Календарное планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Литература 5 класс. Под редакцией В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie_po_literature_v_5_klasse.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тематическое планирование по литературе в 5 «А» классе

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Практические работы

ИКТ

Введение. (1 час)

1. Роль книги в жизни человека и общества.

Урок  первичного предъявления новых знаний

Составить план статьи учебника. Выразительное чтение, личное отношение к прочитанному.

2. Устное народное творчество.

Русские народные сказки. Виды сказок. Их особенности.

Урок формирования первичных предметных умений

Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.

Различение видов сказок, контрольные вопросы.

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.

3. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

Урок применения предметных умений

 Чтение, работа по тексту. Поиск незнакомых слов и определение их значения при помощи словарей и справочной литературы

Создание иллюстраций к сказке.

Презентация учителя, аудиозапись.

4. Народные идеалы в сказке «Царевна – лягушка»

Урок применения предметных умений

Чтение, работа по тексту. Составление плана. Участие в коллективном диалоге.

Самостоятельная работа

Презентация  учащегося.

5. Волшебная героическая сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

Комбинированный урок

Выявление в сказке разных видов художественных образов( образ человека, природы, образ животного, образ предмета). Нравственная оценка героев.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану.

6. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

Урок применения предметных умений.

Сочинение собственной сказки. Устное иллюстрирование.

Сочинить сказку, соблюдая структуру жанра.

7. Возникновение древнерусской литературы. Летопись как жанр древнерусской литературы.

Урок формирования первичных предметных умений.

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Пересказ сюжетов древнерусских летописей.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи фольклора.

8. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру».

Комбинированный урок.

Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов по словарю. Участие в коллективном диалоге.

Анализ стихотворения по плану.

Презентация учащихся

9. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра.

Урок формирования первичных предметных умений

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Составление вопросов к басне. Выразительное чтение басен ( в том числе по ролям и наизусть).

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Участие в коллективном диалоге.

Составление таблицы «Рода и жанры литературы».

10-11.И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Уроки применения предметных умений.

Выявление особенностей басенного жанра.

Презентация учителя

12-13. «Свинья под  дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок».  Осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.

Уроки применения предметных умений.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

14-15. В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».

Комбинированные уроки.

Устные ответы на вопросы. Восприятие и выразительное чтение сказки.

Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки.

Презентации учащихся

16. Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.

Комбинированный урок.

Восприятие и выразительное чтение баллады. Участие в коллективном диалоге.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада.

17. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

Урок применения предметных умений.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя)

Выразительное чтение наизусть.

Презентация (ученики)

18-19. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Уроки применения предметных умений.

Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге.

Создание иллюстраций.

Просмотр  клипа по прологу.

20. Контрольная работа

или тестирование.

Контрольный урок

Самостоятельная работа учащегося.

Тестирование по творчеству

И.А. Крылова,

 В.А. Жуковского,   А.С. Пушкина.

21-22. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

Комбинированный урок

Составление вопросов к сказке. Составление устных и письменных характеристик героев.

Характеристика героев.

Просмотр отдельных эпизодов сказки.

23.  Сходство и различие литературной пушкинской сказки и народной сказки.

Урок применения предметных умений.

Участие в коллективном диалоге. Сопоставительный анализ литературной и народной сказок.

Ответ на проблемный вопрос.

24. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

Урок-игра

Игровые виды деятельности (игра).

Инсценирование фрагментов сказок. Составление викторин к сказкам.

Использование аудиозаписей, демонстрация иллюстраций к сказкам.

25-26. Русская литературная сказка. Антоний Погорельский« Черная курица, или подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Комбинированные уроки

Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы.

Защита собственных иллюстраций.

Презентация учащегося

27. В.М. Гаршин «Attalea Priceps». Героическое  и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Комбинированный урок

Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.

Составление отзыва о литературной сказке.

Презентация учителя.

28. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».

Урок применения предметных умений.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения.

Обучение выразительному чтению стихотворения.

