О традиционной декаде литературы. (Из опыта работы школы №307 Санкт -Петербурга.)
статья (литература) на тему

Мясоедова Галина Валентиновна

Данная статья систематизирует и обобщает опыт работы подготовки и проведения Декады словесности  методического объединения словесников общеобразовательной школы №307 Санкт-Петербурга за последние 10 лет. В статье подробно описан ход  Декады,  конкурсы, которые традиционно проводятся в её рамках, их цели. В конце в качестве приложения дана литературно-музыкальная композиция "Гамлет в русской поэзии и критике" (для 9 класса), которая была использована в последней Декаде словесности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_traditsionnoy_dekade_literatury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

О традиционной Декаде литературы. (Из опыта работы школы №307 Санкт –Петербурга.)

        …1 сентября. Счастливый гомон ребят и учителей перед Домом молодёжи Адмиралтейского района, где начнётся День знаний. Обмен впечатлениями о летнем отдыхе.

        И обязательно вопросы нам, учителям русского языка и литературы: «А когда будет Декада словесности?  А какая тема? А что готовить?»

        И мы понимаем, что жить без этого ребята уже не могут, что Декада стала частью их – и нашей, учительской – жизни и души. И эти вопросы звучат как высшая награда, как признание необходимости такой работы.

        Почему же наши ученики (а их более 700 человек, причём всех ступеней образования – от младших классов до старших) с таким воодушевлением  более десяти лет участвуют в Декаде литературы и готовятся к ней заранее, за несколько месяцев?

        Главная причина, как нам представляется, заключается в том, что каждый из ребят в течение Декады может раскрыть свой творческий потенциал.

        Так, любимым конкурсом у наших школьников традиционно является конкурс литературно-музыкальных композиций и драматических постановок. И здесь наши ученики получают возможность проявить и развить, помимо литературных способностей (совместно с учителем пишут сценарий), артистические, изобразительные (оформляют сцену), музыкальные (подбирают музыкальное сопровождение, поют), ребята также придумывают и изготавливают костюмы.

        В этом учебном году с блеском были показаны такие композиции, как «Вернуться в Россию» (по творчеству Г.Иванова), «Любовь в жизни великих» (по творчеству Ф.И. Тютчева, М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама), «О времени и о себе» (по творчеству В.Маяковского),  «Гамлет в русской поэзии и критике», «Чистейшей прелести чистейший образец» (по биографии Н.Н.Гончаровой), «О дуэли» (по произведениям русских писателей 19 и 20 вв.), «И жизнь, и слёзы, и любовь» (по любовной лирике А.С.Пушкина) и ряд других.

        Что примечательно, ученики (старшеклассники), помимо преподавателей, тоже вовлекаются в процесс судейства. Таким образом, с одной стороны, картина оценивания получается  более объективной, с другой – в этой ситуации наши юные члены жюри приобретают бесценный опыт театральной критики, что позволит им в дальнейшем глубже и лучше разбираться в искусстве театра.

        Блеснуть своим актёрским мастерством школьники могут и в конкурсе «Парад литературных героев». Совместно с учителем ребята выбирают какой-либо литературный персонаж, наиболее          близкий им по духу, пишут текст выступления от имени героя, в котором сообщаются самые интересные и характерные факты его биографии, придумывают костюм, подбирают музыку (по необходимости).

        Интересно, что «герой» во время выступления себя не называет, а представители разных классов (по  3 человека) должны отгадать, что это за персонаж. После выступления ему предстоит своеобразная «защита»: он должен, не выходя из образа, ответить на ряд вопросов, предложенных членами жюри. Все этапы выступления оцениваются.

        В этом году мы увидели капризную, но обаятельную Оксану Н.В.Гоголя, грациозную Багиру Р.Киплинга, отважного Руслана  и  одухотворённую Татьяну Ларину А.С.Пушкина, романтичную Джульетту В.Шекспира, неоднозначную, оригинально представленную Кабаниху А.Н.Островского, Демоническую женщину Тэффи и множество других не менее замечательных «героев».

        В рамках Декады литературы проходит тоже очень популярный в нашей школе конкурс чтецов (его количество участников достигает 70 человек и выше). Нужно заметить, что эта часть Декады является отборочным туром для участия в районном и городском конкурсах мастеров художественного чтения «Живое поэтическое слово». Результатами этой работы гордятся как ребята, так и мы, учителя: наша школа ежегодно занимает лидирующее место в районном конкурсе чтецов.

