Конспект урока. «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Никифорова Светлана Николаевна

Конспект урока о писателе и его творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._ivan_andreevich_krylov._basni_krylova.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект урока.

Педагог - Никифорова Светлана Николаевна.

Предмет - литература.

 Класс - пятый.

Тема урока «Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова».

Цели, задачи, оснащение урока.

Цели урока:

1. Обучающие:

-  познакомить учеников с историей жанра басни;

-  познакомить учащихся с биографией И.А. Крылова;

-  выявить жанровые признаки басни;

-  показать значение басен И.А. Крылова;

-  развить навыки выразительного чтения, анализа текста;

-  развить умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

-  настроить учащихся на работу в группах (парах).

2. Развивающие:

-  стимулировать познавательный интерес пятиклассников;

-  формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте;

-  развить умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию.

3. Воспитывающие:

-  формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

-  воспитывать доброту, честность, справедливость.

Основные виды деятельности учащихся:

-  чтение басен наизусть;

-  работа над техникой чтения и его выразительностью;

-  составление карандашного конспекта статьи учебника;

-  пересказы;

-  устные ответы на вопросы связанные с анализом произведения;

-  запись в тетрадь литературоведческих терминов и понятий;

-  работа со словарями.

Оснащение урока:

-  портрет И. А. Крылова;

-  сборники басен;

-  иллюстрации к басням;

-  ноутбук (презентация на компьютере);

-  словари;

   

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Урок начинается с традиционного слова учителя о басне как жанре литературы. Данное вступление готовит учащихся к дальнейшему восприятию материала.

Иллюстрация слов учителя о поучительном характере басни как небольшого рассказа о жизненной истории с использованием басни Эзопа « Осел, навьюченный солью». Краткий рассказ о Эзопе. Чтение басни и обсуждение ее содержания.

Артикуляционная разминка учащихся, играет важную роль – тренирует артикуляцию и память, настраивает класс на коллективное взаимодействие, учит работать в группах, готовит к выразительному чтению басен.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Проверка домашнего задания – работа учащихся со статьей учебника о писателе (И.А. Крылов), составление ими карандашного конспекта статьи – данные задания играют роль установки на чтение художественных произведений – басен.

Прочитав слово описателе в учебнике, ученики делятся своими впечатлениями о жизни и творчестве писателя, отвечают на вопросы ,делятся опытом чтения произведений писателя, а также беседуют с учителем о том, какого рода тексты мог сочинять этот человек.

Чтение учащихся полюбившихся басен (наизусть). Объяснение выбора басни для чтения.

Работа с репродукциями, на которых изображен писатель. (Словесное рисование, описание, ответы на вопросы учителя).

3.

Изучение нового учебного материала.

Последовательное освоение теоретико – литературных понятий ,необходимых для понимания смысла басен.

Разъяснение полезного смысла басни – овладение понятиями о басне, о морали басни, знакомство с понятием аллегория.

Вид работы на этом этапе – коллективное чтение статьи учебника по теории литературы, прерываемое вопросами учителя и ответами учеников.

Работа со словарями.

Письменная фиксация в тетради по литературе теоретических понятий и их значения.

Использование компьютерной презентации по теме урока.

4.

Закрепление учебного материала.

Обучение учащихся умению находить и объяснять литературные художественные средства и приемы речи в произведении (баснях).

Выразительное чтение басни « Свинья под дубом» учителем. Обращаем внимание учеников на интонацию чтения, которая поможет учащимся представить себе характеры героев, их внешний облик, обстановку, в которой происходит действие.

Беседа с учениками по прочитанному тексту, выявление читательского восприятия.

Иллюстрация (описание) начала и конца басни устного словесного рисования. Закрепление вновь изученных  теоретических понятий на примере басни « Свинья под дубом».

Использование компьютерной презентации по изученной теме.

5.

Задание на дом.

Дома необходимо подготовить выразительное чтение басен Крылова (инсценировку, чтение по ролям),  нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

Презентация "Иван Андреевич Крылов и его басни".

Презентация может быть использована на уроках по басням И.А.Крылова как иллюстративный материал.  Презентация содержит  сведения об истории басни, баснописцах, биографии И.А. Крылова, виктор...

Иван Андреевич Крылов презентация

Презентация к урокам литературы 5 класс...

Внеклассная работа по литературе. Иван Андреевич Крылов

Оригинальный сценарий о жизни и творчестве баснописца...

Иван Андреевич Крылов.

Конспект урока....

Иван Андреевич Крылов, Басни

Презентация к уроку литературы 5 класс....

Иван Андреевич Крылов. Басня "Волк на псарне"

Презентация помогает понять художественное и идейное своеобразие басни «Волк на псарне». Презентацию можно использовать на этапе объяснения нового учебного материала.Работа ведётся в разли...