Рассказ Татьяны Толстой "Река Оккервиль"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Шевченко Елена Леонидовна

Презентация к уроку по рассказу Татьяны Толстой "Река Оккервиль" (8 класс, программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_t.tolstoy_reka_okkervil.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действие I . Человек размышляющий Картина 2. Осмысление

Слайд 2

Вопрос перед занавесом Почему люди склонны подменять реальную жизнь иллюзиями, фантазиями, выдуманным миром?

Слайд 3

Что такое иллюзия? Иллю́зия [лат. illūdere обманывать]. Обман чувств, нечто кажущееся. Оптическая иллюзия. || Ср. галлюцинация.). 2. перен. Нечто несбыточное, мечта. Предаваться иллюзиям. Толковый словарь иноязычных слов. http://slovari.yandex.ru/

Слайд 4

Что такое иллюзия? Иллюзия (лат. illusio – обман) - поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Слайд 5

Проблемные вопросы урока Как автор отвечает на вопрос, который прозвучал перед занавесом: почему люди склонны подменять реальную жизнь иллюзиями, фантазиями, выдуманным миром? Что происходит с человеком, отгородившимся от реального мира и погрузившимся в мир иллюзорный? Что испытывает человек, если мир его фантазий сталкивается с реальностью?

Слайд 6

Какие ассоциации вызывает название рассказа?

Слайд 7

Хронотоп рассказа Время – знак зодиака менялся на Скорпиона (24 октября- конец октября) Место – Петербург мокрый, струящийся, бьющий ветром в стекла злой петровский умысел ночные кошмары Как чувствует себя человек в этом мире?

Слайд 8

… извлекал из рваного, пятнами желтизны пошедшего конверта Веру Васильевну. Какой эффект достигается при использовании метонимии ?

Слайд 9

Метонимия Метонимия - переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними.

Слайд 10

Просмотрите второй абзац. Как меняется мир героя, когда он слушает голос Веры Васильевны? Послушаем и мы этот романс.

Слайд 11

Героиня

Слайд 12

Мир героя 1. Какие детали рисуют быт Симеонова ? 2. Чем занимается? 3. Как относится к одиночеству? 4. Каков он? Что является основным в характере этого человека? 5. Почему он не решается посетить так привлекающую его в воображении конечную остановку трамвая с названием «Река Оккервиль »? 6. Взаимоотношения с Верой Васильевной. Каковы их чувства друг к другу? 7. Какую роль играет в рассказе Тамара? 8. В каких двух мирах существует герой?

Слайд 13

Тамара Какую роль играет в рассказе Тамара? Как Симеонов относится к ней? Что говорит о Симеонове странное отношение к Тамаре?

Слайд 14

МИР СИМЕОНОВА Река Оккервиль Вера Васильевна Голубой туман Перевод ненужной книги с редкого языка Пир на расстеленной газете Семья расставляет западнями чашки и блюдца Тамара

Слайд 15

Река Оккервиль «… не надо разочаровываться , ездить на речку Оккервиль , лучше мысленно обсадить ее берега длинноволосыми ивами…» «…только река Оккервиль , сужаясь и расширяясь, течет и никак не может выбрать себе устойчивого облика ». «на этом Оккервиле всегда что-то тревожное с небом, - как беспокойно мечутся прозрачные , прирученные тени нашего воображения , когда сопение и запахи живой жизни проникают в их прохладный, туманный мир!»

Слайд 16

Выбор героя Почему ему стало тяжело, когда он случайно узнаёт о том, что Вера Васильевна жива? Почему, приняв решение увидеться с Верой Васильевной, Симеонов хочет видеть ее старой, одинокой, несчастной?

Слайд 17

Разочарование героя «Она предала его. Или это он предал Веру Васильевну?» Защищает ли Симеонов свои мечты? Пытается ли он изменить свою жизнь?

Слайд 18

МИР СИМЕОНОВА Река Оккервиль Вера Васильевна Голубой туман Перевод ненужной книги с редкого языка Пир на расстеленной газете Семья расставляет западнями чашки и блюдца Тамара Вера Васильевна

Слайд 19

Ваше мнение Что могло бы изменить жизнь Симеонова ? Мог бы Симеонов найти счастье в реальной жизни?

Слайд 20

«Мне интересны люди „с отшиба “, то есть те, к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки ? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил ». Т.Н. Толстая

Слайд 21

Домашнее задание Выучите наизусть стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука…». Найдите созвучие рассказа Т.Толстой стихотворению Поля Верлена. Стр. 163.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне

Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ....

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Урок литературы в 11 классе «Путешествие в Равенну» по рассказу Татьяны Толстой "Смотри на обороте"

Духовное и нравственное в рассказе Татьяны Толстой " Смотри на обороте"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Путешествие в Равенну» по рассказу Татьяны Толстой "Смотри на обороте"

Презентация содержит иллюстрации к рассказу Т. Толстой "Смотри на обороте"...

Обучающий тест по рассказу Татьяны Толстой «Петерс»

Цель обучающего теста по рассказу Татьяны Толстой заключается в следующем: 1) проверка знания текста изучаемого произведения учащимися; 2) углублённая работа с текстом произведения; 3) работа над проб...

Пространственно-временные отношения в рассказе Татьяны Толстой «Милая Шура»

В данной статье рассматривается рассказ Татьяны Толстой "Милая Шура" с точки зрения функционирования в нем пространственно-временных отношений....