М.Булгаков "Роман "Мастер и Маргарита" Урок и возможные вопросы по предлагаемым темам.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Андреева Наталья Валерьевна

Предлагаются варианты  вопросов  для изучения, анализа и  понимания произведения М.А.Булгакова " Мастер и Маргарита" в  11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вопросы к роману Булгакова М.А.48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Роман Мастера.  Анализ ершалаимских глав».

Цели урока: познакомить учащихся с историей создания романа «Мастер и Маргарита»; сформировать представление о жанре произведения, об оригинальности композиции и наличии трёх сюжетных линий; путём анализа 2 главы- своеобразного идейного центра романа- выяснить, какие нравственные вопросы ставятся автором и как они решаются.

ХОД   УРОКА:

  1. Слово учителя.  

Роман «Мастер и Маргарита»- писательский подвиг М.А.Булгакова.

Над его созданием автор работал 12 лет (1928-40). Неоднократно менялся замысел романа, его композиция, сюжет, система образов.

Роман пережил 8 правок: «Инженер с копытом», «Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер» и др.  До последних дней Булгаков исправлял, дополнял, перестраивал «своё детище».

Впервые роман был опубликован в 1966-67 годах в журнале «Москва».

Из 300 рецензий на произведение Булгакова только три были положительные.

Известно, что Ахматова была знакома с рукописью романа и дала оценку: «Он гений».

  1. По жанровой принадлежности Булгаков определил произведение как роман, но литературоведы дают определения роман-МИФ, ФИЛОСОФСКИЙ роман, ЛИРИЧЕСКИЙ роман, ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, БЫТОВОЙ роман

Композиция: роман в романе, или двойной роман, два романа противопоставлены друг другу, но образуют единство.

Три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа); мистическая (Воланд и москвичи); любовная (Мастер и Маргарита).

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной точке - в ВЕЧНОСТИ.

  1. ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ (анализ глав 2,16,25,26,32, эпилог)
  2. Итоги урока.

Роман посвящён вечным проблемам, которые существуют в настоящем, как и много лет назад.

Что такое ИСТИНА?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Противопоставление и борьба добра и зла.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

  1. Д/З : ответить на вопрос 18 письменно;

             по группам: ответы на вопросы по темам

  1. Мастер и Маргарита;
  2. Искусство, творчество и власть, Московские главы;
  3. Воланд и его свита.

    6. Оценки за урок.

Варианты вопросов для рассмотрения по предлагаемым темам.

Тема 1

Роман Мастера. Ершалаимские главы.

(главы №№ 2, 16, 25, 26, 32, эпилог)

1.Какие проблемы разрешаются в романе Булгакова: реалистические,

   философские, фантастические?..

2. О чём роман Мастера? Почему его сложно читать и понимать?

3. Найдите описания Пилата и Иешуа.

4. Почему Понтий Пилат говорит о себе, что он «свирепое чудовище»?

5. Проследите по тексту, как меняются глаза и глаза Понтия Пилата?

6. Боится ли арестант Пилата?

7. Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает, что он умеет                

    убеждать людей?

8. Какой провокационный вопрос задаёт Пилат?

9. Что такое истина в понимании Иешуа? А в вашем?

10. Какое решение принимает Пилат  после этой части разговора в

     отношении Иешуа? Почему? Что им движет?

11. В какой момент и почему изменится настроение Понтия Пилата?

12. Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его  

      душе ужас? В каких произведениях звучит тема бессмертия?

13. Какой поступок совершает Пилат, пытаясь облегчить муки совести?

14. Как ведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

15. Можно ли назвать Левия истинным учеником Иешуа?

16. Как судьба наказала Понтия Пилата за трусость?

17. Какой эпизод завершает роман, написанный Мастером?

18. В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой

      М.А.Булгаковым? В каких ещё произведениях даётся переосмысление

      этой истории? Чей взгляд вам ближе и почему?

Тема 2

Мастер и Маргарита.

(главы №№13, 19-22, 24, 27-32, эпилог)

  1. Найдите в тексте портреты Мастера и Маргариты.
  2. Почему Мастер отвергает слово «писатель», сказанное в его адрес Иван Бездомный?
  3. Чем Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
  4. Прошлое Мастера. Как объясняет Мастер нападки на его роман?

