урок-путешествие по "Мертвым душам" Н.В.Гоголя (9 класс)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Питеркина Татьяна Витальевна

Данный материал представляет собой урок-путешествие команд учеников по станциям и проводится ,как итоговый, по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе. К уроку  заранее совместно с детьми готовится план путешествия на ватмане  - изображение просторов России. Особо подчеркиваются дороги, ведущие к станциям. Каждая станция изготавливается из картона со съемной крышей, внутри которых задания. Мотив путешествия и дороги ведь здесь не случаен и тесно связан с творчеством Гоголя и непосредственно с "Мертвыми душами" . Подготовка к игре - это своего рода проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Современные образовательные технологии предоставляют широкий выбор различных форм и методов проведения обобщающих, итоговых уроков. Однако мой  опыт работы показывает, что игровые варианты обобщающих уроков, хотя и не новы, но очень эффективны не только в 5 – 6 классах, но и в старших. Они стимулируют познавательный интерес к предмету, помогают преодолеть пассивность учащихся, сплачивают ребят и формируют командный дух, а также требуют тщательной подготовки по целому разделу или теме. Хочу предложить один из вариантов проведения итогового урока по творчеству Н.В.Гоголя – урок - путешествие.

К занятию заранее на ватмане готовится план путешествия – схематичное изображение просторов России, одна дорога, ведущая к станциям.  Их всего восемь. Каждая станция – изба из картона со съемной крышей, откуда достаются задания для команд.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, совсем недавно мы с вами закончили знакомство с величайшим произведением русской литературы – поэмой « Мертвые души». Сейчас мы собрались, чтобы   систематизировать, обобщить и  закрепить наши знания по    творчеству великого писателя Н.В.Гоголя, и выбрали для этого очень интересную форму урока – игру.

    Из урока в урок мы совершали путешествие по главам поэмы вместе с Чичиковым и автором и вздыхали, как А.С.Пушкин: »Да, грустна наша Россия». Давайте и  сегодня отправимся в небольшое, но увлекательное путешествие в мир Н.В.Гоголя, снова вернемся в прошедшие уроки и пройдем поэтапно путь изучения произведения.

    - Сделаем первую остановку. Станция «Мой Гоголь».

 - Я надеюсь, что знакомство с творчеством Гоголя не оставило вас равнодушным и у каждого в сердце, в памяти остался свой Гоголь. Попробуйте вспомнить историю вашего знакомства с ним и воссоздать своего Гоголя. (Каждый из участников команд должен за несколько секунд одним словом охарактеризовать этого писателя. Ответить на вопрос: «Какой он?» Жюри  оценивает ответы.)

    Вторая остановка – станция «Биографическая».

(С каждой команды -  по одному представителю. Они получают задание на карточках: к датам в левом столбике подпишите события в жизни Гоголя.)

    1821 –

    1835 –

    1809 –

     19 апреля 1836 г. –

    1831 –

    1841 –

Ответы: 1)Поступает в гимназию в г. Нежин; 2) закончил комедию «Ревизор»; 3) год рождения писателя; 4) премьера комедии «Ревизор»; 5) вышла в свет первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», знакомство с А.С.Пушкиным; 6) 1 том «Мертвых душ».

- Пока представители команд заполняют карточки, я задаю вопрос по биографии Н.В.Гоголя остальным.

    1)  Назовите полную фамилию Гоголей.

    2) В честь кого был назван писатель?

    3) В каком городе находилась гимназия, где родился Н.В.Гоголь?

    4) О каком своем произведении Н.В.Гоголь предпочитал не вспоминать и никому не рассказывать?

    5)Какие псевдонимы, прозвища Гоголя вы знаете?

    6) В 1836 году, после премьеры «Ревизора», он уезжает в Европу. В каких странах он находит приют?

     Ответы: 1) Гоголь-Яновские; 2) в честь святого Николая, иконе которого молилась мать писателя,  очень религиозная женщина; 3) город Нежин; 4) «Ганц Кюхельгартен», идиллия; 5) в гимназии – Мертвая мысль, Таинственный Карла; Алов, Пасичник Рудый Панко; 6) Италия, Германия.

