Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Чикина Елена Николаевна

Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Остап и Андрий – братья и враги”.

Цель урока: формирование коммуникативной  компетенции через сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

    Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

    чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

    товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

    литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

    выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Видеофильм «Тарас Бульба».

4. Компьютер.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экран.

8. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.

Проверка домашнего задания.

Проверить готовность домашнего задания (работа с текстом, необходимо было отметить в тексте эпизоды повести, соответствующие вопросам).

3.

Изучение нового материала.

Характеристика героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Эвристическая беседа.

- Мы узнаем о герое повести по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).

- При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними, зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы.

-   Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?

-   Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?

Слово учителя.

– Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с твоим именем у людей. Родина! Как необъятны твои просторы, бескрайни степи, безбрежны леса твои! Отчизна, свобода, вольность – это красный угол поэзии. Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов. В повести “Тарас Бульба” мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам”.

Запись в тетрадях:

Патриотизм -  преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

 Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

- Ребята, можем ли мы назвать героев повести патриотами?.

Назовите их.

Ответ: Тарас Бульба, Остап, Кошевой, Бовдюг и другие. Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя.

Тема нашего урока сегодня, ребята, “Остап и Андрий – братья и враги”.

Как воспитывал Тарас сыновей?

Ответ: Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет.

Учитель: Воспитывались сыновья одинаково, но Остап погиб как герой, и отец был горд за него, а Андрий принял смерть от отца своего. Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа?

Ответ: Смерть может наступить при разных обстоятельствах, само слово несёт в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом.

Учитель: Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А теперь я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, и может быть, именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.

Слайды 1, 2, 3

2) Работа с текстом.

1 группа (образ Андрия)

1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

2. Как проявились характеры братьев в семинарии?

3. Отношения с товарищами.

4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?

2 группа (образ Остапа)

1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

2. Как проявились характеры братьев в семинарии?

3. Отношения с товарищами.

 4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?

3 группа (образ Андрия)

1.В путь на Запорожскую Сечь. (О чем  думает?) Какое впечатление оказала на него Сечь, нравы.

2. Первые битвы. Как  проявил себя? Какие качества проявляет  в бою?

3. В осажденном городе. ( Какое впечатление произвел город на Андрия? Что заставило его остаться?)

4. Смерть Андрия.

 4 группа (образ Андрия)

1.В путь на Запорожскую Сечь. (О чем  думает?) Какое впечатление оказала на него Сечь, нравы.

2. Первые битвы. Как  проявил себя? Какие качества проявляет  в бою?

3.  Смерть Остапа.

4. Какие события являются ключевыми в судьбе братьев?

Слайд 4.

Работа в группах

3) Сопоставление героев повести.

Беседа по плану в таблицах.

1.Внешний облик, его значение, отражение в характере.

- Если в первых строках повести о братьях говориться как о едином целом: « Это были два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица…Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются.

2. Как проявляются характеры братьев в семинарии? Отношения с товарищами.

- В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», «никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Прямодушию Остапа противопоставлен «изобретательный ум» Андрия, с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

3. Как проявляют себя братья в Сечи?

- Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и суровой пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой».

- В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.

4. Какие качества проявляют братья в бою?

- Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы, но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам.

- Что объединяло Андрия с Сечью? (дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

-  Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев? (Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу)

- Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас.

- Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.

5. Почему Андрий изменил своим товарищам, отчизне, семье?

- Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия? ( В нём с новой силой ожили чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству.)

- Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе? ( на Андрия производит сильное впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но больше всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей»)

- Почему Андрий изменил своей отчизне? ( Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. Ради своего чувства Андрий готов пожертвовать всем, что связывало его с семьёй, верой, миром Запорожской Сечи, родине. Он изменил Отчизне, потому что полюбил, ничего, кроме любимой, для него уже не существовало.)

- Каково ваше отношение к поступку Андрия?

- Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит « Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца: Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других Козаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно предательство достойно самого резкого осуждения.

- Но всё же многим из нас в душе жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримы трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героев. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

 - Андрий осознаёт свою вину, молчаливо признаёт за отцом право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своём, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели.

6. Как погибает Остап? Почему перед смертью Остап захотел увидеть отца?

- В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самоотвержение, твёрдость духа, он не издаёт «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью «упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

- Слышу!,- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

- Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого как преступника.

Просмотр DVD

1 эпизод «Приезд сыновей домой».

Слайд №5

Слайды №6 и №7

Слайд №8

Слайд №9

Просмотр DVD

2 эпизод «Прощания Андрия с полячкой»

Слайд №10

Слайд № 11

Просмотр DVD

3 эпизод «Тарас убивает Андрия»

Просмотр DVD

4 эпизод «Пленение Остапа».

Слайд № 12

4.

Подведение итогов урока. Обобщение знаний, полученных на уроке.

-   Кого из братьев было сложнее оценивать?

-   Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?

-   Что вы приняли для себя из этого обсуждения?

-  Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.

Ребята, давайте ответим на вопрос: В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия? (Вывод по таблице.)

Ребята, имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку?

Нет, за это нельзя человека называть предателем. Но давайте обратимся к значению слова патриот – это, прежде всего, человек, беззаветно любящий Родину.

– А как от своей Родины, Отчизны отказался Андрий?.

Авторская позиция

В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака – сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею.

Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.                Моя позиция

 Родина – это родной дом, родители, близкие люди, природа моего края. Патриот – человек, преданный интересам своего народа. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний жизненный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. Остап –народный герой.

Слайд №13

Слайд №14

5.

Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Остап и Андрий – братья и враги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Остап и Андрий - братья и враги"

Урок, направленный на понятия "Патриот", "Патриотизм", рассмотрение главных героев с точки зрения этих понятий, составление сравнительных характеристик, работа сязыком повести,...

Урок «Остап и Андрий – братья и враги»

Урок литературы в 7 классе...

Урок развития речи в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"

Урок развития речи призван обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета; а та...

Презентация "Проза и стихи - братья или враги?" (к уроку развития речи по литературе в 7 классе)

Презентация к уроку развития речи по литературе в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"...

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....

Презентация к уроку литературы 7 класс по теме "Остап и Андрий- братья и враги"

Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме...