулами: «Прекрасно! Замечательно! Отлично! Это не просто хорошо, это изумительно!» и т.д.

Очень близок к брейстормингу и другой способ активизации коллективного творчества, так называемая СИНЕКТИКА. (Кларин М.В. Синектика - метафорическое учебное исследование // Директор школы. №2. 1995.)

Мозговая атака обладает колоссальным потенциалом развития творческих возможностей педагогического коллектива. Ее результаты неисчерпаемы.

Выработать идею – это первый шаг. Далее необходимо эту идею реализовать. Группы в процессе проектного обучения могут работать в следующих режимах:

-первый — вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий проекта,

- второй — предпочитает работать в подгруппах,

-третий — каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

Наиболее идеальный, с точки зрения решения коммуникативных задач, первый режим. В остальных двух случаях очень важно сохранить командный дух. Заметим, что формирование и поддержка такого духа — задача, которая вызывает у учителей, применяющих методы коллективного  обучения, наибольшие трудности. В процессе реализации такого подхода учителям надо быть готовым к разрешению трудностей организационного характера. Так, отдельные члены групп могут опаздывать или вовсе отсутствовать на некоторых внеклассных встречах и совместных работах по выполнению домашних заданий и проектов. Могут возникать трудности и психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждениях, игнорируют мнения слабых или же отказываются помогать им. Это так называемые проблемы роста или трудности, связанные с групповой динамикой, становлением и развитием группы как единого целого. В каждом конкретном случае учителю необходимо терпеливо разъяснять принципы толерантности, проводить неформальные встречи с группами, испытывающими трудности, обращать внимание учащихся на положительные качества группы и отдельных ее членов, формировать психологическую совместимость.

Особенно важно подчеркивать учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде. Такое умение во многих случаях более ценно, чем владение узкоспециальными профессиональными умениями.


Особенности творческого литературно-языкового проекта

(цели, принципы, методологические

и технологические особенности)

Сформулированное в Концепции модернизации Российского образования требование гуманитаризации вызвано необходимостью не только обогащать школьников знаниями, но и воспитывать их нравственно и эстетически, формировать художественный вкус, эмоциональную сферу, мировоззренческие установки.

Использование проектной технологии позволит обеспечить более высокий уровень филологической подготовки учащихся, практическую ориентированность обучения. При этом лингвистические и литературоведческие знания не только систематизируются, но и, что особенно важно, актуализируются.

Все уроки литературы в проектной технологии имеют единые цели:

а) обучающие (дидактические)

  • вырабатывать умение работать с мемуарной, биографической, критической и художественной литературой, а именно: собирать исследовательский материал на заданную тему (теоретическое), а потом, отталкиваясь от данных фактов, разворачивать рассуждение по какой-либо проблеме;
  • формировать навыки (культуру) оформления исследовательских работ;
  • уметь защищать свою работу;
  • создать условия для самовыражения личности, реализации творческих способностей (художественных, актерских, организаторских);
  • процесс обучения заменить процессом самостоятельного добывания знаний.

б) развивающие:

  • формировать и развивать такие личностные качества, которые могут развиться лишь в деятельности, а именно, уметь работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
  • развивать критичность мышления;
  • развивать и обогащать речь учащихся.

в) воспитывающие:

  • создать учащимся условия для воспитания в себе таких черт характера, как умение ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;
  • на примере творчества, научных исследований и судеб известных русских поэтов, писателей, лингвистов воспитывать у учащихся умение сопротивляться судьбе, обстоятельствам, художественный вкус, образность мышления, благородство взглядов.

                Общий путь реализации данных целей – художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся во время уроков, специальных занятий и в свободное время. Наибольшей эффективности возможно добиться созданием системы обучения, сочетающей в себе преподавание гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин по углубленным программам с введением специализированных элективных курсов, обеспечивающих возможность осуществления ранних профессиональных проб.

        Принципы отбора материала для проектов определяются целями. Знания, полученные на уроке, углубляются и систематизируются на основе изучения философско-эстетических принципов художественного творчества поэтов и писателей и их общественно-политических взглядов. Деятельностный подход позволяет безгранично расширять рамки привлекаемого материала за счет реализации личностного опыта учащихся, приобретенного в ходе подготовки проекта и ранее.

Методологические принципы  обусловлены некоторой сложностью нахождения практического применения филологических, философско-эстетических знаний в деятельности школьников. По этой причине оправданным становится соединение двух технологий: технологии проектного обучения и технологии ролевой игры и деловой игры. Также предполагается по выбору учащихся возможность индивидуального и группового выполнения проектного задания.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объ-
екты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и
конструированию новых объектов.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию, нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре  каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл

 Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.

Игра несет на себе функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоцио-
    нальной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к
    себе и другим, изменить способы общения; психическое само-
    чувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из ра-
    циональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную
    действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития. Поэтому чрезвычайно важно придумывание игровой ситуации, позволяющей реализовать исследование на ту или иную тему (заседание научного общества, заседание художественного совета, суд над литературным героем, суд над литературным деятелем, проект книги-сборника стихотворений, литературный альманах, проект художественного фильма, проект документального фильма, проект поэтического вечера, литературная дискуссия, в том числе и в образах известных литературных критиков и самих поэтов или писателей, радиоспектакль, заочная экскурсия по усадьбе-музею, дому-музею писателя, создание воображаемых музеев костюмов, предметов быта литературных героев и многое другое).

