«Остап и Андрий. Принцип контраста в создании образов братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна

Методическая разработка урока литературы в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 7 А

Учитель: Гайнутдинова Г.З.

Предмет: Литература

Тема урока: «Остап и Андрий. Принцип контраста в создании образов братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Предметные

знать: основные систему образов произведения.

уметь: выявлять сходство и различие героев на основе их сопоставления.

использовать: схему рассуждения: «тезис-доказательство-вывод».

Метапредметные (УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Личностные: - способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам;

- продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способность ценить человеческие отношения.

Регулятивные: - организовать работу учащихся в группах;

-вырабатывать в сотрудничестве цели и задачи работы, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей для достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев.

Познавательные: - организовать работу по осмысленному чтению эпизодов повести;

-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

-расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Коммуникативные: - побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Образовательные технологии: проблемного обучения, развития критического мышления, элементы технологии исследовательской деятельности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, приёмы технологии развития критического мышления, самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной, проектор, аудиозаписи, интерактивные задания, созданные на базе ресурса www.learningapps.org 

I этап. Организационный.

II этап. Первичная проверка понимания подготовленного домашнего материала.

Индивидуальная проверочная работа:

1вариант. Как козака принимали в Запорожскую Сечь? Какие вопросы задавал кошевой (атаман)?

2 вариант. Как в Сечи наказывали неплатившего должника? Как в этом наказании проявляется товарищество?

III этап. Актуализация знаний/субъективного опыта учащихся.

Вопрос к учащимся: Поднимите руку, у кого есть братья или сёстры. Насколько вы между собой похожи? Внешне братья и сестры часто бывают похожи, но по характеру мы все разные.

IV этап. Целеполагание и мотивация. (Определяем тему и цель урока)

Учащиеся определяют цели учебной деятельности совместно с учителем. Участвуют в формулировании темы урока.

Наводящие вопросы: 1. Почему на белом фоне черное пятно будет особенно заметным? Почему после сладкого торта лимон кажется еще кислей? Да, это противоположности, т.е. контрастные понятия. Следовательно, мы будем говорить о контрасте. В чем? В образах Остапа и Андрия. Тема нашего урока: «Остап и Андрий. Принцип контраста в создании образов братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Наша цель: выявить сходство и различие героев на основе их сопоставления.

V этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Прошу выбрать треугольник понравившегося цвета для дальнейшей работы.

Группы, выбравшие треугольники зеленого и желтого цвета, работают с таблицей, в которой будут фиксировать то, в чем сходны Остап и Андрий.

Группы, выбравшие треугольники розового и красного цвета, работают с таблицей, в которой будут фиксировать линию отличий между братьями, но в таблицу будут вносить то, что касается Остапа.

Группы, выбравшие треугольники синего, фиолетового и серебристого цвета, работают с таблицей, в которой будут фиксировать линию отличий между братьями, но в таблицу будут вносить то, что касается Андрия.

Черты сходства

Доказательство

Черты отличий

Остап

Черты отличий

Андрий

В повести Н.В. Гоголя мы видим запорожское казачество первой половины 17 века.

1. Как описывает братьев Н.В. Гоголь в самом начале повести? Сначала автор говорит сразу о двух братьях: одно описание на двоих. Описание: два дюжие(крупного телосложения, сильный) молодца, еще смотревшие исподлобья. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были смущены таким приемом. Больше года не были дома. Андрий: это «дитя молодое» (говорит мать), это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом (2 м 13 см).

2. После смеха отца сыновья начинают вести себя по-разному. Мы видим, что уже при первой встрече с отцом по возвращении из бурсы братья ведут себя по-разному, по ходу повествования различия всё более усугубляются.

3. После драки на кулаках отец дает характеристику сыновьям и наказ. Один пышный, добрый козак, а другой бейбас, собачий сын и мазунчик.

 4. Как Тарас Бульба воспитывал своих сыновей?

 - «нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время, потому что у них не было еще коней, не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. При выпуске только отец послал им из своего табуна молодых жеребцов»;

- «ваша нежба – чистое поле да добрый конь! Сабля – вот ваша матерь!»