Впервые в этом году мы ввели конкурс юных журналистов, который привлекает внимание к проблемам и интересам подростков, предоставляя ребятам возможность творчески проявить себя, а педагоги с помощью этого конкурса выявляют и поддерживают талантливых в области журналистики школьников.

         В рамках этого конкурса были предложены такие номинации, как лучший репортаж (рассказ об интересном событии), лучшее интервью, лучшая зарисовка (рассказ об интересном событии), лучший аналитический материал, лучшее письмо в номер (эссе по теме, значимой для автора).

                Проверить свои знания в области литературы младшие школьники могут в игре по станциям, а старшие – участвуя  в литературных викторинах. Ребята готовятся к вопросам, связанным с  биографией писателя, со знанием текстов произведений, с узнаванием героев по рисунку и их репликам, с определением литературоведческих терминов, с соотнесением литературных произведений с музыкальными или с репродукциями картин,  и другим.

        Эти  два вида деятельности объединяют всех участников образовательного процесса и способствуют более успешному усвоению учебного материала.

        По итогам  Декады   литературы     проводится   традиционный             гала-концерт, на котором победители всех конкурсов представляют свои лучшие работы и получают дипломы и ценные подарки.

        Мы перечислили только самые яркие и самые любимые нашими учениками конкурсы Декады. Проводить такие Декады  в нашей школе давно стало доброй традицией. И как здорово, что участников конкурсов становится всё больше, а уровень знаний по литературе и мастерство участников год от года растёт!

                                

                         Систематизировала и обобщила материал        учитель русского языка и литературы  школы № 307        

 г. Санкт – Петербурга   Мясоедова Галина Валентиновна

Приложение к статье 1

Литературно – музыкальная композиция

«Гамлет в русской поэзии и  критике» для 9-ого класса

        Звучит  «Токката и фуга ре минор» И.С.Баха, под музыку ученик в образе Гамлета (первый чтец) исполняет знаменитый монолог из одноимённой трагедии В.Шекспира «Быть или не быть?».

        Далее двое ведущих поочерёдно произносят следующий текст:

        Первый ведущий: Прошло уже больше четырёхсот лет с того времени, когда был написан «Гамлет», но до сих пор не утихают споры вокруг этого имени и Гамлет снова и снова выходит на подмостки и задаёт свой вечный вопрос «Быть или не быть?»…

        Второй ведущий: Русские читатели, зрители, поэты и критики разных поколений приняли близко к сердцу ситуации и проблемы трагедии. Сохраняя свой строгий чёрный костюм, датский принц представал в их глазах то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным…

        Первый ведущий: Первым в русской критике к образу Гамлета обратился  Виссарион Григорьевич Белинский. Он считал  принца человеком, преодолевающим слабость духа: «От природы Гамлет,- писал он, -человек сильный: его желчная ирония, его мгновенные вспышки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде- всё это свидетельствует об его энергии и великости души».

        Второй ведущий: В 1914 году в цикле «Ямбы» Александр Блок поместил стихотворение «Гамлет», в котором показал удивительную преданность Гамлету, слияние с ним. Это трагедия чистой души, столкнувшейся с бесконечным миром зла.

        Второй чтец  исполняет стихотворение А.Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»:

                                Я – Гамлет. Холодеет кровь,

                                Когда плетёт коварство сети,

                                И в сердце – первая любовь

                                Жива – к единственной на свете.

                                Тебя, Офелию мою,

                                Увёл далёко жизни холод,

                                И гибну, принц, в родном краю,

                                Клинком отравленным заколот.

         Первый ведущий: Борис Пастернак сравнил жизненный путь героя с судьбой Иисуса Христа: они оба пришли в этот мир, чтобы пострадать за него. Они оба предчувствовали свою гибель от фарисейства, лжи и предательства.

        Третий чтец исполняет стихотворение Б.Пастернака «Гул затих. Я вышел на подмостки…»:

                                Гул затих. Я вышел на подмостки,

                                Прислоняясь к дверному косяку,

                                Я ловлю в далёком отголоске,

                                Что случится на моём веку.

                                На меня наставлен сумрак ночи

                                Тысячью биноклей на оси.

                                Если только можно, Авва Отче,

                                Чашу эту мимо пронеси!

                                Я люблю твой замысел упрямый

                                И играть согласен эту роль.

                                Но сейчас идёт другая драма,

                                И на эту роль меня уволь!

                                Но продуман распорядок действий,

                                И неотвратим конец пути.

                                Я один, всё тонет в фарисействе.