Ожидаемые результаты

Применение проектной технологии на уроках русского языка и литературы предполагает следующие результаты:

  • усвоение знаний, раскрывающих особенности развития словесности;
  • восприятие художественного содержания на основе осознания закономерностей художественно-поэтического творчества:
  • интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведений литературы;
  • художественно-творческая деятельность в области языка, литературы, театра, кино, телевидения и в других видах искусств.

Следует отметить, что переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.



Предварительный просмотр:

                                Учитель русского языка и литературы

                                 высшей квалификационной категории

                                             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№2»

                                                   округа Муром Владимирской области

                  Галкина Инна Викторовна

Введение

В настоящее время в связи с реформированием российского школьного образования на первый план вдвигается проблема  обновления содержания образования. Сегодня уже очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность и на первый план выдвинулась способность к их практическому применению.

Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс, если связать основные положения этого метода с деятельностным подходом. Главная идея состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал; деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания». Различные проекты (научные, исследовательские, социальные, технические) занимают все более существенное место в системе обучения разным наукам.

Творческий литературный проект не просто имеет право на существование, но в условиях современной школы может выполнять разные функции. Во-первых, в общеобразовательных классах или классах негуманитарного  профиля данный метод позволяет, учитывая личностные особенности учащихся, создавать через коллективную практическую деятельность возможность применить свои литературные  знания и умения, а также развить их. Во-вторых, в классах гуманитарного профиля проектная деятельность позволяет учащимся на основе личного опыта составить представление о характере профессионального труда людей, выбравших филологические или творческие профессии.

Программа

 своеобразного цикла предпрофильных и профильных элективных курсов «Разнообразие поэтических школ в русской литературе XVIII-XX века» (творческие литературные проекты) имеет единые цели:

а) обучающие (дидактические)

  • вырабатывать умение работать с мемуарной, биографической, критической и художественной литературой, а именно: собирать исследовательский материал на заданную тему (теоретическое), а потом, отталкиваясь от данных фактов, разворачивать рассуждение по какой-либо проблеме;
  • формировать навыки (культуру) оформления исследовательских работ;
  • уметь защищать свою работу;
  • создать условия для самовыражения личности, реализации творческих способностей (художественных, актерских, организаторских);
  • процесс обучения заменить процессом самостоятельного добывания знаний.

б) развивающие:

  • формировать и развивать такие личностные качества, которые могут развиться лишь в деятельности, а именно, уметь работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
  • развивать критичность мышления.

в) воспитывающие:

  • создать учащимся условия для воспитания в себе таких черт характера, как умение ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;
  • на примере творчества и судеб известных русских поэтов воспитывать у учащихся умение сопротивляться судьбе, обстоятельствам, художественный вкус, образность мышления, благородство взглядов.

Структура цикла.

I.        Предпрофильная подготовка предполагает два краткосрочных элективных курса:

        1. Основы проектной деятельности (теоретико-практический курс).

        2. Особенности творческого литературного проекта.

II.        Профильный элективный курс рассчитан на два года. Он должен обеспечить более высокий уровень литературной подготовки.


Элективный курс для предпрофильной подготовки

«Основы проектной деятельности».

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Основы  проектной деятельности» рассчитана на 16 часов и предполагает практико-теоретическую подготовку учащихся к выполнению и защите творческих проектов любого характера, в том числе и литературных.

Учащиеся познакомятся с сутью понятия «проект», видами творческих проектов, этапами подготовки  проекта и требованиями к ним.

Предполагаемая программа ориентирована не только на получение знаний о проекте, но также и на формирование умений работать в коллективе, рационально подбирать рабочую группу в соответствии с поставленными целями, играть различные социальные «роли».

Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным поведением должно опираться на психологические знания учащихся и их социальный и этический опыт.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (уроки-практикумы, уроки-ролевые и деловые игры, краткосрочные проекты), направленные на создание на уроках атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Предполагаемая программа имеет богатый потенциал и может быть использована в качестве подготовки к практической деятельности в любой области знаний.

Содержание программы.

  1. Понятие о проекте. Виды проектов: монопредметные, межпредметные, надпредметные; итоговые и текущие; индивидуальные и групповые; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  2. Этапы работы над проектом (организационный, конструкционный, технологический, презентационный).
  3. Психологические законы формирования рабочей группы (генератор идей, аналитик, скептик, оптимист, организатор, исполнители и др.). Способы определения собственных предрасположенностей к той или иной социальной «роли».
  4. Обоснование темы проекта. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей.
  5. Практикум. Работа с источниками. Вычленение идей.
  6. Приемы коллективной работы (осознание проблемы, «мозговой штурм», выявление противоречий, принятие решения).
  7. Практикум «Мозговой штурм» на заданную тему.
  8. Организация работы: распределение ролей и заданий каждому, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, поиски возможностей финансирования.
  9. Создание эскизов, чертежей, макетов и т.д. Экономическое обоснование.
  10. Работа над проектом. Выполнение краткосрочного проекта на тему, сформулированную совместно с учащимися.
  11. Оформление рукописи. Требования.
  12. Наглядность (плакаты, схемы и т.д.)
  13. Реклама проекта. Умение в яркой и творческой форме подать свою идею, подчеркнув ее достоинства.
  14. Защита проекта. Знание качеств хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, знание фактического материала), правильность (владение нормами литературного языка), точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).
  15. Практикум «Защита проекта».
  16. Оценивание проекта.

