Визитка литературного проекта
проект по литературе (10 класс) по теме

Страхова Любовь Леонидовна

Этот проект по литературе рассчитан для сбора материала и исследования по теме для учащихся 10 классов по теме: "Петербург Достоевского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka_moego_proekta.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя отчество

Страхова Любовь Леонидовна

Регион

Россия

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Санкт-Петербург

Номер и/или название школы/ОУ

ГБОУ гимназия № 330

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Петербург Ф.М. Достоевского.

Краткое содержание проекта

Это  проект по литературе рассчитан на сбор материала и исследование по теме для учащихся 10  класса с целью выяснения следующих вопросов: «Какова роль Петербурга в романе? В чем смысл характерной для Достоевского топографической точности? Какова роль влияния Петербурга на героев романа?  Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.»

 Информационный материал  данного проекта будет полезен и учителям литературы для применения на уроках или во внеклассной работе по предмету

Предмет(ы)

Литература

Класс(-ы)

10 класс

Приблизительная продолжительность проекта

6 учебных недель

Основа проекта

Образовательные стандарты

Планируемые результаты. 

Предметные: 

  • Ученик должен знать содержание произведения, уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения.

• Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.

• Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного произведения.

• Уметь отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

  • Научиться определять литературные приёмы, использованные Достоевским для раскрытия психологии героев.

Метапредметные: 

Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач (позволяет ученикам с разным уровнем подготовки осуществлять свою самореализацию, выстраивая индивидуальную траекторию), умение оценивать правильность выполнения работы.

Развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Развитие ИКТ-компетенции.

Умение работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Развитие умения контролировать, оценивать, корректировать собственную деятельность.

Личностные: 

Развитие коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве с одноклассниками, способности уважительно относиться к чужому мнению.

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Представление ученику возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

Цель учебного проекта:

-- определить место образа Петербурга в романе Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»

-- составить обобщенный образ Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского

– осознать Петербург как неразрывное единство рационального и иррационального, материального и духовного, что послужит основой для позиционирования личности в этом пространстве.

-- развивать навыки учащихся воспринимать, комментировать и интерпретировать художественное произведение.

      --  помочь учащимся представить картины города, проникнуться эмоциями писателя и его героев;

         --показать,  как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои проследить жизнь униженных и оскорблённых;

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Осуществлять сбор, анализ, систематизацию информации из разных источников;
  • Работать в паре, в группе.
  • Создавать: информационные объекты: презентации, коллажи, собственные тексты.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Является ли Петербург героем, соучастником преступлений, описанных в романе?

Проблемные вопросы учебной темы

1. Каким запомнился Петербург при чтении романа?

2. Как чувствует себя Раскольников  в этом городе?

3. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах города?

4. Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?

 5. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

6. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

7. Какая цветовая гамма преобладает в описаниях петербургских улиц интерьеров?

7. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

Учебные вопросы

1. Какое место занимает образ Петербурга в творчестве Достоевского?

3. В чём заключается двойственность Петербурга?

4. Значение образов-символов «лестница», «порог», «улица», «тупик» в романе?

5. Проанализируйте средства выразительности в тексте, с помощью которых Достоевскому удаётся показать картину нищенского существования героев.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

В течение работы над проектом

После завершения работы над проектом

Проводятся консультации по основным направлениям работы.

Учащиеся отбирают, анализируют и систематизируют материал, формируя ответы на проблемные вопросы.

Создание творческой работ  (коллажей) на темы: Петербург-призрак, Петербург-тупик, двойственный Петербург, Петербург-убийца.

Описание методов оценивания

         Тип работы.

        Использование известных результатов и научных фактов.

        Использование  знаний вне школьной программы.

        Степень новизны полученных результатов.

        Практическая значимость.

        Структура работы: введение, постановка задачи, решение, выводы, приложения.

        Оригинальность подхода.

         Качество оформления работы.

        Использование демонстрационных материалов.

        Оформление демонстрационного материала.

        Чёткость выводов, обобщающих доклад.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать: основные темы творчества Ф.М.  Достоевского;  основные периоды биографии писателя.

 Уметь:  создавать презентацию, писать выступления, статьи по данной теме, оформлять фотовыставки.

Учебные мероприятия

Актуализация Проверка начальных знаний по данной теме, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы, целей и задачи объекта; формирование рабочей группы ,

Подготовительный (Знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского,  обсуждение методов исследования, определение источников информации, определение способа представления результата, получение задания к образовательному путешествию.

Пример задания:

1. Совершить образовательное путешествие по пути Р.Раскольникова

2. Найти дом Сони или подобные дома уродливой архитектуры. Какие социальные слои населяли этот район?

Проектирование (Сбор информации по выбранной теме в каждой группе, самостоятельная работа участников проекта по групповым исследовательским, творческим задачам. Изучение городского пространства, посещение музея Ф.М. Достоевского.  Изучение литературного произведения, исторических документов, интернет-ресурсов,  подготовка к отчету о ходе расследования. Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы в электронном виде. Создание эскиза презентаций для демонстрации проекта. Создание итоговых презентаций для демонстрации.)

Формирование результатов  Подготовка к уроку-отчету по проекту: работа в группах, индивидуальная работа во внеурочное время. Сбор материала экспертными группа, «мозговой штурм», написание монологов, подготовка к выступлению, выполнение презентаций к уроку.

Подведение итогов 1 этапа проекта  Урок-игра «Петербург-герой романа? соучастник? «убивца»?»

Проблемные вопросы: 1.Можно ли назвать город "соучастником скрытых преступлений"?

2)Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского?

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Выполняет работу по сбору материала малого объёма под непосредственным наблюдением руководителя проекта (учащегося или учителя).

Творческий ученик

Составляет текст для своей роли (Раскольников, Соня Мармеладова, Мармеладов, Свидригайлов)

Одаренный ученик

Занимается отбором и анализом накопленного материала, отвечает за конечный образовательный продукт.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, компьютеры, видеокамера, сканер, принтер

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений,  текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе

Библиотечные  материалы, справочники, энциклопедии, текст романа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 10 классе "Литературный проект "Омар Хайям"

Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с жизнью и творчеством Омара Хайяма...

Литературный проект «Сказки братьев Гримм» ( для учащихся 6-го класса)

 Литературный проект «Сказки братьев Гримм»                            ( для учащихся 6-го класса) Цель проекта: формировать языковую компетенцию учащихся, повысить мотивацию к изучению немецкого язык...

Визитка литературного проекта по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" -- "Облик и образ"

Данная визитка является паспортом литературного проекта по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" под названием "Облик и образ". Проект проводится в рамках изучения произведения в 8 классе. Данный проект...

Литературный проект: из опыта реализации. Литературный флешмоб.

Для того чтобы рассказать о том, что делали мы с моим 9 классом в рамках общешкольного литературного проекта «Живая книга», нужно вспомнить, что  Социальное проектирование – это технология с...

Визитка учебного проекта по предмету

Данная разработка является шаблоном визитки школьного проекта по учебным предметам....

Практико-исследовательский проект "Проведение литературного проекта в 9 классе"

Литературный проект "Читаем сказку "Рапунцель" братьев Гримм появился благодаря курсам культурного центра им Гете в Москве....