                                Жизнь прожить – не поле перейти.

        Второй ведущий: Владимир Высоцкий видел трагическое одиночество мятежного Гамлета, которому противостоит весь мир, и даже любимая.

        Четвёртый чтец исполняет стихотворение В.Высоцкого «Мой  Гамлет»:

                                Мне судьба – до последней черты, до креста

                                Спорить до хрипоты, а за ней – немота.

                                Убеждать и доказывать с пеной у рта,

                                Что не то это всё, и не тот, и не та!

        Первый ведущий: Давид Самойлов, советский поэт, объяснял промедление героя приверженностью идеям гуманизма.

        Пятый чтец исполняет стихотворение Д.Самойлова «Врут про Гамлета…»:

                                

Врут про Гамлета, что он нерешителен.

Он решителен, груб и умён.

Но когда клинок занесён,

Гамлет медлит быть разрушителем

И глядит в перископ времён.

Не помедлив, стреляют злодеи

В сердце Лермонтова или Пушкина.

Не помедлив, бьёт лейб-гвардеец,

Образцовый, шикарный воин.

Не помедлив, бьют браконьеры,

Не жалея, что пуля пущена.

Гамлет медлит, глаза прищурив

И нацеливая клинок.

Гамлет медлит. И этот миг

Удивителен и велик.

Миг молчанья, страсти и опыта,

Водопада застывшего лик.

Миг всего, что отринуто, проклято,

И всего, что познал и постиг.

Ах, он знает, что там, за портьерой,

Ты, Полоний, плоский хитрец.

Гамлет медлит застывшей пантерой,

Ибо знает законы сердец,

Ибо знает законы и следствия,

Видит даль за ударом клинка,

Смерть Офелии, слабую месть её,-

Всё, что будет потом, на века.


                                

        Второй ведущий: Но существует и другой взгляд на Гамлета. В 1860-ом году в своей публичной речи «Гамлет и Дон-Кихот» Иван Сергеевич Тургенев обвинил Гамлета в слабости и эгоизме. Писатель ждал от героя активных действий, а не бесконечного самоанализа, не только противостояния злу, но и решительной борьбы с ним. Он говорил: «Он весь живёт для самого себя, он вечно возится и носится с самим собою, он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением».

        Первый ведущий: Марина Цветаева тоже вписала свою страницу в трагедию Шекспира. В стихотворении «Диалог Гамлета с совестью» она уличает принца в холодности чувств к Офелии, что и стало причиной гибели его возлюбленной.

        Шестой чтец исполняет стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»:

                                - На дне она, где ил

                                И водоросли… Спать в них

                                Ушла, - но сна и там нет!

                                - Но я её любил,

                                Как сорок тысяч братьев

                                Любить не могут!

                                - Гамлет!

                                На дне она, где ил:

                                Ил! И последний венчик

                                Всплыл в приречных брёвнах…

                                -Но я её любил,

                                Как сорок тысяч…

                                - Меньше всё же,

                                Чем один любовник.

                                На дне она, где ил.

                                - Но я её – любил???

                                

                                

        Второй ведущий: Однажды Гамлет сказал: « У меня нет будущности». Оказалось, он ошибся. Гамлетовские сомнения, вопросы, надежды живут в людях. Каждый переходит своё поле, засеянное отчаянием и верой, любовью и злобой. И всё равно, Гамлет - это надежда. Надежда на то, что  такое трудное противостояние миру зла найдёт понимание у потомков.

         Седьмой чтец исполняет стихотворение Б. Окуджава «В земные страсти вовлечённый…»:

                                В земные страсти вовлечённый,

                                Я знаю, что из тьмы на свет

                                Однажды выйдет ангел чёрный

                                И крикнет, что спасенья нет.

                                Но, простодушный и несмелый,

                                Прекрасный, как благая весть,

                                Идущий следом  ангел белый

                                Прошепчет, что надежда есть!

        

        Звучит мелодия Э.Морриконе «Le Vent, Le Cri ».

______________________________________________________________

1  Данная композиция составлена из композиций разных авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ 3 Г КЛАССА (С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ). ШКОЛА № 7, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН.

Занятие разработано для коррекционных классов школьников начальной школы (3 класс), имеющих ментальные нарушения. Это конспект занятия по внеклассной работе, посвященное теме - лето по приметам. Прово...

План работы музея Героя Советского Союза М.С.Харченко школы №104 Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год

Эта публкация может помочь начинающим руководителям школьных музеев в планировании работы...