Собрать карточки, выставить баллы.

Третья остановка – станция  «Театральная».

- А теперь, ребята, вспомним одну из известных произведений Н.В.Гоголя –комедию «Ревизор», которая до сих пор не сходит с подмостков известных театров. Форма -  вопрос-ответ.

1) В каком театре состоялась премьера спектакля?

2) Кто из русских царей присутствовал на премьере?

3) Какую известную фразу произнес  царь?

4) Кто играл впервые роль Хлестакова?

5) Почему Гоголь был разочарован постановкой?

6) Какая известная поговорка взята в качестве эпиграфа к комедии?

Ответы: 1) В Александринском; 2) Николай  Первый; 3) « Ну и досталось же всем, а больше всего – мне»; 4) Александр Дюр; 5) зрители восприняли пороки отстраненно от себя, не поняли замысел автора; 6) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Четвертая станция.

- А сейчас приглашаются по одному представителю из команды, те, кто читал и знает многие произведения писателя. (Они заполняют карточку).

К какому произведению относятся следующие герои произведений:

Хома Брут

Андрий

Солоха

Акакий Акакиевич

Ляпкин-Тяпкин

Городничий Сквозник-Дмухановский

Елизавета Воробей

Степан Пробка

Ответы: 1) «Вий»; 2)  « Тарас Бульба»; 3) «Вечера на хуторе…»; 4) «Шинель»; 5) «Ревизор»; 6) «Ревизор»; 7) «Мертвые души»; 8)»Мертвые души».

В это время у доски еще  по одному участнику с команды расставляют цифры по порядку появления произведений:

«Мертвые души»

«Ревизор»

«Вечера на хуторе…»

«Ганц Кюхельгартен»

Сб. «Миргород»

Сб. «Арабески».

Ответы: 1) 6; 2) 3; 3) 2; 4) 1; 5) 4; 6) 5.

Следующая остановка «Город NN».

- Подъезжаем к городу  NN. Чтобы следовать далее, команды должны указать последовательность, от кого к кому из помещиков, ездил Чичиков.

Должна получиться последовательность: Манилов----------Коробочка---------Ноздрев--------Собакевич---------Плюшкин.

«Блиц-опрос».

( Из  каждой команды приглашаются по одному участнику. На этом этапе задаю вопросы на знание текста «Мертвых душ». Каждому ученику по 10 вопросов. Ответ должен прозвучать моментально.

1 ученику.

- Где происходит действие поэмы?

- Кто предлагал Чичикову купить пеньку, свиное сало и птичьи перья?

- Как отозвался о Чичикове Собакевич после первого знакомства с ним?

- Как звали детей Манилова?

- Кто имел «страстишку нагадить ближнему, иногда без всякой причины»?

- К «толстым» или «тонким» чиновникам причислил себя Чичиков?

- Кого и за что Чичиков мысленно назвал «чертов кулак»?

- Кто такой Чубарый?

- Кто из персонажей назван «ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

- Во что играли Чичиков с Ноздревым?

Ответы: 1) В городе NN; 2) Коробочка; 3) преприятнейший человек; 4) Алкид и Фемистоклюс; 5) Ноздрев; 6) к толстым; 7) Собакевича за жадность; 8) конь Чичикова; 9) Манилов; 10) в шашки.

2 ученику.

- Как зовут Чичикова? Его социальный статус?

- Какие страсти и привычки свойственны Петруше?

- Как звалась деревня Манилова?

- Чем угостил Чичикова Плюшкин?

- Кто из помещиков называет окружающих на «ты»?

- Кому из помещиков принадлежал крестьянин Петр Савельев Неуважай-Корыто?

- Кто хотел, чтобы Чичиков купил жеребца, каурую кобылку, собаку?

- С кем из помещиков Чичиков целовался?

-Кто приписал Чичикову в список мертвых душ «Елизаветь Воробей»?

- Что говорили дамы города N вместо «я высморкалась»?