Умения и навыки.

  • умение ставить перед собой тему, формулировать проблему, разрабатывать стратегию действий;
  • умение работать с источниками, формировать банк идей;
  • умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность;
  • навык (культуру) оформление рукописи;
  • навыки публичного выступления;
  • навыки анализа деятельности, оценки деятельности;
  • навыки рецензирования и активного слушания.

Элективный курс для предпрофильной подготовки

«Особенности творческого литературного проекта»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Особенности творческого литературного проекта» является логическим продолжением элективного курса «Основы проектной деятельности», призвана показать учащимся специфику работы, связанной с филологическими, эстетическими и другими аналогичными профессиями, и рассчитана на 12 часов.

Программа нацелена на актуализацию знаний учащихся по лингвистике, литературоведению и, конечно же, подготовке, выполнению и защите проектов. Создается возможность для интеграции различных видов искусства и различных учебных дисциплин.

Специальное внимание в программе уделено формированию различных речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составить тезисы, подготовить доклад, вести дискуссию, отстаивать свое мнение, используя различные способы аргументации и доказательства, соблюдая речевой этикет.

Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: самостоятельная работа учащихся по анализу текста; лингвистический эксперимент, творческие мастерские и т.д.

Предлагаемая программа позволит учащимся оценить, насколько им нравится заниматься подобными видами деятельности и оценить свои способности к профессиям такого характера.

Содержание программы.

1. Особенности работы над литературным проектом.

2. Работа с мемуарной и биографической литературой.

3. Работа с критической и художественной литературой.

4. Построение рассуждения на заданную тему с опорой на проведение исследования и на факты (биографические и творческие).

5. Придумывание игровой ситуации, позволяющей реализовать исследование на ту или иную тему (заседание научного общества, заседание художественного совета, суд над литературным героем, суд над литературным деятелем, проект книги-сборника стихотворений, литературный альманах, проект художественного фильма, проект документального фильма, проект поэтического концерта, литературная дискуссия (в том числе и в образах известных литературных критиков и самих поэтов), радиоспектакль).

6. Музыкальное и художественное сопровождение защиты проекта.

7. Элементы костюмов и интерьеров, соответствующих исторической эпохе и эстетическим принципам.

8. Приемы актерского мастерства (погружение в образ, возможности интонации, жеста, мимики и т.д.).

9-12. Выполнение и защита творческого литературного проекта на выбранную вместе с учащимися тему.


Умения и навыки.

  • самостоятельно находить материалы для исследования в проекте, пользуясь библиотечными каталогами и справочниками;
  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • строить связные высказывания на заданную тему, используя разные источники;
  • пользоваться разнообразием языковых средств в публичных выступлениях, научных докладах, сочинениях в художественном стиле.
  • производить филологический разбор текста;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений.
  • пользоваться приемами актерского мастерства.


Творческий межпредметный проект

(литература и биология)

  1. Найти одно или несколько стихотворений о каком-либо насекомом.
  2. Подготовить выразительное чтение наизусть этого стихотворения.
  3. Подготовить филологический анализ этого стихотворения.
  4. Подготовить научную статью об упоминаемом насекомом.
  5. Подготовить иллюстрацию, изображающую насекомое с научной точностью (можно найти готовую).
  6. Подготовить иллюстрацию к стихотворению.
  7. Сделать вывод о том, соответствует ли строгой науке поэтическое изображение (если есть искажения, то какие), какие качества насекомого и  с какой целью использует автор в стихотворении, символом чего служит насекомое в данном стихотворении.

Задания для индивидуального проекта.

        Выполняют те, кто будет играть роль ученого совета.

Рецензенты

        Заранее получив информацию о том, какая группа какое стихотворение выбрала, изучает литературоведческий материал о философско-эстетических взглядах и поэтике названного автора. В своей рецензии дает комментарий на тему того, как в конкретном лирическом произведении проявляются художественная позиция поэта.

Оппоненты.

        Заранее подбирают материал о выбранных насекомых на тему «Знаете ли вы…?». В процессе защиты имитирует ситуацию ученой дискуссии, добавляя там, где уместно, свои находки.

