Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Богатырева Ольга Александровна

            К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса декоративно-прикладное искусство отошло на второй план. Поэтому еще острее и актуальнее встает вопрос его изучения, так как он является не только историко-этнографическим источником, но и несет в себе богатейшую художественно-образную информацию, которая отражает разнообразные варианты русского быта, свойственные отдельным регионам России. «Наблюдать умиранье ремесел, - все равно, что себя хоронить». (Арсений Тарковский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-nar-1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Северное окружное Управление образования г. Москвы

ГОУ школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус», САО

П Р О Е К Т

Изучение народного искусства и традиций русского народа

как средство формирования социальной

и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

Руководители:        Богатырева О.А.

                                                                преподаватель ИЗО

Губанова И.Н.

                                                                преподаватель русского языка

и литературы

                                                                Егорова Н.Н.

                                                                педагог ДО

                        

                        

г. Москва

Содержание

1.

Введение.

3

2.

Цели и задачи проекта.

5

3.

Глава I.

Актуальность темы.

Роль изучения народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире.

6

4.

Глава II.

Описание работы.

Основные этапы проектной деятельности.

8

5.

Заключение.

12

6.

Список литературы.

13

7.

Приложения.

14


Введение

        Знакомство с изобразительным искусством и прикладным творчеством связано с окружающим миром, с природой, трудом, желанием заглянуть в будущее и напомнить о прошлом.

        Каждая культура произрастает на своей почве, имеет свою географию, социальную среду и, соответственно, специфическую окраску, - обладает самобытностью. Народ обязан беречь свое  национальное достояние, ибо только в этом случае он сможет  внести в общую сокровищницу народной культуры что-то оригинальное, неповторимое. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество. «Культура тогда жива, когда она становится предметом восприятия, а не лежит в запаснике». (Герасимов С.А. «Культура и воспитание»).

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства -  рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно хранит частицу его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.

        Обучение декоративно-прикладному искусству и народному творчеству органично способствует развитию художественного вкуса и творческого воображения.

        Изучение народного творчества предоставляет возможность решения основных задач обучения кадет изобразительному искусству. Исследование специфики русского народного искусства как особого типа художественного творчества, его многоаспектный анализ, позволяют понять традиции народа, вникнуть в его историю, природное окружение, определить его роль в раскрытии творческой активности учащихся.        Наши современники все в большей степени связывают свои представления о культурных ценностях с ценностями традиционными.

           На протяжении веков народная культура передавалась в семье от старшего поколения к младшему. Дети овладевали ремеслом, праздничной культурой, постигали нравственно-этические нормы от взрослых.

           К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса декоративно-прикладное искусство отошло на второй план. Поэтому еще острее и актуальнее встает вопрос его изучения, так как он является не только историко-этнографическим источником, но и несет в себе богатейшую художественно-образную информацию, которая отражает разнообразные варианты русского быта, свойственные отдельным регионам России. «Наблюдать умиранье ремесел, - все равно, что себя хоронить». (Арсений Тарковский).

        В связи с этим, проблема развития творческой активности кадет в процессе изучения русского народного творчества обретает особую значимость и требует для своего решения более полной теоретической, практической и методической  разработанности.


Цели и задачи

проекта «Изучение искусства и традиций русского народа

как средство формирования социальной

и творческой активности кадет

в изменяющемся мире».

  1. Основной целью данного проекта является формирование социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире на основе изучения народного и декоративно-прикладного искусства.
  2. Изучение культурно-исторического наследия нашей страны.
  3. Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности.
  4. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.
  5. Обучение основам традиционных народных промыслов.
  6. Формирование пространственного представления, художественно-образного восприятия действительности.
  7. Формирование устойчивого интереса к народному искусству, к художественным традициям своего народа.
  8. Эстетическое воспитание учащихся, формирование их духовной культуры и потребности постоянно общаться с народным и декоративно-прикладным искусством.