"Нет, я не Байрон, Я другой." (анализ лирики М. Ю. Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Кандрашкина Анжелика Евгеньевна

 

Цель данного урока:  усвоение знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, анализ  и подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения «Смерть поэта»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury_v_7_klasse_smert_poeta.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 7 классе

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

Цель: проанализировать и подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения «Смерть поэта»

Задачи:

  1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
  2. Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»
  3. Формирование умения анализировать произведение с точки зрения его жанра

Ход урока

  1. Организационный момент урока
  2. Объявление темы урока, целей, запись темы урока в тетрадь

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами 19 века и будем говорить о М.Ю. Лермонтове и его лирике.

                                   Вступительное слово учителя.                            

- Может быть,  кто-нибудь из вас вспомнит факты биографии этого поэта, названия его произведений?

                                         Рассказ учителя биографии М.Ю. Лермонтова

 Учащиеся в тетрадях составляют схему опорных слов рассказа

На доске:

Отец

Мать

Бабушка

Учёба

«Смерть поэта»

Кавказ

Дуэль

   М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. В Москве. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Л. Отвечал ей большой искренней любовью.

Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать – Марья Михайловна – происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. Мать Л. Умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Маленький Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Л. рос болезненные ребёнком, и Е.А. возила его на кавказский воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно владел французским  и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. В четвёртый класс.

Л. учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832г. Из-за участия в бунте студентов против бездарного преподавателя Малова и трений с профессорами Л. был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.  По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Л.  был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Приписанные к нему 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Сражаясь в Чечне, Л. проявил себя как мужественный офицер, за что и был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».

13 июля 1841 г. В Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Л., будучи в весёлом расположении духа, подшутил над своим одноклассником по Школе гвардейских подпрапорщиков Н.С. Мартыновым. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Л. принял вызов.

Доказательством тому, что Л. считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Л.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится до сих пор.

 - Итак, давайте сравним ваши записи в тетради со словами на доске.

    Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»

  1. Слово учителя.

    Невозможно представить рассказ о Л. без упоминания стихотворения, после написания которого поэт проснулся знаменитым. Это стихотворение  - отклик на трагическую гибель Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 года) Л. был болен, когда до него дошла весть о роковой дуэли. О последних днях Пушкина он узнал от лечившего его доктора, который навещал тяжело раненного поэта. Первая часть стихотворения сохранилась в автографе, вторая его часть известна по копиям, в том числе по копии, приложенной к следственному делу «О непозволительных стихах, написанный корнетом лейб – гвардии гусарского полка Л., и о распространении оных губернским секретарём Раевским». Стихотворение разошлось во множестве списков (печатных машинок, ксероксов и т.д. тогда ещё не было); один из них, по свидетельству современников, был доставлен Николаю 1. Лермонтова и его друга – литератора и этнографа Святослава Афанасьевича Раевского, принимавшего участие в распространении стихов, арестовали и отдали под суд. 25 февраля 1837г. По высочайшему повелению был вынесен приговор: «Лейб – гвардии гусарского полка корнета Л. … перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк», и в марте Лермонтов отправляется в действующую армию на Кавказ, где в это время находился данный полк.

- Давайте вспомним, почему был убит А.С. Пушкин.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Вы сейчас услышите это знаменитое стихотворение, ваша задача – представить себя в роли современников Лермонтова: в роли прогрессивно настроенной молодёжи и в роли царя и его приближённых – и ответить на вопрос, какие эмоции должно было вызвать данное стихотворение, почему реакция царя и его приближённых была столь жестокой.

3. Чтение стихотворения учителем.

4. Анализ стихотворения.

  1. На сколько частей можно разделить это стихотворение?
  2. Определите границы первой части,
  • прочитайте её про себя;
  • прочитайте , что о ней написано в учебнике;
  • прочитайте её вслух;
  • Как характеризует Поэта в 1 части Л.? Найдите слова, которые создают его облик.
  • Опишите облик убийцы Поэта словами автора стихотворения. Дайте свой комментарий к этим строкам.
  • Определите тему этой части.
  • Каким тоном написана эта часть?
  • Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?
  1. Определение границ второй части
  • Прочитайте её про себя;
  • Прочитайте, что написано о ней  в учебнике;
  • Каким тоном написана эта часть;
  • Какой художественный приём использует автор? Для чего?

АНТИТЕЗА

  • Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?
  • прочитайте её вслух;
  1. Определение границ третьей части
  • Прочитайте её про себя;
  • Прочитайте, что написано о ней  в учебнике;
  • Почему именно 3 часть, написанная позже, вызвала гнев властей?
  • Найдите наиболее резкие обличительные строки. Против кого они направлены?
  • Комментарий учителя
  1. Обсуждение вопроса, поставленного перед чтением стихотворения.
  2. Обобщение и контроль усвоения.

5. Письменный ответ на один из вопросов:

  1. Как я понял стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?
  2. Чем запомнилось стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?

Итог. – Что нового вы узнали на уроке?

Д/з. наизусть часть стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя.        Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...

Презентация "Любовная лирика М.Лермонтова"

Данная презентация наглядно продемонстрирует особенности развития любовной лирики поэта Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Лермонтова

презентация дополнит урок по лирике М.Ю.Лермонтова...

Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"

Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"...