Стихотворения для анализа

  • А. Фет «Пчелы»
  • А. Фет «Бабочка»
  • А. Апухтин «Мухи»
  • В. Брюсов «Я мотылек ночной»
  • А.К. Толстой «Во дни минувшие бывало»
  • А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы»
  • К. Ваншенкин «Шмель»
  • К. Ваншенкин «Осы»
  • К. Ваншенкин «Сверчок»
  • В. Хлебников «Кузнечик»
  • И.А.Бунин «Шмель»



Предварительный просмотр:

                                Учитель русского языка и литературы

                                 высшей квалификационной категории

                                             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№2»

                                                   округа Муром Владимирской области

                  Галкина Инна Викторовна

Элективный курс

для профильной подготовки в классах гуманитарного

(филологического, художественно-эстетического) профиля

«Разнообразие поэтических школ в русской литературе XVIII-XX века»

(творческие литературные проекты)

        Одним из ведущих принципов концепции модернизации российского образования является принцип гуманизации и гуманитаризации образования и прежде всего его содержания, ориентированного на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества.

        Требование гуманитаризации вызвано необходимостью не только обогащать школьников знаниями, но и воспитывать их нравственно и эстетически, формировать художественный вкус, эмоциональную сферу, мировоззренческие установки.

        Общий путь реализации данной цели – художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся во время уроков, специальных занятий и в свободное время. Наибольшей эффективности возможно добиться созданием системы обучения, сочетающей в себе преподавание гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин по углубленным программам с введением специализированных элективных курсов, обеспечивающих возможность осуществления ранних профессиональных проб.

        Предлагаемая программа должна обеспечить более высокий уровень литературной подготовки учащихся. При этом лингвистические и литературоведческие знания не только систематизируются, но и. что особенно важно, актуализируются.

        Почему в качестве основного содержания программы избрана поэзия, поэтическое творчество? Потому что поэзия – это высшая форма существования языка. Поэзия – это мышление образами, позволяющее увидеть и показать мир  с неожиданной стороны, непривычное в привычном; это искусство внушать чувства и мысли окольным путем помимо прямых значений слов, говорить одновременно о вечности и о своем времени.

        Поэзия – явление столь важное и столь сложное, что ее история не может быть охвачена и исчерпана с какой-то одной точки зрения. Поэтому в центре внимания содержания программы те факты, которые  поясняют закономерности, причинно-следственные связи развития поэзии. События в области поэзии соотносятся с основными стилевыми направлениями искусства данной эпохи, включаются в общий процесс смены художественных представлений. Прослеживаются три доминанты исторического процесса и их смена. В XVIII в. доминирует в поэтическом сознании иерархия жанров, в XIX в. - стилевое мышление, в XX в. доминирует борьба поэтических школ.

        В результате освоения программы учащиеся должны придти к осознанию поэтической школы как единицы литературного процесса, к восприятию структуры литературной ситуации как системы взаимоотношений между поэтическими школами и группами, и в то же время, к пониманию поэтического творчества как сугубо индивидуального акта.

Принципы отбора материала для данной программы определяются ее целями. Знания, полученные на уроке, углубляются и систематизируются на основе изучения философско-эстетических принципов художественного творчества и их общественно-политических взглядов. Деятельностный подход позволяет безгранично расширять рамки привлекаемого материала за счет реализации личностного опыта учащихся, приобретенного в ходе подготовки проекта и ранее.

Методические принципы программы обусловлены некоторой сложностью нахождения практического применения литературных, философско-эстетических знаний в деятельности школьников. По этой причине оправданным становится соединение двух технологий: технологии проектного обучения и технологии ролевой игры и деловой игры. Также предполагается по выбору учащихся возможность индивидуального и группового выполнения проектного задания.

В течение двух лет обучения предполагается осуществить подготовку (теоретическую и практическую), а затем защиту пяти творческих литературных проектов: два проекта в десятом классе, три проекта в одиннадцатом классе. Каждый проект – результат изучения определенного раздела программы. Причем, реальное содержание и форма защиты любого проекта может быть изменена в соответствии с интересами и желаниями учащихся и учителя.

        Ожидаемые результаты:

  • усвоение знаний, раскрывающих особенности развития поэзии;
  • восприятие художественного содержания на основе осознания закономерностей художественно-поэтического творчества:
  • интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведений поэзии;
  • художественно-творческая деятельность в области литературы, театра, кино, телевидения и других видах искусств.

        Методические подходы, обозначенные в данной программе, могут получить практическое воплощение не только в форме профильного элективного курса, но и как вариант подготовки и проведения уроков литературы в 10-11 классах.


  1. Иерархия и разрушение поэтических жанров (XVIII в.).
  1. В.К. Тредиаковский «Езда в остров любви». Первые переводы лирики на разговорный русский язык. Эстетика барокко. Внедрение жанров (любовная лирика, идиллия, патриотическая лирика). «Остранение» стихотворной речи (громоздкие инверсии, сложные аллегории, витиеватый слог, непредсказуемые метафоры и сравнения). Утверждение стихотворных размеров (гекзаметра, спондея, пиррихия, хорея, ямба) с преимуществом хорея. Внедрение силлабо-тонического стихосложения. Тредиаковский «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний»..
  2. М.В. Ломоносов «Письмо о правилах российского стихосложения», «Ода…на взятие Хотина». Провозглашение эстетического равноправия всех размеров. Утверждение четырехстопного ямба. Идея государственности, ее отражение в поэзии. Теория «трех стилей, ее связь с теорией жанров. «Предисловие о пользе книг церковных».
  3. А. Сумарков «Епистолы», «О русском языке», «О стихотворстве» - теоретические основы поэтики классицизма. Разработка системы жанров русской поэзии. Универсальность творчества Сумаркова.
  4. Г.Р. Державин «На смерть князя Мещерского», «Фелица». Начало разрушения межжанровых перегородок (сочетание оды с элегией, оды с сатирой). Звукоподражательная сторона поэзии. Роль детали. Роль образа. Стихотворение «Лебедь», «Снегирь», «Властителям и судьям» - поворот от идеи государственности, к идее личности, начало отступления от системы классицизма.
  5. Н. Карамзин «Мои безделки». Жанровая переориентация, повлекшая переориентацию языка. Словарь чувств. Реформа языка разрушила теорию стилей классицизма.
  6. А. Радищев. Ода «Вольность». Ориентирование на классицизм. Противостояние эстетике карамзинизма.

