Внеклассное мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
материал по истории

Тишина Вера Петровна

Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .

Задачи: 

-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»

Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .

Задачи: 

-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-
развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.

Оборудование:  Выставка книг, иллюстрации к русским народным сказкам,  презентация,  карточки с заданиями; музыкальное сопровождение, большая книга «Устное народное творчество»).

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, ребята.

- Что означают слова  «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю.
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого пролистаем страницы журнала, который называется «Устное народное творчество».

Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Учитель: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины,  волшебные, бытовые  сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.

Учитель:

 -Какие виды устного народного творчества  вы знаете? ( пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)

-А какое чувство вызывает  у вас, когда читаете, слушаете  пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни. (ответы детей)

Учитель: Берем на наше мероприятие доброту, веселое настроение , активность, внимательность. Соблюдаем следующие правила: не шуметь, не перебивать друг друга. За правильные ответы получаете сердечко.

Чтобы открыть первую страницу журнала, вам нужно выполнить задание. Слайд 1. Буквы и цифры перепутались, нужно определить слово.                        

  Задание 1.    3467П222222о3456с78л09о7676в5647и12356ц135ы1456.                      

                       0000П8979о246г579о0-52в2456о33456р78990к88и8533333

1 страница нашего журнала   называется «Пословицы и поговорки».

   «Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

  Задание 2. Назовите пословицы.

-Назовите пословицы о труде,  за правильный ответ  каждый получает сердечко.

- Назовите пословицы о качествах человека.

Задание 3. «Закончите пословицы». 
Старый друг лучше…(новых двух).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
Ученье свет, …(а не ученье тьма).

Нет друга -  ищи …(а нашёл -  береги).
Труд кормит, … ( а лень портит).

Семь раз отмерь,… ( один раз отрежь).

Задание 4. Конкурс «Расскажи пословицу жестами». Сейчас попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Получаете пословицу, вы её не читаете, а изображаете.

Итак, готовы?  Участник  показывает пословицу, другие её отгадывают и называет.

С книгой жить – век не тужить.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Очень хорошо справились с заданием.  Молодцы!

                                                 Поговорки.

   Каждый участник получает  конверт с заданием. Нужно составить пазл с картинками и словами, чтоб получилась поговорка.

-Здоров как бык.

-Хитёр как лиса.

-Колючий как ёж.

-Труслив как заяц.

-Голоден как  волк.

Слайд 2.Звучит музыка.

- Ребята послушайте, что под эту музыку обычно исполняют? Правильно Частушки.

Частушки наша следующая страница.

     Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

-Сейчас каждый должен исполнить по одной частушки. (Поочередное исполнение). Все получают сердечки.

Слайд3. Определите слово.

С

В

О

К

О

Р

О

Г

К

Р

О

А

2. Учитель листает следующую страницу журнала.

   Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сейчас  вам нужно произнести некоторые из них.
         1.Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

             2.Слишком много ножек у сороконожек

         3.Кошка Крошка на окошке
            Кашку кушала по крошке.

         4.От топота копыт пыль по полю летит.

         5.На дворе трава, на траве дрова.

Молодцы!

Стук в дверь, входит Мальвина, Буратино, Чеполино.

- Ребята, кто эти герои? (ответы детей)

Звучит музыка они исполняет песню.

Картину пишут красками,

У красок яркий цвет.

Жизнь украшают сказками, у сказок дивный свет.

Веселые и грустные,

Но добрые всегда, волшебные, искусные

Живут в них мастера.

Живут герои разные,

 Волнуют нам сердца.

Герои есть прекрасные,

А есть герои зла.

Добро со злом сражается,

Свет побеждает тьму.

Любовь в них прославляется,

Поется гимн ума.

Со сказкой вырастаем мы,

Со сказкою живем,

Мы сказкой вдохновляемы,

Мы сказку в жизни ждем.

Любуемся мы красками

Картинного холста.

Жизнь украшаем сказками,

Которым нет конца!

3.Учитель: мы с вами перелистываем следующую страницу нашего журнала-это «Сказки».

   В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Я уверена, сказку любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

1. Конкурс  « Назови сказку» по фрагменту видеоролика. Дети отгадывают название сказки.
2. Конкурс  «Узнай сказку и её героев» 
1) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)

2) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
3) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)

4) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
5) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал. 
( «По щучьему веленью» )

3. Конкурс  «Вставь недостающие слова и назови сказку»

 1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова: Алёнушка, серый, принеси, ясный, каша, глаза.

Учитель: Лишнее слово:  

Малина, клубника, земляника, смородина, игра.

4.Следующая страница журнала «Игровая»

    В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнём.

Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося: 

"Мои пальчики хороши, а у соседа лучше". 
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. 
Мои плечи хороши, а у соседа лучше; 
Мои уши хороши, а у соседа лучше; 
Мои щеки хороши, а у соседа лучше; 
Моя талия хороша, а у соседа лучше; 
Мои коленки хороши, а у соседа лучше; 
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Молодцы, поиграли , отдохнули.

Учитель: Определите, к какому жанру фольклора относятся данный текст:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка – кот)

5.Следующая страница журнала  называется «Загадка»

Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.

 Темы  загадок  разнообразны:

-Синенькая шубёнка весь мир накрыла. (небо)

-Что вверх корнем растёт?(сосулька)

-По горам, по долам ходит шуба да кафтан.(овца)

- С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

-В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка – прорубь)
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)

- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)

Не часы, а тикает. (сердце)

6. Итог мероприятия.

Учитель: Подсчитаем сердечки. У кого сколько получилось?

-Какое настроение вы сегодня получили на занятии?

-Поднимите красное сердечко кому понравилось мероприятие и синее, кому было скучно.
   Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наша работа по страницам  журнала устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!

Литература.

  1. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Игры и сценарии для внеклассных мероприятий Л. И. Мальцева, А. И. Мальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение "Устное народное творчество"

Конспект урока внеклассного чтения...

Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)

Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)...

Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)

          Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Урок внеклассного чтения "Устное народное творчество" в 9-м классе

Цель урока: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.Задачи.Образовательные:обобщ...