Ответы: 1) Павел Иванович, коллежский советник; 2) страсть к чтению, спать не раздеваясь и носить с собой особенный воздух; 3) Маниловка; 4) черствым куличом, привезенным когда-то дочерью;5) Ноздрев; 6) Коробочка; 7) Ноздрев;8) с Маниловым; 9) Собакевич; 10) Освободила нос посредством платка.

3 ученику.

- У кого из помещиков Чичикова покусали блохи?

- У кого из помещиков «не было своего задора»?

- Какая глава начинается с лирического отступления автора о его юности?

- Какие три главных предмета изучали женщины города NN в пансионатах?

- Каково семейное положение Ноздрева?

- О ком из помещиков мужик сказал: «Заплатанной, заплатанной».

- При каких обстоятельствах встретились Чичиков и губернаторская дочка?

- Кому из помещиков принадлежит Максим Телятников?

- У кого из помещиков был «храм уединенного размышления»?

- Кого из помещиков Чичиков встретил в трактире?

Ответы: 1) У Коробочки; 2) у Манилова;

3) шестая; 4) фортепьяно, французский язык, хозяйственная часть; 5) вдовец, двое детей; 6) о Плюшкине; 7) когда ехал от Ноздрева к Собакевичу, у них столкнулись экипажи; 8) Собакевичу; 9) у Манилова; 10) Ноздрева.

Следующая станция. Заранее готовятся следующие предметы:

Книга с закладкой

Шкатулка

Шашки

Зубочистка

Курительная трубка

Изображения комода и шарманки

Ученики должны угадать, кому принадлежат эти предметы.

Далее показываю изображения

Черного дрозда

Мыши

Медведя

Собак

Вопрос: к кому и какое отношение имеют  эти животные.

 

Ответы: 1) Манилову; 2)Чичикову; 3)  Ноздреву; 4 Плюшкину; 5)  Манилову;

6 Коробочке и Ноздреву; 7) у Собакевича в клетке; 8) Плюшкин( у него глаза мышиные); 9) Собакевич был похож на медведя; 10) Ноздрев.

. Следующая остановка – станция «Теоретическая».  Вытягиваем задание. Команды читают вопрос, обсуждают (время для обдумывания – 1 мин.), капитаны команд  доказывают свое утверждение.

     №1. Почему «Мертвые души» - поэма, хотя написана прозой?

    №2. Какая связь между «Мертвыми душами» и «Божественной комедией» Данте?

    №3. Доказать, что в поэме огромную роль играет деталь.

Дополнительный вопрос: В истории русской литературы в течение длительного времени среди литературных критиков главенствовало мнение, что «каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, более мертв, чем предыдущий». Но в последнее время появилось мнение, утверждающее, что «Манилов, однако, мертвее  Плюшкина». (Ю.В.Манн). Попробуйте доказать это предположение.

- В конце нашей игры представим домашнее задание. Вы должны были изобразить, нарисовать « современного» Чичикова. Как бы он выглядел, если бы жил в наше время?

Заключительный этап – подведение итогов. Жюри подсчитывает, сколько верст проехала каждая команда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по химии "Химическая тропа здоровья" 10 класс

Данный урок проводится в конце изученной темы. Цель урока: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся об углеводородах: их номенклатуре, изомерии, химических свойствах....

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

Урок - путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации 5 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация". 5 класс...

Урок. «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание. 6 класс Учитель физики Бейбулатова Е.А.

Урок.  «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание  (6 класс). Пропедевтический курс физики....

Конспект урока "Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей". 5 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок - путешествие. Раздел: обыкновенные дроби. УМК: Г.В.Дорофеев....

Открытый урок-путешествие по теме" Деление дробей" в 6 классе

Данный урок - закрепление пройденного материала по теме "Деление дробей" в 6 классе, посвященн 200-летию Бородинского сражения. На каждом этапе урока учащиеся узнают ход сражения, его героев. При этом...

Урок - путешествие "В гости к талисману" в 4 классе по английскому языку

Урок — путешествие по английскому языку «В гости к талисману» предназначен для проведения в 4 классе по теме «Олимпийские игры. Сочи 2014». Задачи урока состоят в том, чтобы органично ввести необходим...