Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Фаркова Галина Вениаминовна

    Знакомство с жизнью и мифами древних славян. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura_5_klass_urok_2.odt31.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Урок внеклассного чтения в 5 классе:      

             «Устное народное творчество. Мир древнего славянина».

    Цели урока: 1) вспомнить понятие «УНТ» ; 2) дать понятие жанра литературы ; 3) познакомить с  некоторыми жанрами УНТ ; 4) определить,для чего создан каждый из них ; 5) познакомить с условиями жизни древних славян,их занятиями и обычаями,богами и духами,которым они поклонялись;6) развивать речь учащихся,обогащать их словарный запас; 7) учить осознанному чтению.

    Оборудование:учебник «Литература 5 класс» (В.Я.Коровина),книга под редакцией Н.И.Девятайки-ной «Мифы народов мира»,игра «Угадай-ка»,книга О.Перовой «Читаем вслух»,распечатки со ско-роговорками,текст мифа о возникновении обычая почитать старших( на каждой парте),книга И.Воронина «Атлас.История Отечества».

                                                                              Ход урока

    I.Орг.момент.

    II.Проверка домашнего задания.

    (слушаем рассказы учащихся,с использованием пословиц об учении,оцениваем,определяем лучшего рассказчика и слушателя,опираясь на памятку «Приёмы слушания» («Русский язык 5 классс» Т.А.Ладыженская)).

    III.Основная часть.

    -Мы не зря заговорили о пословицах.Тема нашего урока: «Устное народное творчество».Ка-

     кие произведения УНТ вам знакомы?

    а) Игра «Угадай-ка».

                                      Игра «Угадай-ка» 5 класс

    Определить,к какому жанру устного народного творчества относится произведение или его отрывок. Поясните,для чего создавалось каждое произведение.

    1. Серый зайка вырвал травку,

    Положил её на лавку.

    Кто травку возьмёт,

    Тот и вон пойдёт!   (Считалка)

          2.  От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)

          3.  Мохнатенькая,усатенькая,

               Молоко пьёт,песенки поёт.

               Кто это?                                (Загадка)

       

          4.   Худой мир лучше доброй ссоры.

    1.                                                (Пословица)

                   

           5.  Пошёл котик на Торжок,                

                Купил котик пирожок.

                Пошёл котик на улочку,

                Купил котик булочку.

                Самому ли съесть

                Или Бореньке снесть?

                Я и сам укушу,

                Да и Бореньке снесу. (Потешка)

           

            6. В некотором царстве,в некотором государстве...

    1.                                                                   (Сказка)

            7.«Лёгок на помине»      (Поговорка)

       

            8.  Во поле берёзка стояла,

                 Во поле кудрявая стояла,

                 Люли,люли,стояла,

                 Люли,люли,стояла .    (Песня)

           

            9.   Лоб что лопата,а ума не богато.  (Пословица)

           10.  Всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь.

    1.  (Скороговорка)

    б) Знакомство с новым материалом ( беседа,работа с кратким словарём литературоведческих терминов в учебнике )

    -Вы без труда определили жанры УНТ. Кто-нибудь из вас может сказать,что такое «жанр ли-тературы»?

    -Прочитаем определение жанра в учебнике на стр. 309.

    -Из какого языка пришло к нам это слово?Что оно обозначает?

    -Жанры УНТ-считалка,скороговорка,загадка,пословица,поговорка,легенда,быличка,былина,

     частушка,анекдот,песня,сказка.

    -Жанр-это форма литературы,требующая от писателя соблюдения особых правил.Как вы ду-      

     маете,какими правилами наши предки руководствовались при создании,например,загадки?

    -Какие загадки знаете вы?

    -Чем отличается жанр скороговорки?

    -У вас на партах распечатки со скороговорками.Прочитайте их.Попробуйте проговорить их

     быстро.Как вы думаете,почему скороговорка так названа?

    -Очень красивы колыбельные песни.Какие колыбельные песни вам знакомы?Прочитаем                 колыбельную в книге Ольги Перовой «Читаем вслух» ( стр.14 )

    -В чём особенность колыбельных песенок?

    -Что такое «пестушка»?В чём отличие этого жанра УНТ от колыбельных песен?

