М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Черкасских Наталья Геннадьевна

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

по теме:  «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины»

Этап урока

Содержание деятельности

(взаимодействие)

Применяемые методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Виртуаль-ное путешествие в  музей-заповедник Тарханы.

4.Знакомство с текстом произведения.

5. Историчес-кий коммента-

рий.

6.Фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение» (стихотворение «Бородино»)

7.Работа с текстом в парах..

8.Чтение наизусть отрывка стихотворения

9. Работа с текстом стихотворе-ния(по груп-

пам).

10.Словарная работа.

11. Погружение в текст.

12.Образы русских солдат.

13. Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата- защитника Родины.»

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.

Просмотр видеофрагмента.

- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени. (ответы обучающихся)

- Что вызнаете о войне 1812 года?

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Проведите  наблюдения за фонетическим строем поэтической речи.

2. Вспомните  термины: ЗВУКОПИСЬ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС.

Работаем над выразительным чтением

.

Сопоставление стихотворения и картины П.Э.Заболотского

«Старый солдат»

-Кто ведёт разговор в начале произведения?

- Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?

- Как вы представляете пожилого солдата? (высказывания учеников)

Работа с иллюстрацией по выбору учителя

- Какие черты характера отразил в портрете художник?

Анализ композиции стихотворения.

- Сколько частей в произведении?

1часть- вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы

2 часть- отступление войск- 3строфа

3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы

4 часть- бой- 10-13 строфы

5 часть- заключение- 14 строфа

- Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины)

- Из кого набирались русские солдаты? (из народа).

- Можем ли мы сказать , что героем является русский народ?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)

. Патриотизм в наше время.

-  А что значит в наше время «быть патриотом»?  (учиться,  работать, служить        в армии..)  «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ- «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

В) От того, насколько наши молодые поколения  будут похожи на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений  М. Ю. Лермонтов.

Выполнение тестового задания.

Слушают.

Работа по учебнику.

Погружаются в атмосферу заповедника, в которой формировалась личность поэта.

Дифференцированная работа учащихся.

Опережающее задание.

Сообщения учащихся.

Слушаем

актерское чтение

стихотворения.

Выписывают заданные тропы из текста.

Взаимопроверка.

Выразительное чтение наизусть..

Восстанавливают словарную статью из словаря литературовед-ческих терминов.

Записывают в тетрадь в 2 колонки.

Работа с текстом стихотворения.

Составление характеристики героев.

Методы  формирования личностных результатов (беседа)

Объяснительно-иллюстративный метод (рассказ учителя)  

Объяснительно-иллюстративный метод

 (демонстрация)  

Объяснительно-иллюстративный метод (беседа)  

Метод  формирования личностных результатов (беседа)

Исследовательский метод (решение задач творческого уровня

Метод контроля (чтение наизусть)

Методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (беседа)

Методы самостоятельной работы учащихся(изучение материалов учебника)

Методы  формирования личностных результатов (беседа)

.

Методы  формирования личностных результатов (беседа)

Метод контроля.

- тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему М. Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино"

Разработка уроков литературы в 5 классе по программе В. Я Коровиной...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Разработка позволяет познакомить не только с прекрасным стихотворением, но и дать представление об Отечественной войне 1812 года.Показать роль Бородинского сражения, в результате которого произошел пе...

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой раб...

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 5кл. по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Слайды презентации сопоставимы с текстом и помогают учащимся лучше представить ...