Презентация учащегося. Аудиозапись.

29. «Бородино»: художественный анализ текста.

Урок применения предметных умений.

Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение наизусть. Поиск незнакомых слов и определение их значения при помощи словарей и справочной литературы.

Подбор цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора» и т.д.

30. Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».

Комбинированный урок.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей    

(по выбору учителя)

Презентация

31. Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место»

Урок применения предметных умений

Различные виды пересказов. Сопоставление реальных и фантастических эпизодов. Участие в коллективном диалоге.

Создание иллюстраций.

32-33. Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге».

Комбинированные уроки

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Устный рассказ о поэте.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном

(И.Е. Репин. «Бурлаки»).

Презентация

34. Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Урок применения предметных умений

Анализ различных  форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Создание собственных иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова.

Аудиозапись (фонотека).

35-36. И.С.Тургенев: детство, начало творческой  деятельности. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Уроки применения предметных умений.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Устный рассказ о писателе.

Инсценирование фрагментов повести

Презентация учащихся

37. История отношений Герасима и Татьяны.

Урок  решения практических и проектных задач.

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

Проект: «словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков».

38-39. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства.

Уроки Р/Р(подготовка к написанию сочинения).

Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика.

Контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1.Каковы друзья и враги  Герасима?

2. В чем вина и в чем беда барыни?

40-41. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Комбинированные уроки.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Участие в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы.

Подбор цитат по заданной теме.

Презентация учителя. Аудиозапись.

42. Жилин и Костылин – два характера, две судьбы

Урок применения предметных умений.

Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа. Составление плана.

Определение роли сравнений в рассказе. Обучение анализу эпизода рассказа.

43-44.Урок развития речи. Как работать над сочинением по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник».

Урок Р/Р

Составление плана сочинения, подбор рабочих материалов. Составление плана характеристики героев.

Подбор цитат по выбранной теме.

45-46.Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Контрольный урок.

Письменная работа.

Работа над сочинением.(К/С)

47-48.Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

Урок решения практических и проектных задач.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Выразительное чтение рассказов ( в том числе по ролям). Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).

Презентация учащихся

49-50. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

Комбинированные уроки.

Характеристика и нравственная оценка героев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Инсценирование рассказов. Создание собственных иллюстраций к рассказу

51-52. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Лирика Ф.И. Тютчева. Образы природы в русской поэзии XIX века. 

Урок- соревнование

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Обучение анализу стихотворения.

Презентация учащихся. Аудиозапись.

53-54.Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова и др.

Комбинированные уроки

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Аргументы своего мнения с помощью цитат.

Презентация учащихся. Аудиозапись.

55-56. Обучение сочинению по анализу художественного текста  (из русской поэзии 19 века)

Уроки  Р/Р

Письменная работа. Обучение анализу стихотворения.

Д/С

57-58. И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

Комбинированные уроки.

Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный рассказ о писателе.

Обучение анализу эпизода.

Прослушивание аудиозаписи.

59-60. В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Урок применения предметных умений.

Поиск сведений о писателе  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Выразительное чтение повести по ролям. Устные ответы на вопросы.

Подбор цитатных примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

61.Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Комбинированный урок.

Работа над коллективным учебным проектом.  Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести

Проект: «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

62-63. Р/р Классное сочинение

Урок Р/Р.

Письменная сравнительная характеристика героев.  Составление плана самостоятельного высказывания.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3. Что помогло Васе и  его отцу прийти от вражды к пониманию?

4.Почему у Маруси и Сони два разных детства?

64-65.С.А.Есенин. Стихи о природе.

Комбинированные уроки

Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Работа со словарем литературоведческих терминов.

 Обучение анализу стихотворения. Создание иллюстраций к стихотворениям.

Презентация учащихся. Аудиозаписи.

66-67.П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы. Образ хозяйки медной горы.

Уроки применения предметных умений.

Поиск сведений о писателе  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Выразительное чтение повести по ролям. Устные ответы на вопросы. Анализ эпизода произведения.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Обучение анализу эпизода.

