Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Давлетшина Фирдаус Газизовна

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его подготовке значительную часть класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab.n.v._igra_v_basni.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Литература                                                                            6 класс

Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И.  А. Крылова и его предшественников.

ЦЕЛИ:

1.В занимательной форме повторить особенности басни как жанра. Познакомить с тремя вариантами басни на один и тот же сюжет и учить сопоставительному анализу басен Эзопа, Лафонтена и Крылова.

2. Уметь выделять основные мотивы басен И. А. Крылова и оценивать отношение автора к своим героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, мастерство антитезы и афористичность речи.

 3.Развивать речь учащихся, научить использованию пословиц и  афоризмов из басен Крылова в собственной речи.

Подготовительная работа: подготовка инсценировок с каждой отдельной группой ( три группы); презентация иллюстраций, пантомимы подготовить (3 группы); чтение по ролям и чтение басен наизусть (вспоминаем все , что учили в начальных классах и в 5 классе); подготовиться к конкурсу по басням Крылова.

 Оборудование: Рисунки со зверями, портреты, изречения, тексты басен накаждрой парте. Костюмы, иллюстрации и рисунки по басням Крылова, мелодия из «Карнавала животных», карточки на каждого «Проталинки»,  презентация  “Басни И.А. Крыловы” .

                                                 Ход урока

  1. Организационный момент. Заключительный урок. Урок – игра, урок – концерт.

 –Совершим небольшое путешествие в Край говорящих зверей. Находится он в стране Басен на континенте Чудес. Почему же? Что такое басня?..

Чтобы попасть в Край Говорящих зверей и птиц, достаточно выбрать из предложенных портретов тех зверей и птиц, которые стали героями басен ( из предложенных рисунков выбирают и комментируют из каких басен и выборочное чтение наизусть некоторых басен)

2. Чтение басен. ( выборочно)

3. Театрализованное представление.

-В этом краю можно встретить охотников за сюжетами. Появляется Эзоп ( изображение на экране, за Эзопа текст учитель читает,  можно на роль пригласить старшеклассника).

-Ой, какой он страшный?

-Кто это?

-Тсс… Это главный хранитель Края говорящих зверей. Он уже больше двух тысяч лет живет здесь и все знает про этих зверей, все их повадки и законы. Он может рассказать о них множество историй: ведь именно он стал первым известнейшим баснописцем на Земле.

- Значит это Эзоп! Кто-то еще идет и не один.(появляется Лафонтен)

-это его знаменитый ученик из Франции месье Лафонтен, он часто здесь бывает, потому что любит басни и пересказывает по-своему на французский лад.( появляется Крылов. Изображение на экране)

- Я знаю, кто это. Это дедушка Крылов. Он тоже ученик Эзопа?

- Конечно, все баснописцы так или иначе ученики этого древнего грека.

4. Инсценировка басни « Ворона и лисица». Бродячие сюжеты.( 3 варианта)

-Внимание! Сейчас вы увидите рождение басни. ( В руках у Лафонтена скрученный лист и перо).

А) Сценка №1.( приложение)

Эзоп. Видите, как бывает. Не верь врагам – проку не выйдет.

Лафонтен. Весёлая история! Как же ты его расскажешь, учитель7

Эзоп. Да попросту! (Чтение басни Эзопа. Дети следят по тексту)

Лафонтен. Браво, учитель! Всё гениальное просто. Нам есть чему учиться у Великой Эллады. Только в нашей благословенной Франции выглядело бы несколько иначе.

Б) Сценка № 2. Инсценировка басни Лафонтена.

Эзоп. Складно, ничего не скажешь. Только народ Эллады таких расшаркиваний, поклонов и витиеватой речи не поймет.

Лафонтен. Если я напишу так же просто, как ты учитель. Меня упрекнут в примитиве, скажут, что для простолюдинов сочинил. А ты что, брат Жанно, помалкиваешь? Признавайся, как эту историю ты расписал.

Крылов. Я-то? По-нашенски. По-русски. Вот послушайте и глядите.

В) Сценка № 3. Инсценировка басни Крылова

Лафонтен. Смело. Очень смело. Как живописно! И характеры, характеры!...

 Эзоп. И моему народу это понравилось бы. Он любит острое словцо…

- Вот и увидели, как рождается басня. Интересно было?

5.Беседа по просмотренным инсценировкам.

 Если это был бы творческий конкурс, кто стал бы победителем

6. Работа по сопоставлению этих трех басен. Тексты на партах.

- Что одинаково во всех трех баснях? ( Это повествование-рассказ на один и тот же сюжет) Работа над понятием “бродячий сюжет”.

- В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа?

( это поэтические басни).

- Найдите в каждой басне мораль-поучение.

- В какой из них она высказана слишком прямо, резко, «в лоб», потому значение его сужено.

- А где мораль имеет более широкий смысл и словно растворяется во всем тексте басни?

- Чем басня Лафонтена отличается от бани Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса и Лисицы Крылова.

- Какие слова и выражения помогают нам увидеть Лисицу и Ворону?( Лисица – «плутовка», она идет «на цыпочках», «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит», говорит с придыханием, «сладко, чуть дыша», всем видом показывает мнимое благоговение перед «царь - птицей» …А Ворона…. А у Лафонтена простодушно поверил придворному льстецу и захотел блеснуть и голосом.

7. Конкурс «А знаете ли вы?  (узнать, в какой басне, кто, почему и как говорит и поступает; продолжить отрывок или пересказать басню).

-Нам близки басни Крылова, мы любим их. Теперь вы покажете, на сколько хорошо знаете басни И.А. Крылова.

1)Викторина прилагается. Три ряда – три команды)

2) Театральная пауза ( пантомима по басням от каждой команды)

3)Выразительное чтение басен, предложенных для пантомимы «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Обоз».

4)Презентация рисунков и чтение наизусть басен.

5) Письменная работа по карточкам «Проталинки»

8. Домашнее задание: проработать все задания по карточкам, попробовать самим сочинить басню.

9. Работа с пословицами и изречениями. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.( приложение –презентация)

10. Итог урока – концерта.

Чтение изречений о Крылове.

- Крылов до сих пор сеет разумное, доброе, вечное. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Басни помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Читайте басни…

 Искусство жить достойно – “мораль” басен Крылова, их нравственно-эстетическая программа.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. ( П А. Вяземский
)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре по теме "Путешествие на необитаемый остров" 2 класс.

Тема: Личностно- ориентированное обучение.  Сюжетно-игровой урок « Путешествие на необитаемый остров».Цель:      Повысить интерес учеников к занятиям ФК.Задачи:...

Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"

Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока. «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».

Конспект урока о писателе и его творчестве....

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

Конспект урока по английскому языку по теме "Путешествие по англо-говорящим странам" 9 класс.

Конспект урока по английскому языку в 9 классе Тема: Путешествие по англо-говорящим странам Цель: Активизация лексических единиц страноведческого характера (названия стран, столиц, символов)...