         Почему Мастер его сжёг?

  1. Почему Мастер ищет пристанища в доме скорби, а Маргарита рассчитывает на помощь дьявола?
  2. Как Маргарита наказывает Латунского? Что её останавливает?
  3. Каким образом Маргарита возвращает своего возлюбленного?
  4. Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?
  5. Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? Почему?

10.Почему Мастер не заслужил «света», а заслужил «покой»?

11. Чем заканчивается история Мастера и Маргариты?

12. Какова роль Мастера и Маргариты романе Булгакова?

13. Каково отношение к ним автора?

14. Можно ли сравнивать Мастера и Булгакова?

Тема 3

Московские главы. Искусство и власть.

(главы №№ 1, 3-9, 28)

1.Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии.

2. Найдите в тексте описания московского быта.

3. Что за организации МАССОЛИТ и «Грибоедов»? Кто собирается в «Грибоедове»?

4. Как встретил литературный мир роман Мастера?

5. Что не устраивало литераторов в  романе Мастера?

6. Охарактеризуйте Аллоизия Могарыча.

7. Где был Мастер до психиатрической лечебницы?

8. Почему Мастер рассказывает часть своей истории Ивану Бездомному на ухо? Чего он боится?

9. За что и как наказан Берлиоз?

10. Как меняется Иван Бездомный после встречи с Мастером.

      (Иван Бездомный ------ Иван Николаевич Понырев)

11. Как наказаны люди искусства и власти свитой Воланда?

12. Сатира и гротеск в романе. Перечислите эпизоды.

13. Как вы понимаете афоризм Воланда «Рукописи не горят»?

ТЕМА 4

 Воланд и его свита.

( главы №№1, 9-12, 14, 15, 17, 18, 23, 27, 29-32, эпилог)

1. Воланд. Портрет

2. Цель визита Воланда в Москву.

3. Каково происхождение свиты Воланда?

4. С точки зрения Воланда, как меняются москвичи за 2 тысячи лет?

5. Как и кого наказывает свита Воланда?

6. Роль Воланда в произошедших московских событиях: карающий

    меч или наблюдатель? Почему?

7. Сходство Воланда с Мефистофелем Гёте.

8. Почему у Сатаны бал Великий?

9. Как погибает барон Майгель? За что?

10. Как наказан Берлиоз? Почему?

11. Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?

12. Какова роль Воланда в соотношении добра и зла в мире

      булгаковских героев?

13. Какое значение вкладывает Булгаков в слова «свет» и« покой»?

14. Почему Воланд выполняет просьбу Левия Матвея?

15. В чём смысл эпиграфа к роману?

16. Можно ли переделать этот мир? Как?

17. Отношение Булгакова к «нечистой силе».

18. Как вы понимаете слова «счета оплачены»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные вопросы по разговорным темам

Предлагается список вопросов по изучаемым разговорным темам....

Вопросы викторины по теме "Русский народ: праздники, традиции, обычаи"

Урок-викторина ( внеклассное мероприятие) рекомендуется проводить в предверии Нового года ( Святок).Вопросы составлены для учащихся старших классов....

Элективный курс «Избранные вопросы математики» по теме «Неравенства» для 11 класса.

Элективный курс «Избранные вопросы математики», рассчитан на 34 часа, в объёме один час в неделю и направлен на углубленное изучение темы «Неравенства». Данный курс можно использовать в 10 и 11 ...

вопросы к устным темам Биболетова М.З."Enjoy English-5" Units3,4

Список вопросов для коллективного или индивидуального написания топиков в 5 классе в том порядке, как они встечаются в учебнике. Подходит для дальнейшего контроля монологической и диалогической речи....

Вопросы для закрепления темы "Системы счисления"

Вопросы по теме Системы счисления...

Как выполнить задание вида "составить уравнения возможных реакций" (на примере темы "Свойства оксидов", 8 класс)

Предлагаемая презентация с анимационными эффектами и подсказками может помочь восьмикласснику  научиться выполнять задания данного вида при изучении темы "Свойства оксидов". Предназначена для...

Антон Павлович Чехов (1860-1904) Возможные вопросы для викторин и конкурсов

Антон Павлович Чехов(1860-1904)Возможные вопросы для викторин и конкурсов...