Вопросы викторины по теме "Русский народ: праздники, традиции, обычаи"
материал по истории (10 класс) по теме

Урок-викторина ( внеклассное мероприятие) рекомендуется проводить в предверии Нового года ( Святок).Вопросы составлены для учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc60.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ромодина Т.В.
учитель истории гимназии №441

Вопросы  викторины по теме "Русский народ: праздники, традиции, обычаи"

Почему обувь на Руси в средние века сначала долго разнашивали, а потом долго носили?


* * *

Почему замужние женщины на Руси тщательно скрывали волосы под волосником? Каково происхождение слова “опростоволоситься” и что оно означает?

* * *

О каком важном явлении русской средневековой жизни и культуры сложили загадку: “Живой мертвого бьет, мёртвый благим матом кричит, на крик народ бежит”?


* * *


Почему не только рубашки, но и летники, душегреи, сарафаны и даже нераспашные шубы надевались на Руси через голову, как тогда говорили “накладывались”?


* * *


Каково происхождение выражения “спать под козырем”, “козырять”? Видимо, обладатели этой детали одежды важничали.


* * *


Почему женские сапожки в старину называли “черевичками”?


* * *


Объясните, каково происхождение слова “изба”.


* * *


Почему в богатых русских средневековых домах зеркала  помещали в простенках между окнами и всегда задергивали атласными или бархатными занавесками на кольцах?

* * *


Почему русская изба называлась курной? Чем объяснить долговечность курных изб (многие из них сохранялись столетиями)?


* * *


Объясните, как русская печь повлияла на характер русской национальной кухни.

* * *


Какие дни недели на Руси были постными? Почему именно эти дни?


* * *


Почему пряники считались на Руси самым дорогим подарком? Какие пряники больше ценились: лепные или печатные?


* * *


Вашему вниманию предлагается несколько месяцев из древнерусского календаря с некоторыми пояснениями и не в традиционной последовательности. О каких современных месяцах идет речь:
Зарев (от слова “зарево”) –
Березень (начало цветения березы) –

Просинец (становилось светлее) –

Листопад (опадение листьев с деревьев) –

Червень (или серпень) – начало жатвы серпами –

* * *


Используя пословицы, поговорки, сказки, составьте меню обеда средневековой Руси (до XVI в).

* * *


Объясните, что означали для наших предков приметы:

1. Плюнуть нечаянно на одежду                                

2. Во щи залетела муха                                               3. Икать                                                                         4. Поперхнуться при еде  

5. Случайно погасить свечу                                        6. Надеть наизнанку носки или рубашку                  

1. Обнова                                          

2. К удаче

3. Кто-то вспоминает

4. Кто-то спешит к обеду

5. Нежданный гость

6. К слезам

* * *

Что такое “двунадесятые праздники”? Назвать некоторые из них, указать дату.

* * *

Посреди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: “Полюби Андреевну – будешь с хлебом”. О какой Андреевне идёт речь?


* * *


Ногаты, куны, резаны, веверицы. Единицей измерения чего являлись в Древней Руси?

* * *

Какое дерево являлось символом девичества, женственности у славян?

* * *

Какое число наиболее часто употребляется в русских пословицах и поговорках? Как оно понимается? Приведи примеры.

* * *


Локоть, сажень, пядь, вершок, верста. Меры длины у русского народа. Как определялись эти меры?


* * *

Одинаковы ли по длине сажень, косая сажень и маховая сажени? Как они измерялись?

* * *

Что означает выражение “лапотная миля”?

* * *

Подберите римским и греческим богам близкие соответствия среди славянских божеств и духов:

Венера – Афродита –

Юпитер – Зевс –

Нептун – Посейдон –

Веста – Гестия –

           – Пан –

Нимфы и неяды –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку,традициям и обычаям родной страны»

Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя любовь к малой Родин...

Методическая разработка урока "Традиции, обычаи и праздники в Великобритании"

Данная методическая разработка адресована преподавателям и раскрывает особенности организации обучения и проведения занятия по теме «Традиции, обычаи и праздники в Великобритании».  Изучение инос...

Дополнительная образовательная программа "Традиции, обычаи, ремесла народов России"

Программа кружка "Традиции, обычаи, ремесла народов России", календарно-тематическое планирование, 140 часов...

Сценарий классного часа на тему: «Обряды, традиции, обычаи чувашского народа»

Обряд, обычаи, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и ...

Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....

Методическая разработка "Испанские семейные праздники, традиции, обычаи и предпочтения"

Методическая разработка "Испанские семейные праздники, традиции, обычаи и предпочтения"Почитание семейных традиций - вот кредо настоящего испанца. Хотите праздновать свой день рождения неско...

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа", 10 класс

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....