Тема любви в творчестве русских писателей.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лобанова Елена Геннадьевна

Урок на тему: "Тема любви в творчестве А.И.Куприна". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_2_urok_po_tvorchestvu_kuprina.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема любви в творчестве А.И.Куприна. 

Цели урока:

  • ознакомление с фактами биографии А.И.Куприна;
  • изучение особенностей отражения темы любви в трилогии о любви;

- развитие познавательных навыков учащихся;                                                                                                                                                                                                                        - формирование умений и навыков анализа художественного произведения;                                                                                                  

     -   воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя.

   Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.

   Так что же все-таки такое - любовь?

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. А.И.Куприн не исключение. Так кто же он, писатель Куприн, чье творчество почти полностью посвящено теме любви?

Учащиеся представляют презентацию «Биография А.И.Куприна».

(Приложение № 3)

  Еще в XVII веке Ж.-Б.Мольер писал:

      В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

      Когда бы на земле изгнали мы любовь.

      Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

      А кто не знал любви, тот все равно,

      Что не жил…

   А.И.Куприн любовь считал своим критерием ценности. Он говорил: «Любовь – это самое яркое и понятное воспроизведение моего «я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

 Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, Куприн создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку

влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).

  Сегодня вы состоите в составе  экспертных групп. Каждая группа работает над одним из произведений трилогии, обязанности в группе вы распределены заранее. Наша главная задача – определить особенности отражения темы любви в трилогии.

  Работаем с первой группой.

Повесть «Олеся» (1898г.)

  1. Какую роль в повести играет пейзаж?

 Слайд № 2 и слайд № 3    (Приложение № 4)

  1. Как рисует Куприн образ главной героини?
  2. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

 Слайд № 4 (Приложение № 4)

  1. Как изображает Ивана Тимофеевича?
  2. Какой вы видите в повести любовь Олеси и Ивана Тимофеевича?
  3. Почему они расстаются?
  4. Какие выводы мы можем сделать?

Сдайд № 5, 6 (Приложение № 4)

К работе приступает вторая группа.

Рассказ «Суламифь» (1908г.)

  1. Как изображает Куприн образ главной героини? С кем ее сравнивает и для чего?
  2. Как описывает автор Соломона?
  3. Какие цвета сопровождают героев рассказа?

Слайд № 8(Приложение № 4)

  1. Какую роль в рассказе играет описание звуков и ароматов?

Слайд № 9 (Приложение № 4)

  1. Какой вы видите в рассказе любовь Суламифь и царя Соломона?
  2. Почему их любовь была недолгой?
  3. Какие выводы мы можем сделать?

Сдайд № 10, 11 (Приложение № 4)

3 группаа.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1911г.)

  1. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

Слайд  № 13 (Приложение № 4)

  1. Как описывает Куприн главного героя?
  2. Как изображена Вера Николаевна?
  3. Какой цвет сопровождает Желткова?

Слайд № 14 (Приложение № 4)

  1. Что вы можете сказать о любви Желткова и Веры Николаевны?
  2. Какова роль генерала Аносова в рассказе?
  3. Что помогает княгине Вере понять, что мимо нее прошла большая любовь, о какой только может мечтать женщина?
  4. Какие выводы можно сделать?

Слайд № 15, 16 (Приложение № 4)

(слайды подготовлены учащимися при работе над проектом)

Давайте подведем итог.

В произведениях Куприна любовь представлена следующим образом.

Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья. Чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».

Рефлексия. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.)

Закончите предложения, ответьте на вопросы в предложенных карточках:

– Что нового я узнал, работая над проектом

– Было интересно…

– Урок дал мне для жизни…

– На уроке я работал…

– Своей работой на уроке я…

– Мое настроение…

-  Какое впечатление сложилось у вас о творчестве А.И.Куприна?

(Пока учащиеся  работают с карточками – звучит Соната № 2 Бетховена)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.

2. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.

3. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – С. 157 – 187.

4. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.

5. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1989. – С. 267 – 446.

6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2012. стр. 60-68.

7. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – Изд 2-е. М.: Художественная литература, 1981.

8. Михайлов О.Н. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981. (ЖЗЛ)

9. Лилин В. Александр Иванович Куприн. – Л.: Просвещение, 1975.

10. Шишмаренкова Л.А. Уроки литературы в 11 классе.- Челябинск, 1998.

www.cuprin/ru

www.vevivi.ru/best/

www.school.-essays.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей

Презентация для литературно-музыкальной композиции "Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей". Содержит портреты писателей и поэтов, связанных с нашим краем, рисунки Жуковского, фотографи...

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

Проектная деятельность учащихся на уроках литературы. Тема любви в творчестве русских писателей.

Тема любви в творчестве русских писателей. Социологический опрос....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...