    -Прочитаем пестушки в книге О.Перовой ( стр.8 ).Для чего сочинялись пестушки?

    -Существует такой жанр УНТ как приговорка.Это обращение к мыши,улитке,передразнива-

     ние птиц,слова,приговариваемые при скакании на одной ноге.Познакомимся с приговоркой

     ( стр.12 ).

    -Что такое считалка?Для чего они придуманы?Какие считалки знаете вы?

    -Как вы думаете,почему сейчас пестушки,считалки и др.жанры УНТ не так популярны?Когда

     мы используем их в современной жизни?

    -Существуют и другие жанры УНТ.С ними мы ещё познакомимся в старших классах.Но преж-

     де,я хочу познакомить вас с историей создания произведений УНТ.

    г) Слово учителя.Жизнь древних славян.

    -В 988 году по велению киевского князя Владимира-Красное Солнышко Русь приняла право-

     славное крещение.Веру в единого бога и Иисуса Христа мы переняли от византийцев. До

     крещения Руси мы были язычниками.Язычники-это люди,верящие во множество богов.

         Наши предки назывались славянами.Они жили в небольших селениях.Жилищами им слу-

     жили деревянные избы,крытые соломой или древесной корой.Печи в таких домах топились

     «по-чёрному»:труб в них не было,и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окна и

     двери.Все постройки славян были деревянными.Их «срубали» или «городили».Славянские

     земли всегда вызывали зависть соседей,очень часто нашим предкам приходилось защи-

     щаться от  степных кочевников и др.врагов.Для этого строились особые укрепления вокруг

     поселений.Древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное мес-

     то,укрепленный пункт.

    ( учитель показывает иллюстрацию Бискупского городища в Польше)

    -Всё необходимое для жизни изготавливалось славянами в домашних условиях.С ранних лет

     они умели прясть,ткать,шить,лепить горшки и др.посуду из глины,делать игрушки.Славяне

     умело пользовались топором-им и деревья валили,и дома «срубали»,и изготавливали лю-

     бые хозяйственные мелочи.Например,топором били баклуши-заготовки для деревянных ло-

     жек.Эта работа считалась самой лёгкой-её поручали старикам и детям.Отсюда и выражение

     «бить баклуши».

    -Что оно обозначает теперь?Как называются такие устойчивые сочетания слов в русском

     языке?

    -Рассмотрите иллюстрацию в «Атласе.История Отечества».(стр.10-11)

    -Какими ещё ремёслами занимались наши предки?

    -Да,среди славян были и кузнецы,и гончары,и рыболовы,которые сами вязали рыболовные

     сети.И всё-таки основными занятиями славян были скотоводство и земледелие.Не случайно

     слово «жито»-всякого рода хлеб-родственно в славянских языках слову «жизнь»,а слово

     «скот» означало деньги-количество скота показывало богатство семьи,а животные исполь-

     зовались вместо денег при купле-продаже.

        Славяне не знали,как объяснить,всё,что с ними происходит.Жизнь и труд земледельца во

     многом зависела от природной стихии.Природные явления:ветер,дождь,гром,молнии-славя-

     не считали проявлением гнева или,наоборот,милости богов.Им приносили жертвы в надеж-

     де,что они помогут вырастить хороший урожай,удачно продать товар или одержать победу

     в военном походе.Место,где поклонялись и приносили жертву богам называлось капищем.

        У славян было два главных божества-Перун и Велес.

     Перуна славяне считали своим владыкой(учитель показывает изображение бога)-творцом

     молний,покровителем князей и его дружины.Он распоряжался жизнью людей,в его силах

     было напоить землю дождём или наказать засухой.В особых случаях ему в жертву приноси-

     ли даже людей.

         Велес-покровитель домашних животных,торговли и богатства.В древности его считали

     добрым божеством,но после принятия христианства он превратился в предводителя тёмных

     сил(показываем изображение).

         Почитали славяне не только богов,но и многочисленных духов,которыми они населяли

     леса,реки,поля и даже своё жилище.Это известные вам лешие,водяные,русалки,домовые.

    д) Знакомство с некоторыми языческими обрядами (беседа)

    -Вспомните,слышали ли вы,что нельзя здороваться или прощаться через порог?