Презентация учителя. Аудиозапись

68-69. К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Комбинированные уроки

Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказов. Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Участие в коллективном диалоге.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки. Выявление фольклорных образов сказки и определение  их художественной функции.

70.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы.

Урок применения предметных умений.

Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов. Различные виды пересказа.

Инсценирование фрагментов сказки. Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников.

Просмотр отрывков из мульт. Фильма.

71-72. Художественные особенности драма-тической сказки Маршака. Юмор в сказке.

Контрольные уроки

Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Письменный ответ на вопрос.

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
  2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

73-74. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

Комбинированные уроки

Подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев.

Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.

75-76. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Комбинированные уроки

Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы ( с использованием цитирования).

Подбор цитат, иллюстрирующих черты характеров героев.

Прослушивание аудиозаписи.

77. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.

Урок применения предметных умений.

Нравственная оценка героя рассказа.  Защита своих иллюстраций и презентаций. Анализ различных форм авторской позиции.

78-79. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева)

Уроки Р/Р

Составление письменного ответа на проблемный  вопрос.

К/С Письменный ответ на проблемный  вопрос.

                               

80-81. Писатели улыбаются (1ч)

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

Комбинированные уроки

Рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов.

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного.

Прослушивание аудиозаписи. Презентация учителя и ученика.

82-83. «Ради жизни на Земле…» (1ч)

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Уроки применения предметных умений.

 Краткий рассказ о поэтах и их военной  биографии. Выразительное чтение стихотворений ( в том числе и наизусть). Устный и письменный анализ стихотворений.

Обучение анализу стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Прослушивание аудиозаписи.

84-85. Произведения о Родине и родной природе (1ч)

Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина,  Н.Рубцова, Дон-Аминадо.  

Уроки решения практических и проектных задач.

Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

Презентации учащихся.

86. Стихотворения Д.Кедрина и А. Прокофьева.

Урок решения практических и проектных задач.

 Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Продолжение работы над проектом. Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В.М. Васнецова «Аленушка»)

Презентация учителя Прослушивание аудиозаписи.

87-88.Классное сочинение «Дети войны».

Контрольные уроки.

Составление письменного ответа на проблемный  вопрос.

Контрольная работа.

89. Зарубежная литература. Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя.

Комбинированный урок

Поиск сведений о писателе  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Выразительное чтение .

Создание собственных иллюстраций.

90-91. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Уроки внекл. чтения

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Составление викторины к произведению.

92-93. Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Комбинированные уроки

Защита собственных иллюстраций. Характеристика героев по плану.

Инсценирование фрагментов произведения.

Просмотр отдельных эпизодов художественного фильма

94. «В поисках Кая».

Урок-путешествие

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Составление викторины к произведению.

95-96. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте.

Уроки применения предметных умений.

Поиск сведений о писателе  с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

 ( под руководством учителя). Выразительное чтение .

Создание собственных иллюстраций .

97-98. М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя.

Комбинированные уроки

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Создание собственных иллюстраций.

Просмотр отдельных эпизодов художественного фильма.

99-100. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя.

Уроки решения практических и проектных задач.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

Прослушивание аудиозаписи.

101-102. Итоговые уроки.

Уроки решения практических и проектных задач.

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование по литературе для 5 класса (к учебнику Бунеевых)

Материал содержит календарное планирование по литературе для 5 класса к учебнику Бунеевых....

Учебная программа и календарное планирование уроков литературы в 9 классе коррекционного VII вида

Учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 2 часа в неделю...

Календарное планирование по литературе 7 класс ФГОС

Календарное планирование по литературе для 7 класса (ФГОС)...

Календарно - планирование по литературе в 9 классе

Планирование к учебнику литеатуры под редакцией В.Я.Коровиной, 9 класс...

Рабочая программа и календарное планирование по литературе 8 класс

Рабочая программа и календарное планирование по литературе 8 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...