Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Галактионова Любовь Алексеевна

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arkhiv_zip_-_winrar_2.zip8.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская  средняя общеобразовательная школа»

Базарно – Карабулакского района Саратовской области.

 

             

Урок – итог

по литературе в 9 классе

«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина

   

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Галактионова Любовь Алексеевна,

                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                 первой категории

                                                                                 МБОУ «СОШ с. Алексеевка

                                                                                 Базарно – Карабулакского района

                                                                                 Саратовской области»

 

                                               п. Базарный Карабулак

                                                            2013г

 «Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина

Цель урока: познакомиться с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставить точки зрения критиков, выявить смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулировать основные черты личности Печорина.

Ход урока:

1. Вспомнить всё, что известно об авторе романа, чтобы понять замысел и идейное содержание романа

 - Когда был написан роман?

 ( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

 - Какова проблематика произведения?

 (Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

- В чем состоит композиционная особенность романа?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)

 - Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.

 - Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?

 Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица – самого Печорина).

  2. Слово учителя.

 -Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?

 Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.

Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

  Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».

  Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

 Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.

   Задание. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.

 -Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?

(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).

Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?!

 Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!

  А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.

 Я предлагаю вам следующие  определения.

 1 -  Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

 2 - Главное действующее лицо литературного произведения.

 3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

  - Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?

 (Третьего!)

 Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

  – Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

 Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

 Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

 В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа.

 Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

    3. Основные черты личности Печорина.

Задание по карточкам.(работа в группах)

Выводы.

Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.

Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.

Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).

Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).

«Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

4. Итоги урока.

Дом.задание: Готовиться к сочинению на выбранную тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"

Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Презентация к уроку "Разгадка образа Печорина"

Презентация для урока литературы в 9 классе "Характкристика Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")....

Конспект урока "Душа Печорина не каменистая почва".

     Урок проведен по технологии воркшоп, в связи с этим продуманы   этапы урока, задания, формирующие   информационные, познавательные. коммуникативные и лич...