    -Видели ли вы в современных домах подвешенную над дверью подкову?

    -Знаете ли вы обычай первой запускать в новую квартиру кошку?

    -Откуда взялось поверье,что о мёртвых плохо не говорят?

    -По представлениям древних славян,души умерших незримо присутствовали в доме и могли

     вмешиваться в дела живых.Услышав про себя плохое,они могли наказать говорящего,нас-

     лав на него болезнь или несчастья.

    -Кошку считали посвященной домовому,по её поведению в новом доме судили,какое будет

     жильё.

    -Подкову славяне вешали над дверью,передавая дом под защиту Даждьбога-Солнца и его

     коней,которые и должны были по поверьям привезти в дом удачу.

    -Не принято здороваться или прощаться через порог,потому что власть домового,хранителя

     мира в доме простирается только до дверей,а за порогом властвуют чуждые силы,которые

     могут вызвать ссору.

    -Теперь это,ребята,бытовые приметы.А в них сохранились обряды и обычаи наших предков.

     Они часть нашей культуры,наша неразрывная связь с предками.Нам важно не растерять

      это кровное наследство.Часто именно из прошлого мы черпаем мудрость и духовные силы.

    е) Чтение и обсуждение мифа о возникновении обычая почитать старших

    -Мне очень хочется познакомить вас с мифом древних славян о том,почему славяне стали

     почитать старших.Миф-это устный рассказ,созданный людьми много тысяч лет назад.В ми-

     фах люди рассказывали о богах и героях,пытались объяснить,откуда произошли мир и лю-

     ди,возникли какие-либо традиции.

       Славяне верили в загробную жизнь,в то,что умершие предки могли помочь или навредить

     живым.У них был страшный обычай.Как только у человека появлялись первые седые воло-

     сы, даже если он был ещё полон сил,его убивали.Считалось,что одряхлевший и ослабев-

     ший человек не сможет,общаясь с богами,оказывать покровительство своим родичам.Жре-

     цы учили:если старший в роду,но ещё крепкий человек,не отправится к богам,то наступит

     страшный голод,весна не придёт на смену зиме,всходы не появятся на полях,весь мир по-

     гибнет.

        По заведенному ритуалу зимой сын сажал отца на сани и вёз его далеко в лес,где остав-

     лял его под деревом.Назад старику дороги не было...Провожали его приговоркой:

                                          Иди на небо и попроси,

                                          Чтобы открыли ворота,

                                          Чтобы освободились дожди,

                                          Чтобы струились ручьи дни и ночи,

                                          Чтобы росли хлеба.

    -Давайте почитаем миф,рассказывающий об этом.

    Вопросы по тексту:

    -Какой обычай лег в основу мифа?

    -В каких русских сказках мы встречаем его отголоски? ( «Морозко» ).

    -Почему человек решил спасти своего отца?

    -Исполнилось ли предсказание жрецов о гибели земли?

    -У кого из селян урожай был особенно богатый?Почему?

    -Почему человек признался в том,что сохранил жизнь отцу?

    -Почему старики стали пользоваться у славян особым почётом?

    -Что сделали люди,чтобы боги не гневались на них за отмену древнего обычая?

    1. Итог урока

    -Понравился ли вам урок?

    -Что нового вы узнали о своих предках?

    -Почему мы должны изучать свою историю?

    -Несколько уроков мы с вами посвятим изучению произведений УНТ.И читая ,мы попробуем

     установить связь между ними и жизнью наших предков.

    1. Домашнее задание:

    -Прочитать статью в учебнике «Устное народное творчество» (стр.7-8).Подготовить её

     пересказ.

    -Индивидуальные задания:подготовить презентации о леших,водяных,домовых и Бабе-Яге.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок( физическая культура и литература) в 3 классе" "Устное народное творчество"

    В основе урока положено устное народное творчество, в частности русские народные сказки, в процессе урока, эти сказки сочетаются с эстафетами и играми, по теме урока....

    Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"

    Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...

    Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....

    Мастер-класс "Устное народное творчество"

    Мастер-класс "Устное народное творчество"...

    Контрольная работа по литературе для 5 класса «Устное народное творчество»

    Контрольная работа по литературе для 5 класса«Устное народное творчество»...