Итоги:

Тредиаковский завершил литературу барокко.

Ломоносов подвел литературу к классицизму.

Сумароков создал литературу высокого классицизма.

Державин – главный поэт своего века, создавший художественную летопись эпохи.

Карамзин своей реформой литературного языка окончательно похоронил теорию стилей классицизма, энергично содействовал движению поэзии вперед и подготовил расцвет пушкинского времени.

  1. Равноправие поэтических стилей.
  1. В.А. Жуковский.

«Сельское кладбище» - высшее достижение в жанре русской элегии. Оно открыло собою период русского предромантизма. «Невыразимое», «Я музу юную, бывало…». Баллады. Суггестивный стиль Жуковского

  1. Течение «легкой поэзии». Эстетику его охарактеризовал К. Батюшков («Мой гений». «Мои пенаты»). Совершенная форма и отсутствие претензий на глубокомыслие. Жанры «легкой поэзии» (эпиграмма, мадригал, игривое послание, анакреонтическая и вакхическая поэзия, куплеты и т.д.). Противостояние стиля «легкой поэзии «суггестивному» стилю Жуковского. Лирика П. Вяземского и Д. Давыдова.
  2. Борьба «Арзамаса» и «Беседы любителей русского слова» как противостояние литературных школ.
  3. А.С. Пушкин. Рождение гения как удивительное сочетание особенностей психики, фактов биографии и окружающей среды.

Первый период творчества Пушкина 1813-1817 гг.

Второй период творчества Пушкина 1817-1820 гг.

Освоение поэтических жанров и стилей.

Подготовка проекта «Литературный дилижанс».

  1. Третий период творчества Пушкина 1820-1823 гг.
  2. Защита проекта «Литературный дилижанс».

«Литературный дилижанс»

(проект радиопередачи, посвященной теме жанровых и стилевых

литературных влияний в творчестве А.С. Пушкина)

        Форма – заседание ученого совета.

        Проблема, которая обсуждается  на заседании  ученого совета, «Какое из предшествующих литературных направлений оказало  наиболее сильное влияние на творчество А.С. Пушкина и подготовило рождение школы раннего русского реализма?»

        Класс условно делится на три группы:

- последователи классицизма во главе с Г.Р. Державиным;

- последователи предромантизма во главе с В.А. Жуковским;

- последователи высокого романтизма во главе с Д.Г. Байроном.

        Каждая группа должна глубоко изучить биографию, условия формирования личности, формирование и развитие эстетических принципов и непосредственно творчество А.С. Пушкина (особенно первых трех периодов).

        А также выполнить следующие групповые задания:

  1. Четко определить основные принципы своего стилевого направления.
  2. Доказать на примере фактов творчества А.С. Пушкина освоение им больших стилей и связанных с ними литературных школ и направлений.
  3. Проанализировать одно из стихотворений с точки зрения стилевой и жанровой принадлежности.
  4. Подготовить защиту проекта в форме выступления на ученом совете с включением выразительного чтения стихотворений и музыкальной заставкой, подходящей по стилю.

        Индивидуальные задания для руководителя проекта:

  1. Подготовить предисловие, послесловие для радиослушателей, эпиграф, лейтмотив передачи, связки между выступлениями.
  2. Подготовить справку о поэтах: Державине, Жуковском, Байроне.

        Индивидуальное задание для  руководителя ученого совета:

  1. Подготовить вступительную речь, поставить проблему.
  2. Подготовить заключительную речь о совмещении жанрового и стилевого деления с периодами творчества Пушкина и подготовки им принципов реализации.

        Список стихотворений, рекомендуемых для анализа и чтения:

  1. «Воспоминания в Царском Селе», ода «Вольность», «Деревня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
  2. «Городок», «Деревня», «Руслан и Людмила», подражание Оссиану.
  3. «Погасло дневное светило…», «К морю», южные поэмы.

  1. Четвертый период творчества Пушкина 1823-1824 гг.

Современную поэтическую форму, выработанную предыдущими годами творчества, Пушкин впервые наполняет прозаическим содержание. Период глубоко драматического, болезненного жизненного разочарования, но необыкновенно плодотворного творческого переосмысления, предопределившего всю дальнейшую жизнь поэта.

  1. Пятый период творчества Пушкина 1824-1825 гг.

Окончательное разрушение системы жанров, реформирование литературного языка. В основе языковой реформы – народный язык, отказ от деления слов на «поэтизмы» и «прозаизмы». Отказ от деления тем на поэтические и непоэтические.

  1. Шестой и седьмой периоды творчества Пушкина 1825-1830 гг., 1830-1836 гг.

«Цель поэзии – поэзия». Формирование и воплощение идеи о том, что поэзия не зависит ни от государства, ни от общества, что у нее нет задач вне ее самой. Итоги творчества А.С. Пушкина.

Итоги:

Пушкинский период стал временем высшего расцвета русской поэзии. Сложился новый литературный язык, были сняты многочисленные ограничения, наложенные сначала классицизмом, затем предромантизмом. Произошло разрушение жанровой системы, господствующее положение заняло лирическое стихотворение. Сформировалась и была отчетливо выражена мысль о поэзии как о самоценном факте, о поэте как о боговдохновленном творце.

  1. Поэты  «пушкинской плеяды». Е. Баратынский. Поэзия мысли. Поэзия психологического анализа.

А. Дельвиг, Н. Языков - наследники «легкой поэзии». «Русские песни» Дельвига. Культ дружбы.

  1. Младшие архаисты. Катенин, Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбехер. Идеология дворянской революционности.
  2. Семен Раич и Общество любомудрия. (Веневитинов, Шевырев, Алексей Хомяков, В. Одоевский). Романтический патриотизм.
  3. М.Ю. Лермонтов. Продлил период высокого романтизма. Внутренняя цельность лирического героя лермонтовских произведений. Романтическое двоемирие.
  4. Особенности лермонтовской лирики: пессимистическая и гармоническая линии идут рядом, не пересекаясь; одновременно создаются произведения как романтического, так и реалистического стилей.

Итоги:

Лермонтов получил в наследие от Пушкина выработанный литературный язык, равно пригодный для решения задач и романтизма, и реализма, и народной исторической поэмы.

  1. Ф.И. Тютчев. Трагическое мироощущение. Поэзия, построенная на контрастах и антитезах. «Последний романтик».
  2. Новое жанровое образование – фрагмент. Стихи – вдохновленные импровизации. Проникновение в стихию чувства.
  3. Причины упадка поэзии в 1840-1860 гг. Борьба пушкинского и гоголевского направлений в поэзии с середины 1860-х годов.

Подготовка проекта «Цель поэзии – поэзия?».

  1. Я.П. Полонский, А.А. Григорьев, А.К. Толстой. Городской и цыганский романс.
  2. Козьма Прутков (А. Толстой и братья Жемчужниковы).
  3. «Чувство природы» у Майкова, А.К. Толстого, Фета – основа импрессионистического стиля.
  4. А.Л. Фет. Суггестивность его поэзии. Внушить, навеять  - задача поэта.
  5. Фрагмент и цикл в лирике Фета.
  6. А.Н. Плещеев. Стихи о крестьянской доле и родной природе.

И.З. Суриков. «Суриковский круг» поэтов-самоучек. Наследники кольцовской традиции.

  1. И.С. Никитин. Народное восприятие жизни в пейзажной лирике.
  2. Н.П. Огарев. Прямой предшественник Некрасова. Преобразование поэзии на пути психологизма, демократичности, народно-разговорного стиля речи.

Н.А. Добролюбов, М.Л. Михайлов. Революционно-демократическая поэзия.

  1. Защита проекта «Цель поэзии – поэзия?».


«Цель поэзии – поэзия?»

(борьба пушкинского и гоголевского направлений в поэзии второй половины XIX в.)

Форма                 – заседание редколлегии литературного журнала середины XIX в.

Проблема         «Какая поэзия имеет больше прав на существование: тенденциозная или поэзия «чистого искусства»?»

Класс делится на две группы. Каждая группа готовит речь в защиту своего направления.

Для этого:

  1. Придумывается эмблема.
  2. Подбирается эпиграф.
  3. Изучаются критические статьи, защищающие эстетические позиции пушкинского или гоголевского направления.
  4. Подбираются стихи конкретных поэтов, сторонников того или иного направления.
  5. Анализируются художественные приемы шедевров лирики, эстетические находки, вклад в литературу и язык, осуществленный поэтами обоих направлений.
  6. Делается вывод.

  1. Творчество Н.А. Некрасова. Создание новых жанровых образований: элегия на общественные темы, пародийный романс, пародийная ода. Воскрешение сатиры и послания. Введение в литературу поэмы-обозрения, эпической поэмы.
  2. Демократизация поэтической речи, противостояние гладкописи, установка на «неуклюжий стих».

Переплетение лирического и эпического начал как способ достижения психологической достоверности.

Итоги:

Н.А. Некрасов возглавил поэзию второй половины XIX в. Его лозунг – «Поэзия должна служить народу» произвел революцию в жанровых тяготениях, стиле, языке, стихе.

III. Противостояние поэтических школ XX в.

  1. Творчество К. Случевского и В. Соловьева – мост между классической поэзией и поэзией модернизма. Отражение  в поэзии философско-художественного мировоззрения В.Соловьева.
  2. Сознательный отход от традиций классической поэзии, поиски новых путей. Д. Мережковский «Символы», «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Декадентство (старшие символисты).
  3. Поэтическое мировосприятие модернизма И. Анненским. Анненский отверг поэтику рационального исследования и заменил ее поэтикой ассоциаций. Признаки - логические неувязки, намеки и т.д. Его влияние на поэзию XX в.

