Главные вкладки

    Урок в 10 классе «Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Тропина Алёна Александровна

                          Данный урок является интегрированным и рассчитан на 2 учебных часа, он помогает совместить анализ исторических событий и внутреннего мира героев романа, проследить, как исторические события, отображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев.

                                                              

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon borodinskoe_srazhenie_voyna_i_mir_tolstoy.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок (литература + история)

    10 класс

    2 часа

    Тропина А.А.

     Тема:       «Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи

                                                           Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Цели:

    обучающая:    совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния

                             героев романа;

    развивающая:   наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение

                               к изображаемым картинам войны;

                               проследить, как исторические события, изображенные в романе,

                               воздействуют на духовный мир героев;

                               увидеть художественные приемы, используемые писателем для

                              создания психологических портретов героев;

                              выяснить отношение героев романа к данному событию.

    воспитательная:  вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного

                                 состояния для человека.

    Оборудование:

     1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает  

         на доске по ходу урока):

    Мир                                                                                  Война

    Красота                                                                            Ужас

    Естественно                                                                    Противоестественно

    Нравственность                                                              Безнравственность

    Истинный патриотизм                                                  Мнимый патриотизм

    Истинные герои                                                             Мнимые герои

    2. Раскладка фотографий Музея-панорамы Бородинская битва.

    З. Иллюстрации к роману “Война и мир художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма

        «Война и мир» С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев

         Отечественной войны 1812 года.

    4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: «Нет величия там, где

         нет простоты, добра и правды»,  «Цель войны – убийство».

    5. Презентация-сопровождение урока «Бородинское сражение» (литература),

        презентация-сопровождение  урока  «Бородинское сражение» (история).

    6. Презентации, подготовленные детьми («Бородинская панорама», «Наполеон»,

       М.И.Кутузов».

                                                                  Ход урока:

    I. Организационный момент

       Сообщение целей урока

    II. Историческая справка

        1. Бородинское сражение… Как это было (см. презентацию по истории)

        2. Сообщения учеников (см. презентации-сообщения):

            -  «Наполеон»;

            -  «М.И.Кутузов»;

            -  «Бородинская панорама».

        III. Что «новое» открылось  Наташе Ростовой, Пьеру Безухову и Андрею

             Болконскому   накануне и во  время Бородинского сражения?

             (работа по теме урока, работа с текстом, заполнение таблицы на доске по ходу

             рассуждений ключевыми словами)

          1.  Лев Николаевич Толстой

            «Война и мир» т. 3   ч. 1

               «С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной  Европы, и в 1812 году силы эти двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811-го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому  разуму и всей человеческой природе событие.

                  Для нас - потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой  и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для  нас непонятно, чтобы миллионы  людей-христиан убивали и  мучили  друг друга».

    Это и есть отношение Л.Н.Толстого к войне.

    2.  К концу первой половины романа-эпопеи «Война и мир» каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции героев.

    Учащиеся: (короткие выступления).

    3. Итак, у А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. «Распадение прежних условий жизни» -  так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет «новый» главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

    4. Проследим на страницах романа, то «новое», что открылось князю Андрею, Пьеру Безухову и Наташе накануне и во время Бородинского сражения.

    5. Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: «Миром Господу помолимся. Миром, все вместе, без различия сословий без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться», - думала Наташа (т. III ч.I  гл.XVIII). Это новое понятие «миром» появляется в романе  вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине - вместе с другими, вместе со всем народом.

    6. - Как Пьер откликнулся па призыв помочь России?

        Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек

          в ополчение.

    7. - К всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

          Им движет «чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».

    8. - Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

          зачитать отрывок т. III ч.II  гл.XXI

    9. - Какой прием использует автор, чтобы выразить «торжественность и  

           значительность настоящей минуты » (т. III  ч.II  гл.XXIII)

        - Каково впечатление от окружающего мира глазами Пьера? (т. III  ч.II  гл.XX)

    10. Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя  Андрея, проследим, что «новое» открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера? (т. III  ч.II  гл.XXV)

     

    11. Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который «понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения».

     Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, «осветились новым светом».

    Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско — это патриотизм - и только одно нужно в предстоящем

    сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

    «Наш князь» - ласково называют Андрея солдаты.

    - Почему кн. Андрей говорит «Тимохин и другие»? Вспомним Тимохина.

    12.  В понятии нравственность у Толстого важная составляющая – семья: во время боя чувствуется  «семейное оживление», «солдаты … приняли Пьера в свою семью»,

    «семейный кружок людей, находившихся на батарее» (Раевского). Замените это слово

    толстовскими синонимами.

    - Единение, братство, основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю. Это и есть истинные герои.

     13. - В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и  

            почему прибегает автор?

     Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы - эту силу патриотизма -  «скрытую теплоту».

    14. Выразительное чтение фрагмента «Пьер…замер от восхищенья перед красотою

    зрелища»  (Т.3 ч.2 гл. ХХХ).

    Ключевое слово красота. Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его «бессознательно-радостное возбуждение» сменятся другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом, ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: «…война… самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство». Многократно повторяющаяся метафора «разгорающегося огня» помогает осознать герою,  в чем сила и храбрость русских солдат.

    Выразительное чтение фрагмента «Бородинское поле после сражения» (т. 3 ч.2 гл. ХХХIХ).

    15. Ключевое слово эпизода – ужас. Приём контраста позволяет убедить читателя в противоестественности и трагичности произошедшего.

        - Что изменилось в душе князя Андрея после ранения?

    Тяжело раненый князь понял: «что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».  И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это «сострадание, любовь к братьям, любящим». Это «новое» совпадает с мнением княжны Марьи и Наташи (потому, наверное, они так подружились, не только горе, но и понимание сблизило их).

    Выразительное чтение т.3 ч.2 гл. XXXVI,  XXXVII (или пересказ)

    т.3 ч.3 гл. XXXII

    16. Зачитать или инсценировать т.4 ч.1 гл.1 эпизод «В салоне А.П.Шерер»

    Приём антитезы, противопоставления.

    У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

    Зачитать «Из донесения…»

    ИЗ ДОНЕСЕНИЯ М. И. КУТУЗОВА АЛЕКСАНДРУ I   О СРАЖЕНИИ ПРИ БОРОДИНО

    от 27 августа (8 сентября) 1812 г.

    ...Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...

    ...Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставив сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Жестокая канонада с обеих сторон продолжалась до глубокой ночи. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила. Генерал-адъютант Васильчиков с 12-ю пехотною дивизиею до темноты ночи был сам со стрелками и действовал с особенным благоразумием и храбростию.

    Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

    Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую.

    По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных неприятель потерял убитыми ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-

    офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

    Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию  жизнию за свое отечество.

    IV. Сопоставительные характеристики

          1. Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и

    Наполеон – нравственные полюса романа. Выявите авторское отношение к данным историческим личностям.

    2. Выступления учащихся: сопоставительная характеристика Наполеона и Кутузова.

    3. Составляем по ходу рассуждений таблицу.

     

    Наполеон

    Кутузов

    Внешность

    непривлекательная

    непритязательная

    Манера поведения

    позёрство, лицемерие

    естественность и простота

    Отношение к людям

    властолюбие, стремление подчинить себе людей

    доброта и справедливость

    Отношение к битве

    «игра» в шахматы

     сражение за Родину

    Руководство сражением

    считает себя великим стратегом

    управляет «духом войска»

    Мотив деятельности

    завоеватель

    защитник Отечества

    Идея

    войны

    мира

    Я-реализация

    эгоизм

    единение со всем народом

    4. - Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

        - Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа и сейчас?

    V. Итоги урока:

    1. - Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова:  у Толстого

        «Кутузов - великий полководец потому, что он великий человек»?

       - Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр

         романа?

    2. Выводы урока:

    *В романе проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

    *Но  роль Наполеона и Кутузова в ходе исторических событий также велика.

    *На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои романа приходят к пониманию истины жизни; только тогда человек находит своё место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

    VI. Домашнее задание:

    1. Прочитать том III  часть III

      (сдача Москвы, пленение Пьера).

    2. Прочитать том IV

    (смерть князя Андрея, намерения Пьера убить Наполеона, партизанская война, новые народные герои – Тихон Щербатый, Платон Каратаев, Петя Ростов, изменения в жизни главных героев романа).

    3. Проверочная работа (письменно) по эпизоду «Бородинское сражение»

    т. 3 ч.1 гл. 2

    1. Почему Бородинское сражение можно назвать кульминацией всего действия романа «Война и мир»?

    2. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

    З. Что «новое» открылось Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому и Наташе Ростовой накануне и во время Бородинского сражения?

    4. Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...»?

    5. Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в описании Бородинского боя?

    6. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком?

    7. В чем видит автор сигу и мудрость Кутузова?

    8. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к интегрированному уроку литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

    Данный урок – урок истории и литературы. Тема урока: « Бородинское сражение».( по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»). Ценность урока в соединении планов исторического и ху...

    Разработка интегрированного урока литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»).

    Интегрированный урок – это специфическая форма занятия. Главное на нём – это изучение междисциплинарных объектов. Именно на таких уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и прочных з...

    Урок по теме "Бородинское сражение"

    Урок истории в 8 классе по теме «Бородинское сражение» (с применением приёмов работы технологии критического мышления)...

    Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

    Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...