5. Кто кого обнимает при встрече (после драки на кулаках): отец «челомкается» с Остапом, мать обнимает Андрия.

6. За столом при гостях автор показывает мысли Остапа об отце: «Вишь, какой батько! Всё, старый собака, знает, а еще и прикидывается». Звучит уважение к отцу, грубое, потому что похож на отца. Именно Остап «хладнокровно» останавливает отца, что нечего вспоминать, как их пороли в бурсе. Он серьезно и спокойно говорит: «Что было, то прошло». А Андрий заносчиво говорит: «Пусть теперь попробует!»

7. Перед отъездом в Сечь опять дано описание одно на двоих! Дано очень!!! Подробное описание преобразившихся братьев перед отъездом. Стр.153.

8. К кому бросается обезумевшая от горя мать? К Андрию: «в чертах лица выражалось более какой-то нежности».

9. Братья оглядываются назад, на свой хутор. Какие воспоминания связаны с ним? «От лет, когда они катались по росистой траве, до лет, когда поджидали чернобровую козачку. Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!». Мы чувствуем, что далее контрастных моментов в описании и поступках братьев будет всё больше.

10. О чем думают они в дороге? Остап был тронут слезами матери, это заставляло задумчиво опустить голову. Андрий о полячке, дочке воеводы. История двух встреч с полячкой.

11. В 12 лет их отдали в Киевскую академию. Почему? «Все почетные сановники считали необходимостью дать воспитание свои детям, чтобы потом совершенно забыть его».

12. Как учились?

13. Какие отношения с товарищами?

14. Как относились к наказанию? Прямодушию Остапа противопоставлен «изобретательный ум» Андрия. В этой характеристике первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

15. Характер? Остап «прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она только могла существовать в то время». Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые».

16. Как проявляют себя братья, приехав в Сечь? В Сечи (Возможны два ударения). «Кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море». Они стали заметными между другими молодыми удалью и удачливостью во всем. Стреляли в цели, переплывали Днепр против течения.

17. На кого из братьев большее впечатление произвели законы Сечи? На Андрия: за смертоубийство. Долго ему чудился этот страшный обряд казни и представлялся человек.

Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и суровой пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Встреча с «прекрасной полячкой» тому подтверждение.

18. Какие качества Остап и Андрий демонстрируют в бою?

- Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы, но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам. Вспомните наказ отца перед отъездом: «чтоб стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!»

- Что объединяло Андрия с Сечью? (дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

-  Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев? (Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу)

- Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас.

- Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.

VI этап. Физкультминутка

Ребята, встаньте, пожалуйста, и послушайте, что говорит Н.В. Гоголь, описывая прекрасную степь, по которой едут братья с отцом: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Вытяните руки, как будто вы пытаетесь обнять степь, и глубоко вдохните. Спасибо. Садитесь.

VII этап. Работа в группах с таблицами.

ИТОГ: Образ какого из братьев является наиболее сложным и противоречивым? Почему?

Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом, по ходу повествования различия всё более углубляются.

VIII этап. Этап обобщения и рефлексии. Интерактивный тест в качестве элемента рефлексии. Мы всё поняли.

https://learningapps.org/display?v=pp1fgixn519

Мы всё сделали, значит, всё нам подвластно.

Анализ выполнения целей урока.

IX этап. Взаимоконтроль. Предлагаю заполнить лист работы на уроке каждого члена группы.

Лист для взаимоконтроля

ФИО учащегося

Оценка

1

2

3

4

«5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал усвоил.

«4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.

«3» - работал не активно, материал усвоил частично.

X этап. Домашнее задание. Главы 6-8 (прочитать), подготовить сообщение «Особенности изображения запорожцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Презентация к уроку "История создания и историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Презентация для урока литературы 7 класса. Знакоиство с повестью "Тарас Бульба"...

Сопоставление Остапа и Андрия - главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На уроке учащимся предлагается сравнить образы Остапа и Андрия Предусмотрены различные виды работы: парная, индивидуальная, групповая...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

Урок литературы в 7 классе "Образ степи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Спецификация преподавания литературы такова, что мы должны использовать на уроке не только текстовый материал, а  для большего восприятия  обращаться  и к визуализации, которая поможет ...