Подготовка проекта «Антология поэзии серебряного века».

  1. Младосимволисты. Творческая разработка мистицизма В. Соловьева. Девиз «Последняя цель искусства – пересоздание жизни».
  2. А. Белый, М. Волошин, В. Иванов, Ф. Сологуб. Особенности поэзии.
  3. А. Блок – наиболее законченное воплощение символизма. Лирический герой поэзии Блока. Вся поэзия Блока – «трилогия вочеловечения».
  4. «Цех поэтов» - родоначальник акмеизма. Акмеизм – одна из самых сильных поэтических школ XX в.
  5. «Парижская нота»  - литературная школа русской поэзии в эмиграции, берущая начало в акмеизме. Григорий Иванов.
  6. Поэтический авангард, представленный несколькими школами футуризма (эго-футуризм, кубо-футуризм).
  7. Защита проекта – подготовка книги «Антология поэзии серебряного века».

Творческий литературный проект

«Антология поэзии серебряного века»

        Форма – заседание редакционного совета.

        Цель – подготовка к печати художественных, литературных и исследовательских материалов.

        Задания группам (представляющим направление поэзии: символизм, акмеизм, футуризм, поэты, стоящие между школами):

  1. Подготовить и защитить оформление заставки своего раздела антологии, художественные миниатюры, портреты, иллюстрации для страниц этого раздела.
  2. Подготовить статью об особенностях поэтической школы, о ее художественно-эстетических манифестах, о биографии 2-3 ярких представителей школы.
  3. Подготовить выразительное чтение наизусть и филологический анализ 2-3 стихотворений.
  4. Дать обоснование выбранному материалу.

        Индивидуальные задания:

  1. Подготовить эскиз обложки и его защиту.
  2. Подготовить библиографическую справку с аннотациями.
  3. Подготовить введение и послесловие к книге.

  1. Литературные группировки 20-х годов XX века.

Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», 1920 г.

Резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», 1925 г.

Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организация», 1932 г.

Задачи создания «нового» искусства, «новой» литературы.

  1. Эстетические принципы и манифесты. Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ. Теория «социального заказа» и «литературы факта».
  2. ОБЭРИУ. Конструктивисты.  «Центрифуга».
  3. Имажинизм. Роль художественного образа. «Ключи Марии» С. Есенин.
  4. Поэзия 30-х годов. Отражение в лирике судьбы поэта.

Подготовка проекта «Сумерки свободы»

  1. Поэты «смоленской школы» Н. Рыленков.
  2. Сельская новь в лирике А. Твардовского.
  3. Природная стихия и средства ее выражения в стихах П. Васильева. Жанровое своеобразие поэмы П. Васильева. Фольклорные традиции в творчестве поэта.
  4. Своеобразие песенной лирики М. Исаковского.
  5. Лирическое мироощущение в поэзии Я. Смелякова. Внутренний мир личности в лирике поэта.
  6. Природное и историческое в лирике Б. Корнилова. Героический пафос времени.
  7. «Неоромантизм» Марии Цветаевой.
  8. Возрождение фрагмента в творчестве А. Ахматовой.
  9. Поэтическое своеобразие Б. Пастернака. Историчность его сознания.
  10. Защита проекта «Сумерки свободы» (см. приложение).
  11. Особенности пафоса, героизм и жертвенность как основополагающие лирического характера, художественный строй стихов П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова.
  12. Поэты фронтового поколения (Б. Слуцкий, А. Межиров, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Н. Коржавин, Ю. Друнина).
  13. Поэтическая школа «ахматовского круга». Д. Самойлов, А. Кушнер, А. Тарковский, И. Бродский.

Подготовка проекта «Литературный концерт».

  1. Андрей Вознесенский – продолжатель поэтических традиций Б. Пастернака, В. Маяковского, В. Хлебникова.
  2. Поэты-эстрадники. Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский. Поэты тенденциозного творчества, последние певцы социалистической утопии.
  3. «Тихая поэзия» Н. Рубцова и А. Прасолова.
  4. Бардовская песня – примета демократизации общества. Ю. Визбор, А. Городницкий, Б. Окуджава, А. Галич, В.Высоцкий.
  5. И. Бродский. Предел в сплавлении всех стилистических пластов языка. Подведение итогов исканиям русской поэзии в области поэтической формы, культурного и исторического конспекта, художественной и эстетической свободы.
  6. Защита проекта «Литературный концерт»

Класс делится на группы. Каждая группа готовит сценарий и постановку концерта на одну из тем:

- «Сороковые роковые» (поэзия Великой Отечественной войны);

- «Пока не требует поэта к священной жертве Стадион!» (Поэтический бум 60-х годов);

- «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (Авторская песня)

Задания.

  1. Написать сценарий: выбрать стихи и песни для концерта, выстроить их в порядке, определенном логикой сценария, продумать яркое, пафосное (или камерное) вступление и заключение, подготовить реплики-связки.
  2. Продумать декорации, освещение, музыкальное сопровождение.
  3. Распределить роли: чтецы, певцы, ведущие.
  4. Осуществить постановку концерта.


Список литературы.

  1. Акимов В. На ветрах времени. Л., «Детская литература», 1991 г.
  2. Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта. М., Изд-во «Советская Россия»., 1973 г.
  3. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, Русич. 1994 г.
  4. «Всюду родимую Русь узнаю» Стихи русских поэтов XIX в. Московский рабочий, 1987 г.
  5. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина.
  6. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. Горький. Волго-Вятское книжное изд-во. 1985 г.
  7. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М., «Просвещение», 1985 г.
  8. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX в.
  9. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». М., «Просвещение». 1990 г.
  10. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX в. Вторая половина.
  11. Копылова Н.А. После уроков. М., «Просвещение». 1989 г.
  12. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., «Просвещение», 1973 г.
  13. Крунцук Н. «Открой мои книги…» Л.. «Детская литература», 1986 г.
  14. Лесневский С. Путь, открытый взорам. Московский рабочий, 1980 г.
  15. «Лиры и трубы». Русская поэзия XVIII в. М., «Детская литература». 1973 г.
  16. Литература. 11 класс. Методические советы. М., «Просвещение». 2001 г.
  17. Мадер Р.Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. М., «Просвещение», 1986 г.
  18. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. Л., Изд-во «Наука», 1964 г.
  19. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., «П». 1986 г.
  20. Муравьев А.Н. Творчество Твардовского. М., «Просвещение», 1981 г.
  21. Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М., Библиотека словесника. 1979 г.
  22. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. М., «Детская литература», 1949 г.
  23. Пути анализа литературного произведения. М.. «Просвещение», 1981 г.
  24. Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., «Просвещение». 1983 г.
  25. Руссова Н., Швецов В. Читаем русскую лирику. Нижний Новгород, Изд. «Деком», 1996 г.
  26. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему» М., «Просвещение», 1985 г.
  27. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. М., «Просвещение». 1979 г.
  28. Сухова Н.П. Мастера русской лирики. М., «Просвещение», 1982 г.

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКУ

ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

  1. Проект - это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей.
  2. Помни, что главное для тебя - развить свои творческие способности.
  3. Выполняй проект в следующем порядке:

а) Выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и др.);

в) Спланируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) Выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) Напечатай графическую часть проекта;

ж) Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;

з) Защитите проект.

  1. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  2. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- или аудио магнитофоны, фото - и ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет.
  3. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать её с выбранной профессией.
  4. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
  5. Всегда помни об экологии родного города и о своем здоровье.
  6. Используй знания по любым предметам, а так же свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Приложение 2

Оценка исследования, выполненного учащимся _____________________________

класса ___________________________________

по предмету_______________________________

Достигнутый результат из 15 б.

Оформление из 15 б.

Защита

Процесс проектирования

Представление из 15 б.

Ответы на вопросы из 15 б.

Интеллектуальная активность из 10 б.

Творчество из 10 б.

Практическая деятельность из 10 б.

Умение работать в команде из 10 б.

Самооценка

Оценка исследования, выполненного учащимся _____________________________

класса ___________________________________

по предмету_______________________________

Достигнутый результат из 15 б.

Оформление из 15 б.

Защита

Процесс проектирования

Представление из 15 б.

Ответы на вопросы из 15 б.

Интеллектуальная активность из 10 б.

Творчество из 10 б.

Практическая деятельность из 10 б.

Умение работать в команде из 10 б.

Педагог

Оценка исследования, выполненного учащимся _____________________________

класса ___________________________________

по предмету_______________________________

Достигнутый результат из 15 б.

Оформление из 15 б.

Защита

Процесс проектирования

Представление из 15 б.

Ответы на вопросы из 15 б.

Интеллектуальная активность из 10 б.

Творчество из 10 б.

Практическая деятельность из 10 б.

Умение работать в команде из 10 б.

Коллеги по команде (классу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 10 классе "Литературный проект "Омар Хайям"

Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с жизнью и творчеством Омара Хайяма...

Литературный проект «Сказки братьев Гримм» ( для учащихся 6-го класса)

 Литературный проект «Сказки братьев Гримм»                            ( для учащихся 6-го класса) Цель проекта: формировать языковую компетенцию учащихся, повысить мотивацию к изучению немецкого язык...

Литературный проект "Нечистая сила.Леший". Камбулова Екатерина, Виноградова Анна

В данном краткосрочном проекте представлен материал и мифическом персонаже Лешем....

Визитка литературного проекта

Этот проект по литературе рассчитан для сбора материала и исследования по теме для учащихся 10 классов по теме: "Петербург Достоевского"...

Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"

Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"...

Литературный проект: из опыта реализации. Литературный флешмоб.

Для того чтобы рассказать о том, что делали мы с моим 9 классом в рамках общешкольного литературного проекта «Живая книга», нужно вспомнить, что  Социальное проектирование – это технология с...

Практико-исследовательский проект "Проведение литературного проекта в 9 классе"

Литературный проект "Читаем сказку "Рапунцель" братьев Гримм появился благодаря курсам культурного центра им Гете в Москве....