Героизм русских солдат в битве при Бородино. 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Вольникова Елена Валентиновна

Разработка урока. М.Лермонтов. "Бородино" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_5_klborodino.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 5 классе

Героизм русских солдат

в битве при Бородино

Подготовила

учитель МОУ сош №1 ст. Выселки

Е.В. Вольникова

ст.Выселки 2010 год

Цель урока: осмысление содержания стихотворения;

                        - воспитание уважения к великому прошлому страны;

                        - наблюдение за развитием сюжета и поведением героев;

                       - проверить навыки выразительного чтения стихотворения.

Оборудование: 1) портрет поэта М.Ю. Лермонтова

                                2) иллюстрации к стихотворению «Бородино»

                                3) DVD- диск «Литература 5-6 классы»

Оформление доски: строфа, сравнение, эпитет, диалог, монолог

   

I.Организационный момент.

Приветствие гостей урока

II. Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением русского поэта М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- Какому событию посвящено это стихотворение?

-Что вы знаете о войне 1812 года?

III. Проверка домашнего задания и анализ стихотворения.

- Дайте определение термину строфа.

1. Чтение учеником строф 1-2

- Что представляет собой начало произведения?  ( диалог молодого  и старого солдата )

- Каким термином принято называть речь одного человека? ( Монолог)

- Каким вы представляете себе старого солдата? Давайте обратимся к иллюстрациям. ( Прос- мотр DVD диска)

2. Чтение учеником строф 3-4

- О каком поле идёт речь? ( Бородинское поле)

-Какие  слова в этих строфах являются главными?  ( Уж постоим мы головою за родину свою)

- К чему готовы русские солдаты?        ( К смерти ради освобождения страны)        

3.Чтение учеником строф 5-6

- Как настроены противники накануне сражения? ( Французы ликуют, русские солдаты молча, спокойно готовятся  к предстоящему бою)

- Чем вы можете объяснить ликование французов? ( Предшествующими победами)

4. Чтение учеником строф 7-8

- Как солдат относился к своему командиру?         ( С уважением и любовью)

- Какие слова помогают понять это отношение? ( наш, жаль)

Просмотр иллюстраций

5.Чтение учеником строф 9-11

- О чём говорится в прочитанном отрывке? ( О третьем дне сражения)

- Как можно озаглавить этот отрывок? ( Бой)

   Этот эпизод очень динамичен. Найдите слова, которые помогают автору передать стремительность движения.  (Летучий, двинулись, промелькнули, побывали, носились, пролетать, смешались, слились)

- Какие ещё выразительные средства использует автор для передачи сцены боя? (сравнения)

Просмотр иллюстраций, DVD

-Какие чувства возникают у вас при просмотре иллюстраций и прослушивании отрывка? (Страх)

-Как вы думаете, солдатам было страшно и что помогло им победить страх?

(Когда человек становится причастным к общему благому делу, он преодолевает страх)

6. Чтение учеником строфы 12

- В стихотворении дважды повторяется фраза «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри- не вы.»

- С каким чувством произносит эти строки старый солдат? (Сожалением, сомнением)

-Докажите старому воину, что он напрасно сомневался в последующих поколениях русских солдат.

IV. Итог урока

- Кому посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова?        

- Какие качества русских солдат прославляет поэт?

V. Домашнее задание

Прокомментировать письменно фразу «Да, были люди в наше время…»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мужество и героизм советских солдат при выполнении интернационального долга в Афганистане

Вечер на тему «Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане»....

Mодель урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...

Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""

Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС....

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины...