Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Печказова Светлана Петровна

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; развивать умение самостоятельно мыслить, доказательно высказывать своё мнение,  воспитывать интерес к истории и литературе родной страны; воспитывать патриотические  чувства в детях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе
в 5 классе

Автор:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Печказова Светлана Петровна

Тема урока:

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение  массового героизма русских солдат в Бородинском сражении.

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова                   «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; развивать умение самостоятельно мыслить, доказательно высказывать своё мнение,  воспитывать интерес к истории и литературе родной страны; воспитывать патриотические  чувства в детях.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, альбом фотографий «М.Ю.Лермонтов. Выставка в школе», список непонятных слов с иллюстрациями, карта «Отечественная война 1812 года», репродукция картины П.Гесса «Сражение при Бородине, 26 августа», репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо «Бородинское сражение», репродукция картины В.В.Верещагина «Конец Бородинского сражения»,   тематическая выставка книг, учебники; тетради, ТСО (проигрыватель, фонохрестоматия).

Межпредметные связи: воспользоваться знаниями учащихся об Отечественной  войне 1812 года, о Бородинском сражении, полученными на уроках истории.

Эпиграф: Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

                                                    М.Ю.Лермонтов

ХОД   УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том,  что история нашей страны отражается на страницах литературы.

– О каком историческом событии мы говорили  на предыдущих уроках? (Об Отечественной  войне 1812 года.)

– Какие произведения, посвящённые Отечественной войне 1812 года, вам известны? (обращение к тематической выставке книг: Л.Н.Толстой «Война и мир», Д.Давыдов «1812 год. Отрывок и дневника», Ф.Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и др.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  в котором изображен подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. Тема нашего урока так и называется: «М.Ю.Лермонтов. Бородино». Изображение  массового героизма русских солдат в Бородинском сражении»,  а эпиграфом я предлагаю строчки из этого стихотворения:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(Учащиеся записывают в тетрадь тему и эпиграф урока)

  1. Слово учителя о поэте сопровождается показом фотографий из альбома «М.Ю.Лермонтов. Выставка в школе».

–Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Что знаете вы о поэте?

М.Ю.Лермонтов родился в Москве. Очень рано у него умерла мать, и мальчика воспитывала бабушка Е.А.Арсеньева. Детство будущего поэта прошло в имении Тарханы близ Пензы.  

Бабушка заботилась о воспитании и образовании внука и приглашала к нему лучших учителей. В детстве Лермонтов любил слушать рассказы и песни о волжских разбойниках, о войне с французами, о пожаре в Москве. Гувернёром мальчика был  француз Жан Капэ, который часто вспоминал о походах Наполеона, интересно рассказывал об исторических событиях 1812 года.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, бабушка решила переехать в Москву, чтобы подготовить внука к вступительным экзаменам в университет. Лермонтов был потрясён красотой Москвы и сразу полюбил этот город. Особенно мальчика поразил Кремль – живописные соборы, дворцы и старые башни с зубчатыми стенами. Во всём чувствовалось дыхание старины и истории великого народа.

В 19 лет Лермонтов поступил в Московский университет, но не закончил его, он переехал в Петербург и, окончив военную школу, стал офицером гвардейского полка.

Писать стихи Лермонтов начал рано – примерно в 13 лет. Но очень долго мальчик-юноша не хотел печататься – ему все казалось, что он ещё не написал ничего хорошего.

В начале 1837 года Лермонтов написал стихотворение  «Бородино». Он хотел показать его Пушкину и узнать оценку великого поэта. Но сделать этого Лермонтов не успел: Пушкин погиб на дуэли. Горе Лермонтова  было безгранично – он любил и почитал Пушкина выше всех поэтов мира. Лермонтов не мог молчать и написал стихи «Смерть поэта», полные ненависти и презрения к убийцам Пушкина. За эти стихи правительство сослало Лермонтова на Кавказ, надеясь, что он погибнет во время войны с горцами. Но ему была уготована другая смерть;  27 июля 1841 года он был убит на дуэли в неполные 27 лет.

Творчество Лермонтова – одна из ярких страниц русской литературы. В его мастерстве мы убедимся и сегодня на уроке, знакомясь со стихотворением «Бородино».

5. Беседа.

 – Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино произошло генеральное сражение.)

– Почему это сражение получило название «Бородинское»? (Так называлось село, которое находится в 124 км. от Москвы.)

– Что еще вам известно об этом событии из курса истории?

6. Сообщения  подготовленных учащихся об исторических событиях Отечественной войны 1812 года, обращение к карте «Отечественная война 1812 года».

В июне 1812 года огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию. Французская армия вдвое превосходила русские войска, и они вынуждены были отступать. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились.

Чем дальше заходил он в глубь страны, тем меньше у него оставалось войск, а разгромить русских так и не удавалось. Недалеко от Москвы, когда силы противников сравнялись, командующий русской армией Кутузов решил дать бой.

Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов не случайно выбрал бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нём могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву – обе смоленские дороги (обращение к карте).

Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу.

Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск  защищала Курганная  батарея, которой командовал генерал Н.Н.Раевский. потому её называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семёновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления – флеши. Которые защищали солдаты генерала П.И.Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

План Наполеона заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу прорвать фронт, выйти в тыл русским. Оттуда нанести удар по центру и  уничтожить всю русскую армию. Так Наполеон выигрывал обычно сражения.  Однако этим планам не суждено было осуществиться. Недаром сам Наполеон говорил впоследствии, что Бородинское сражение было самым ужасным из всех его сражений. «Французская армия разбилась о русскую»- так метко сказал участник битвы Генерал А.П.Ермолов. Сражение началось на рассвете. Самыми ожесточёнными местами битвы были  Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен, и батарея Раевского.  

