Методический доклад (разработка) "Есенин в изменяющемся мире"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Иванова Татьяна Владимировна

Методическая разработка дает представление об организации и проведении уроков в системе НПО по изучению творчества Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_izmenyaetsya._met._razrabotka_po_eseninu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мир изменяется, ибо неостановим… А как обстоит дело с тем, что однажды остановилось? Что на всегда в потоке времени останется жестко заключенным между двумя обозначившими человеческую жизнь датами: 1895-1925? Даты жизни Есенина. Воспринимая ничтожность заключенного в них срока, мы и с горечью осознаем весь трагизм едва ли не мгновенности человеческого существования. И в то же время радуемся неспособности времени поглотить неповторимое творчество поэта.

Можно проследить, какого Есенина открыло есениноведение за последние сто лет, но эта работа будет очень громоздкой.. Остановимся только на некоторых вариантах трактовки его образа и его творчества.

«Стихи свежие, чистые, голосистые», - запишет в 1915 г. А.Блок. Это, можно сказать, первый отзыв о Есенине. А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине его открытость: «Он был или только казался мне страшно открытым…Читая, Есенин был еще очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновения я чувствовала, что он действительно «все встречает, все приемлет»». С наибольшей полнотой национально-романтический облик Есенина синтезирован в высказывании Б.Пастернака: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобной свободой… Вместе с тем Есенин был живым, бьющим комом той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией.…»

В 20-е годы за Есениным прочно закрепилась репутация «поэта уходящей деревни». Репутация эта усугубляется с выходом в свет сборника стихов «Москва кабацкая». Критики того времени, соглядатаи его жизни писали, что «почти все вечера он проводил в кабаках», что «побил рекорд буйства» и что «кофейные скандалы, один грандиознее другого, следовали непрерывно». Напечатанная уже посмертно поэма «Черный человек». Вызвала и до сих пор вызывает самые противоречивые суждения. Многие в ней видели мотивы болезни, бреда, безумия; «агонию не только писателя, но и человека». Современные же писатели говорят, что содержание поэмы не бред, не бесконтрольная запись галлюцинаций, а высокая художественная условность, с помощью которой можно заглянуть в тайники темных, трагических сторон души. «Ад» Данте, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – порождение той же условности. Поэзия Есенина не представлялась перспективной для СССР.

Однако поэзия Есенина выжила. В 60-80-е годы одна за другой выходят книги о Есенине- Е.Наумова, В.Белоусова, Ю.Прокушева, А.Волкова и другие. Теперь Есенин рассматривается как «поэт-философ, по- своему ответивший на глобальные вопросы бытия», как «живой источник неиссякаемого национального поэтического сознания».

В год 2005 к судьбе и творчеству поэта отнеслись особенно внимательно. Телевидение, газетные и журнальные страницы пестрели материалами, часто противоречивыми, о жизни и творчестве поэта. Были представлены разные точки зрения на жизнь и смерть поэта. Как же современному подростку сориентироваться в потоке информации? Нужно ли вообще формировать собственное мнение о поэте? Где правда, а где ложь? Ответить на эти вопросы, разобраться во множественных версиях, увидеть «своего Есенина» - эта задача стоит перед учителем-словесником. Необходимо так подобрать материал для урока, чтобы не быть назидательным, чтобы помочь учащемуся сформировать свое представление о поэте.

Наиболее полно с этой задачей поможет справиться книга для учителя С.Л.Страшного «Русская поэзия 20 века в выпускном классе». Используя эти методические рекомендации, выработала свою систему уроков, посвященную изучению творчества С.А.Есенина на 2 курсе.

Страшнов советует начинать изучение творчества Есенина с биографии – «все-таки здесь дело имеешь не с многозначными образами, а с фактами, хотя бы и достаточно противоречивыми». Специальный разговор о есенинской судьбе не обязательно делать пространным, поскольку в дальнейшем никак не избежать косвенных возвращений к ней в силу автобиографичности творчества. Все сведения о жизни – в его стихах.

1 урок по изучению творчества Есенина – «Личность и судьба. Раннее творчество» (1 час). Этот урок можно построить по разному – в зависимости от подготовленности группы. Варианты: Учитель сам выразительными мазками набрасывает портрет Есенина-человека, или Учащиеся сами выступают с сообщениями и рефератами, или возможно обсуждение кинофильма по книге В.Безрукова «Сергей Есенин. История убийства». Затем уже идет изучение раннего творчества поэта. Читаем на уроке стихи, анализируем их. Обращаем внимание учащихся на восторженной, мажорной интонации стихов раннего Есенина. Стихи этого периода религиозны, в них обожествляется природа и родина. Подводим учащихся к мысли, что тема Родины, природа занимает ведущее место в творчестве поэта. В ранних стихах поэт хотел бы слиться с родиной, раствориться в природе, «затеряться в зеленях твоих стозвонных». Также здесь обращаем внимание на стихи о животных.

2 урок – «Творчество Есенина после революции» (2 часа). Этот урок лучше построить, как урок комментированного чтения. Сборников поэзии Есенина в учебном кабинете имеется в достаточном количестве, и каждый учащийся имеет возможность видеть текст перед глазами, читает, вдумывается в строки. Для комментированного чтения Страшнов в своей книге советует брать огромное количество стихов, мы же изучаем стихи «Иония», «Небесный барабанщик», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо деду», «Письмо матери», из цикла  «Персидские мотивы», «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая» и некоторые другие.

Обращаем внимание учащихся на основные темы и мотивы творчества поэта: состояние умиротворения вплоть до 1919г., полосе осеннего отчуждения, состояние надлома в душе поэта периода 1920-1923гг, поздней лирике как философской и т.п.

3 урок – «Анна Снегина». Обзор поэмы. Поздний Есенин» (1 час). Данный урок представляется как завершающая беседа по поздней лирике поэта. Интерес для учащихся может представлять так называемый «роман в новеллах»: стихотворения «Русь советская», «Возвращение на Родину», «Неуютная лунная жидкость…», и поэма «Анна Снегина».

В этих произведениях оригинально выражается противоречивое отношение поэта к обновленной России. Произведения выражены в жанре лирического повествования, что позволило поэту, ничего не смыслившему, по его собственным словам, в политике, оказаться трезвее многих. Примирение с социальной действительностью принесло разочарование. Разочарование, как думалось тогда Есенину, прежде всего в себе.

Расставание с миром лирического героя Есенина стало не только грустным или просветленным – оно оказалось долгим и многозначным: со словами прощания и слезами очарования, смертельной усталостью и гробовой дрожью, предсмертными озарениями и надеждой остаться незабвенным. Приемля все, лирический герой и сам не хотел бы исчезнуть из мира бесследно. До конца дней своих Есенин именно жил: менялся, спорил с собой, являл непосредственность и непоследовательность. Тем, таким он и дорог.

В изменяющемся мире остается непреходящим и только все глубже раскрывается неповторимый мир поэзии Сергея Есенина. И как тут еще раз не отменить справедливости слов Н.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Статья на НПК«Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»

Статья на НПК «Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»...

Дети и родители. Социализация детей в изменяющемся мире.

В XXI веке появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. В центре внимания педагога личность человека, его семья....

Социальное благополучие личности в изменяющемся мире.

Доколад посвящённый социальному благополучию личности....

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....