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Страшную картину представляло собой Бородинское поле.  Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Никогда ещё завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но,  как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русскиё полки. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна.

Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Лев Николаевич Толстой писал: «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 555-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Именно Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило её наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

7. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.

В тексте стихотворения вам встретятся слова, значение которых я просила вас выяснить дома, пользуясь словарём. В основном это слова иноязычного происхождения, слова военной терминологии, ведь речь пойдёт именно о военных событиях1812 года. (Учитель демонстрирует иллюстрации к словам, показывает, как выглядела русская армия и армия французов. См. «Детская энциклопедия»).

доля – судьба, участь;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

досадно –  обидно, неприятно;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

ликовать –  радоваться;                                            

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

заутра –  утром следующего дня;

уланы, драгуны – солдаты конных полков;

басурманы – враги.

8. Прослушивание грампластинки с  записью стихотворения в исполнении артиста Виктор Зозулина.(Дети следят по учебнику).

9. Анализ стихотворения. Вопросы на восприятие. Работа с иллюстрациями.

– Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение? (Бородинскому сражению)

– Стихотворение написано а 1837 году. Сколько лет прошло со дня Бородинской битвы? (25 лет)

Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? (Диалог)

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц.))

–  Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат)

– Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует?  (Любознательный молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он  хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.)

– Каким вы себе представляете старого солдата? (Это бывалый солдат-артиллерист, участник событий войны 1812 года, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, рядовой солдат, смело сражавшийся за свое отечество.)

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он  ничего не выдумывает, не приукрашивает события – он рассказывает настоящую правду.)

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит  об их судьбе? («Богатыри… Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…»)

– Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам? (Боевых товарищей было много. Все одинаково храбро сражались за Родину. Именно безымянные герои Бородина завоевали победу. Солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени друзей-однополчан. Неважно, как их звали, важно – как они сражались.)

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны? (Воины – люди отважные и самоотверженные – рвались в бой за родину. «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»)

– Прочитайте описание ночи перед боем.

– Как вели себя французы? (Французы были уверены в своей победе, но их радость оказалась преждевременной: Россия не покорилась Наполеону и его захватнической армии.)

– Чем занимались перед боем русские солдаты? (Русские солдаты молча, даже как-то торжественно готовились к предстоящему сражению. Наступал грозный и решительный час. Ожидая его, русский лагерь затих, готовя все силы для схватки с врагом.)

– Кого вспоминает старый солдат? Опишите полковника своими словами. (Смелый, мужественный, преданный царю и отечеству солдат, героически погиб («сражен булатом»), защищая родину.)

– Какое напутствие  дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали? (И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.)

–Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя?  (Французы двинулись, как тучи… Уланы, драгуны  промелькнули… Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… Ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… Земля тряслась… Смешались в кучу кони, люди…)

– Что вы слышите во время боя? (Звучал булат, картечь визжала… И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...)

– Какое настроение в русской армии?  Что делают французы? (Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны И отступили бусурманы –  Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.)

– Старый солдат с горечью и гордостью вспоминает своих былых товарищей? Как он их называет? («Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».)

– Можно ли сказать, что рассказчик и сам был богатырём, могучим, лихим  человеком? (Старый солдат сам был участником Бородинской битвы, он никогда не говорит «я», но всегда говорит «мы». Он – часть солдатской массы, защищавшей Россию от Наполеона.)

– Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.)

– Найдите строчки, которые доказывают, что и молодые солдаты, и новые поколения не забудут подвиги русского народа в Отечественной войне 1812 года. (Обращение к эпиграфу)

– Понравилось ли вам стихотворение? (Да.)

– Чему оно учит? (Быть патриотами, помнить историю России, извлекать уроки из исторического прошлого Родины.)

10. Чтение стихотворения учащимися.

11. Работа с произведениями живописи, посвященными Бородинскому сражению. На каждой командой парте лежат иллюстрации к стихотворению  Бородино».  Задание: подобрать строки из стихотворения, которые соответствуют  эпизодам, изображенным художниками.

12. Игра «Ты – мне, а я – тебе». Ученики задают друг другу вопросы по  содержанию стихотворения «Бородино» и по репродукциям предложенных картин.

13. Подведение итогов урока.

– Подумайте, можно ли сказать, что Лермонтов создал стихотворение – поэтический памятник русскому воинству?

– Какие качества воплотились в этом памятнике?

– Каким мы видим защитника Родины? Может ли он служить примером для всех поколений?

– Какие новые черты личности М.Ю.Лермонтова открылись тебе после прочтения стихотворения «Бородино»?

14. Объяснение домашнего задания:

выразительное  чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

составить цитатный план стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Урок литературы в 7 классе.Тема: "Бородино" М.Ю.Лермонтова и "Полтава" А.С.Пушкина. Сцены боя. сравнительный анализ."

Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся знакомятся со сравнительным анализом лирического произведения. Считаю такую форму актуальной, поскольку итоговая аттестация по ли...

Героизм русских солдат в битве при Бородино. 5 класс

Разработка урока. М.Лермонтов. "Бородино" 5 класс...

Презентация к уроку литературы.Тема: М.Ю.Лермонтов "Бородино". "Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова"

Данная презентация предназначена  для проведения урока литературы в 5 классе по теме: М.Ю. Лермонтов "Бородино".Использованы репродукции картин о Кавказе,написанных самим Лермонтовым М.Ю., ...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...